Я думаю, вы уже читали блог Виктора Фомина «Круфоком«. Так вот, он согласился опубликовать у меня в блоге гостевой пост, и, честно говоря, вышло потрясающе. Парень, который прочел сотни книг, легко рассуждающий на темы религии, философии, обладающий талантом писать действительно интересно сегодня в вашем распоряжении. Искренне рекомендую.

Bentley. Just-fuck-you

Печатные динозавры

Что случится с писательским промыслом в недалеком будущем? Этот вопрос стал меня волновать еще в неком издательстве. Первой тревожной ласточкой была фраза «продайте еще рекламу, нам не хватает на аванс» – и это при том, что журнал в своей области очень востребован.

Я периодически прогуливаюсь мимо киосков прессы и с удивлением смотрю на их пестрые выкладки. Мне, как человеку, который уже давно все любопытное узнает из интернета, трудно представить себя покупающим, к примеру, Esquire (хоть недавно чуть не купил), я уже не говорю про «желтую» прессу.

Печатный текст мне напоминает крысу, бегущую с корабля – крыса потихоньку оцифровывается и уплывает в виртуальные дали. Небольшой пример: New York Times совместно с Apple разработали программу для iPad, позволяющую читать эту солидную газету в электронном формате. Тем же сейчас заняты и другие продвинутые издательства: подписка на .pdf-рассылку стала выгодней бумажной.

Рано или поздно это придет к логическому завершению, когда печатные издания повторят судьбу механических часов – проще говоря, перейдут в область luxury. Параллельно с все ускоряющимся темпом жизни, я думаю, произойдет появление такого образа, как человек, читающий газету. Этим он будет олицетворять негласное:

«Я могу себе позволить никуда не спешить, и поэтому я читаю на бумаге».

Дороже тысячи слов

Графика постепенно вытесняет другие средства восприятия информации. Если мы говорим про интернет, это очень актуально. На сайтах редко практикуется звуковая заставка, тот же А. Лебедев считает это полным маразмом. Подкастинг вроде трепыхается, но видеосервисы уделывают его по всем параметрам – порно лучше смотреть, а не слушать.

В принципе, визуальная (образная) составляющая всегда играла огромную роль в познании окружающего мира. Я приведу высказывание одного арт-директора, взятое с сайта adme.ru, статья «Живые легенды рекламы»:

“Все визуальное меня вдохновляет. От изобразительного искусства до фильмов, от архитектуры до прекрасного заката. Я же арт-директор. Я верю, что изображение более ценно, чем тысяча слов”. Lee Clow (TBWAMedia Arts, TBWA Worldwide)

Сильно сказано. Это идеальная иллюстрация того, что все люди видят мир по разному. Но далеко не все согласятся с этим человеком – например, Google, сделавший 3-х минутную текстовую рекламу, которую называют своеобразным эталоном подачи информации.

Значит, текст не так уж и притесняют, а?

Да у нас дофига текста!!!! Адин адин

Давайте вспомним биржи удаленного труда и тысячи фрилансеров-копирайтеров. Эти люди сейчас делают с текстом такие вещи, которые похожи на сравнение сексуальной морали XIX и XX веков.

Он держал тебя за руку? Боже, как волнительно.

Кхм…  Ну, если вспомнить все места, где побывала его рука, я бы скорее сказала, что это я держала его за руку.

Вот так и с сегодняшним интернет-текстом. «Продающий» текст. «Размноженный» текст. «Глубокий» рерайт. Любой каприз за Ваши деньги.

А есть еще супермаркеты готового контента. Я прекрасно понимаю, что тысячи сайтов нуждаются в наполнении, но это выглядит просто печально. Серое море безликих знаков, продающихся на вес, как шмотки в секод-хенде. Они обступают человека, который, по наивности, еще думает, что писать – это искусство, и давят его тоннами технически грамотно сложенных словесных конструкций.

Теперь писать – это инженерия.

Будьте проще, и к вам потянутся читатели?

В русском языке, по заверениям «толстоведов» около четырехсот тысяч слов. Но даже при таком количестве рано или поздно встречаются повторяющиеся комбинации. В этом, в принципе, и заключается смысл скорочтения – слово не обязательно читать целиком, оно «догоняет» вас. Это похоже на далекий крик:

..ся, ..зьми ….фон!!!

И если Вас зовут Вася, путем несложных умозаключений Вы понимаете, что кричали «Вася, возьми телефон».

Как же так? А куда делись четыреста тысяч слов? Даже в качестве альтернативы ничего не подставляется.

А дело в том, что при общении мы обходимся пачкой слов, которые используются гораздо чаще, чем их синонимы. Такое унифицированное слово напоминает вершину айсберга. Зная его, человек уверен, что его поймут – а все остальные значения и оттенки, которые расходятся от слова, как корни, интересны только более образованным людям.

Именно такая методика рекомендуется при изучении иностранного языка. Чтобы понимать девяносто процентов несложного разговора (исключающего какую-либо специфику – теологические споры, обсуждение двигателей) достаточно знать около трех тысяч слов.

То же самое  происходит и сейчас. Главное для копирайтера – писать доступно. Писать понятно. Мало кто будет читать рерайт, каким бы он не был глубоким, если в нем будут мелькать слова: «витиеватый», «бытие», «совокупность», или даже «метаморфоза».

Я имею ввиду не сложные темы, а всякие познавательные статейки, которых пруд-пруди, и которые объясняют любому доверчивому читателю, почему не нужно покупать бэушный автомобиль или что такое депрессия у подростков.

Из недр интернета извлекаются конструкции, перетряхиваются, складываются в благозвучное «старое – хорошо передранное новое» – вуаля, текст готов, господа! Подавать?

Я Количество. Пиздец Качеству

В этом обезличивании и заключается разница. Мне лично пугает понятие «тексты», которые применяют по отношению к этим болванкам. Это массовое убожество – словно фабрика по клонированию котов, которых небрежно носят за хвосты. На брюхе у котов стоят печати :«Продающий, 2000 зн.», «Рерайт, уникальность 93%», и т.д.

Кота надо гладить и чесать за ушком – что вы делаете, люди ?!

Конечно, многие копирайтеры отлично пишут. Цепляешься взглядом за строчку, невольно читаешь вторую, и, таким образом, не успеваешь заметить, как прочитал всю статью. Обратите, пожалуйста, внимание – я не сказал «прочитал весь текст». Если иметь ввиду творчество, здесь уместны другие слова.

В журнале скажут: «у Вас хорошая статья». В издательстве примут хороший рассказ. В школе похвалят за хорошее сочинение. А другу вы можете принести наброски и попросить конструктивную критику. Попробуйте приставить здесь «текст» – это попросту убого. Во всяком случае, творчеством здесь и не пахнет.

Текст – это печатная машинка. Клац-клац-клац. А то, что он выражает – уже нечто большее. Личное мнение, порывы души, декларация намерений или признание – но это что-то цельное, сложившиеся из буквенных сплетений, которые называются текстом, и которыми, по недоразумению, питается интернет, в полной уверенности,  что это – вкусная и здоровая пища.



Упрощение упрощения

Давайте посмотрим рекомендации Якоба Нильсена по оптимальному размеру знаков. Это всемирно известный специалист по интернет-юзабилити. Легко читаемый текст, – говорит он, должен быть размером в семьсот знаков, не больше.

И, как упоминалось выше, такой текст должен быть легкочитаемым. А еще лучше влепите картинку или комикс.

На самом деле, развитие графики – это развитие умственной лени. Это очень простой механизм. Мозг осваивает всю информацию графического образа за 40 секунд. Т.е., если человек смотрит на что-то, он успевает увидеть все, что надо увидеть (простите за тавтологию) за этот промежуток времени. Остальное – уже просто разглядывание и запоминание.

Так или иначе, мы мыслим образами. При чтении происходит активная работа – поиск в памяти отложившихся образов и взаимодействие с ними. Простой пример:

Мужчина поливает дерево, на него лает собака.

Где-то на складе, под черепушкой, валяются тысячи мужчин, тысячи деревьев, тысячи струй воды, тысячи собак,  тысячи вариаций движения и даже тысячи изображений оскаленной собачьей пасти. Мозг комбинирует все это, одновременно подыскивая в звуковом отделе подходящий к картинке звук лая и плеск воды – а если у вас богатое воображение, то и ругань мужчины, отгоняющего собаку, гудки автомобилей, и прочее.

Это все – работа мозга.

А теперь берем готовую картинку:

Мужчина в синем комбинезоне, слегка сгорбившись, поливает из старого шланга дерево высотой приблизительно полметра. На него лает, присев, серый пес с подпалинами и надорванным ухом. Эта сцена происходит возле дороги, по которой катится поток автомобилей.

Здесь все разжевали и положили в рот. Работы здесь нет – сплошное удовольствие, или «фан», – то, что получают в школе американские ученики («Классная Америка», Айрат Димиев).

Эпилог

Я писал это не с целью сделать какие-то окончательные выводы – это всего лишь приглашение к размышлению. Я не выступаю за то, чтобы порвать все комиксы и повесить всех режиссеров – я просто начал замечать, что мне все сложнее сконцентрироваться на материале, если он не напечатан на белых страницах, изготовленных из перемеленной древесной стружки. Фильмы, арты – это все хорошо, но… в меру.

Ах, да. Гоните в шею копирайтеров, чтоли. Тогда может кто-то и писать начнет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *