Дело идет к новой газовой войне. Москва изо всех сил пытается вовлечь Европу в конфликт с Киевом

Газовые споры с Украиной длятся уже много лет, но последние две недели Москва вела себя так, будто на этот раз творится что-то непоправимое. Премьер, президент, вице-премьеры и министры — все они едва ли не каждый день, хором и по очереди, громко заявляли, обращаясь к Европе, что у Киева нет денег платить за газ и что «Газпром» снова закроет вентиль. Владимир Путин даже написал письмо в Евросоюз, чего никогда не делал. Из Киева в ответ — гробовая тишина. Из Брюсселя тоже. «Украинцы нам никак не давали понять, что у них проблемы с оплатой», — говорил Newsweek в прошлую среду источник в Еврокомиссии.
Роковой день должен был наступить в прошлое воскресенье, 7 июня. Именно к воскресенью «Нафтогаз» обязан был погасить долг за поставки в мае. Лишь в пятницу президент Виктор Ющенко предложил экстренный выход: взять недостающие для погашения долга $475 млн из золотовалютных резервов страны. Однако на момент сдачи номера в «Газпроме» не подтверждали факт оплаты. Если деньги не придут в срок, то, согласно подписанному в январе контракту, Украина переходит на 100-процентную предоплату газовых поставок. А это Украина не потянет точно.
Фокус в том, что Украине сейчас газ не очень нужен — хватает своего, закачанного в хранилища (ПХГ), — и лучше подождать с закупками, потому что потом газ подешевеет. Но в контракте прописаны ежемесячные объемы поставок, и если ему следовать, придется брать — много и дорого. Теперь картина января, когда Владимир Путин и Юлия Тимошенко подписывали якобы спасительный для всех газовый контракт, становится более ясной. Оказалось, что Киев в проигрыше, а Путин, вероятно, еще в январе готовился именно к такому развитию событий: июньский газовый кризис стал второй серией январского.

На развитие событий очень сильно влияют два обстоятельства. Во-первых, в Европе из-за кризиса упало потребление газа. Заводы простаивают, и газа нужно меньше, чем раньше. Особенно на самой Украине, по которой кризис ударил очень сильно. Экспорт газа из России упал вдвое, подтверждает источник в газовой отрасли: «Раньше в Европе был дефицитный рынок газа, а теперь появился профицит». Когда предложение превышает спрос, потребитель всегда может выбирать и торговаться.
Во-вторых, газ сейчас дорогой, а будет стоить дешевле, это известно, и всем потребителям выгоднее закачивать его из хранилищ, чем сегодня покупать у «Газпрома». Так в Европе и делают, и ровно это пытаются делать в Киеве. Украине невыгодно покупать, говорит аналитик «Арбат Капитал» Виталий Громадин, во втором квартале газ для нее стоил $280 за тысячу кубометров, а в третьем будет стоить около $230.
Контракты европейских стран с «Газпромом», говорит источник в одной из газовых компаний, позволяют не выкупать лишний газ. Это «контракты возможностей», позволяющие выкупать часть указанного в контракте газа и доплатить штраф, если не нужен остальной. Украинский же контракт в этом смысле, видимо, самый жесткий.
«Газпром» и сам попал в похожую ситуацию с Туркменией: был вынужден покупать у нее слишком много слишком дорогого газа. Тут как раз в апреле на газопроводе, ведущем из Туркмении, произошел взрыв, и объемы идущего оттуда газа резко упали. Туркмения грозилась подать на «Газпром» в суд за то, что тот специально снизил отбор газа, чтобы добиться аварии. «Управляемая техногенность», — подтверждал источник Newsweek в газовой сфере. А на днях зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев так прямо и сказал коллегам в Туркмении: «Пересматривайте либо цены, либо объемы». «Что можно “Газпрому”, не положено “Нафтогазу”», — иронизирует Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis.

ДЕНЕГ НЕТ

Режим предоплаты — это не шутки, нагнетал на прошлой неделе Медведев. Нет предоплаты, нет и газа, пугал вслед за ним Путин, транзит может быть полностью остановлен меньше чем через месяц — в конце июня. Все это было адресовано не Украине, а европейцам. Европа должна занять более активную позицию, убеждали президент и премьер. Путин даже предложил Евросоюзу дать Украине совместный кредит. Евросоюз отвечал фирменной формулировкой министра финансов Алексея Кудрина: денег нет. Медведев даже стал искать деньги в Международном валютном фонде, вспомнив об антикризисном резервном фонде в $1,1 трлн, который было решено создать на саммите G20.
До октября, по контракту, «Нафтогаз» должен будет закачать в хранилища 19,5 млрд кубометров газа, а заплатить за это придется более $4 млрд. Украинцы должны были начать закачивать газ в свои ПХГ еще в апреле, а не начали до сих пор. Труба узкая, и технология торговли газом с Европой устроена так, что закачивать газ нужно начинать заранее, а то европейцам его не хватит зимой, говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Петр Гришин.
У Украины денег нет. Украинская экономика демонстрирует максимальные темпы экономического спада в кризис. Базовые отрасли рухнули в первом квартале почти на 30%. Регулярно платить за газ из валютных резервов нельзя — они нужны на поддержание гривны. МВФ уже выделил Украине кредит в $16,5 млрд на два года для поддержания платежного баланса. У «Нафтогаза» дела обстоят еще хуже. Дефицит компании в 2009 году составит $4,5 млрд. Согласно отчету украинского Центра энергетических исследований, в мае за импортное сырье «Нафтогазу» необходимо было заплатить около $650 млн, а на внутреннем рынке компания смогла заработать всего $350 млн.
«Москва должна понять, что в кризис мы просто не в состоянии платить такие суммы, а тем более работать с предоплатой», — говорит член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Михаил Волынец. Если Россия переведет «Нафтогаз» на предоплату, то транзит попросту остановится, пугают в секретариате президента Ющенко. Так что Медведев и Путин, вероятно, правы, когда предупреждают Европу, что Украина неплатежеспособна.

На прошлой неделе Украина сохраняла стоическое спокойствие. Эту тему нагнетать не стоит, говорил представитель секретариата украинского президента Роман Жуковский: вот если 7 июня «Нафтогаз» не рассчитается, «тогда и будем говорить». В среду украинский министр топлива и энергетики Юрий Продан успокаивал: всегда вовремя рассчитывались, так будет и дальше. Чиновник в профильном комитете Еврокомиссии на условиях анонимности сказал Newsweek ровно те же слова: «Март, апрель, май — шума было много, а Украина платила в срок». Но Москва давила изо всех сил: нет у них денег, и точка.
Последние несколько месяцев «Нафтогаз» платил из заплаченного «Газпромом» аванса за транзит. Если бы не этот аванс, уже в апреле Украина смогла бы оплатить только треть необходимой суммы, говорит представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. Как раз тогда, в конце марта, Украина и Еврокомиссия подписали декларацию о модернизации украинской газотранспортной системы. Москва устроила скандал. «Непродуманно и непрофессионально» решать такие вопросы без основного поставщика, возмущался Путин.
Именно тогда, говорит близкий к правительству источник, работающий на Украине, в Москве сильно рассердились на Юлию Тимошенко и перестали «в нее вкладываться». 8 апреля она должна была приехать в Москву за кредитом. Визит был сначала отложен, потом все-таки состоялся, но кредит Украине не дали. Только совместный кредит с Европой, говорили в Москве. Раньше об этом речь не шла. Вероятно, тогда Путин и поменял тактику: идея теперь была в том, чтобы разделить риски с Европой и чтобы Европа несла материальную ответственность за действия украинских политиков, говорит источник в правительстве. Возможно, Путин просто руководствуется эмоциями.
Украина изначально требовала «абсолютно грабительские», слишком льготные условия кредита, говорит чиновник правительства, кроме того, непонятно какие гарантии Украина может дать, что вернет кредит. Разве что трубу, считает он. Москва уже много лет пытается получить контроль над трубой, идущей через Украину, и таким образом перекрыть Киеву возможность бить Москву транзитной ставкой. По другой версии, в этом новом жестком торге с Киевом Москва будет стремиться связать нынешний договор о поставках дополнительными штрафами, чтобы его нельзя было пересмотреть.
Так или иначе атака, развернутая Путиным и Медведевым на прошлой неделе, свидетельствовала только об одном: Москва снова готова идти до конца. За неуплатой нужной суммы к 7 июня следует перевод на 100-процентную предоплату, а следующим шагом, практически автоматически, так как эту ношу Украина нести не может, «Газпром» снова закрутит вентиль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *