«Газпром» попал в очень тяжелое финансовое положение, но все равно готов тратить деньги на самый важный политический проект года – президентские выборы на Украине

На прошлой неделе «Газпром» объявил тендер на проведение корпоративных праздников для своих сотрудников. Объявление висит на сайте компании и гласит, что максимальный бюджет новогодней вечеринки — 4 млн рублей. В конкурсной документации указано, что вечеринка пройдет в конференц-зале офиса на улице Наметкина. Два года назад «Газпром» снимал на Новый год загородный клуб на Клязьме, а три года назад — «Метрополь». В докризисные времена средний бюджет новогоднего корпоратива в некрупной компании составлял порядка 15 млн рублей. «Это не прикол. Мы никогда особо не шиковали, а сейчас еще и экономим», — объясняет официальный представитель компании Сергей Куприянов.
В «Газпроме» уже несколько месяцев шепотом обсуждают, что финансовое положение корпорации достаточно плачевное. Официальные заявления гласят, что год был тяжелым, но компания все равно закончила его с профицитом. Однако сейчас выясняется, что профицитный бюджет удалось сверстать только благодаря беспрецедентным внешним заимствованиям, а чистой прибыли по итогам года у «Газпрома» нет. Об этом говорят источники в компании. «Газпром» и до этого занимал примерно по 90 млрд рублей в год, а в этом году ему пришлось занять 304,9 млрд рублей.
Сергей Куприянов признает, что из-за снижения цен и объемов продаж «Газпрому» пришлось залезть в долги. «Но мы четко выдерживаем диапазон допустимых значений коэффициента долговой нагрузки, чтобы сохранить наши рейтинги на инвестиционном уровне», — настаивает он. По его словам, основная часть кредитов пошла на то, чтобы выкупить 20% акций «Газпром нефти» у итальянской компании ENI.
Еще в начале года «Газпром» планировал, что эту сделку профинансирует правительство, но Минфин не дал денег. В июле стало известно, что «Газпром» сократит свою инвестпрограмму с 920 до 775 млрд рублей. А в начале сентября правление монополии снизило эту сумму еще раз — до 761 млрд рублей. С учетом внеплановых трат на «Газпром нефть» сумма сократилась на треть.
Весь год «Газпром» сворачивал проекты, которые раньше считал своей гордостью. Например, были заморожены работы на Бованенковском месторождении — его запуск отложен на неопределенный срок. Однако сокращения не коснулись самых дорогих проектов «Газпрома», удивляется Михаил Корчемкин, директор East European Gas Analysis, в первую очередь строительства газопроводов. «Газпром» поступил как нормальное министерство: заморозил наименее капиталоемкие проекты (например, расширение подземных хранилищ газа) и сохранил самые капиталоемкие (например, рекордно дорогой газопровод Сахалин–Владивосток), отмечает Корчемкин.
Источник в компании объясняет, что не были отправлены под нож прежде всего те проекты, которые лично контролирует Владимир Путин. Чтобы оправдать его доверие, топ-менеджмент «Газпрома» готов идти на любые затраты.

ПОТЕРЯ ПОПУЛЯРНОСТИ

В этом году «Газпром» пережил обвал. Во-первых, вслед за нефтяными упали мировые цены на газ. Во-вторых, из-за кризиса резко сократился спрос на него в Европе. К тому же минувшей зимой, когда цены еще находились на пике, «Газпром» на ldt недели ушел с рынка ради проведения газовой войны с Украиной. В результате российская монополия недополучила, по ее собственным подсчетам, около $2 млрд. А после той войны выяснилось, что российский газ в прежних объемах Европе уже не очень нужен.
В поисках альтернативных поставщиков энергии европейцы в этом году заинтересовались сжиженным природным газом. Строить терминалы по приему сжиженного газа начали такие традиционные покупатели российского газа, как Польша и Хорватия. По словам Владимира Дребенцова, главного экономиста BP по России и СНГ, за год потребление сжиженного газа в Европе выросло на треть, и это только начало.
Газ на европейском спотовом рынке оказался гораздо дешевле привычного российского, который идет по трубам. Дело в том, говорит президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, что в Америке упал спрос на сжиженный газ и продавцы направили танкеры с ним в Европу и стали им там торговать по демпинговым ценам.
За этот год «Газпрому» пришлось снизить добычу на 23%, а поставки в Европу — на 35%. Это официальные цифры. Эксперты говорят, что реальное сокращение экспортных продаж может достигнуть и 50%.
Раньше «Газпром» сознательно очень дорого покупал газ у Туркмении. Такова была политическая задача — ни в коем случае не допустить, чтобы Ашхабад нашел себе других клиентов. Монополия в первую очередь выполняла политические требования правительства и Кремля, а уже потом заботилась о собственном заработке. Весной это стало невозможно — покупать газ по цене, прописанной в контракте, получалось слишком дорого. Сначала «Газпром» сократил отбор газа, что привело к взрыву газопровода, а потом, по данным Newsweek, стал требовать снижения цены.
Труба «Средняя Азия–Центр» не работает до сих пор. Неделю назад Дмитрий Медведев приезжал в Туркмению и обсуждал с Гурбангулы Бердымухаммедовым пути примирения. Туркмения снова отказалась снижать цену. Источник Newsweek в Минэнерго считает, что ожидать разрешения конфликта с Туркменией в ближайшее время не стоит.

УКРАИНСКИЙ ФРОНТ

Главная политическая задача, которая сегодня стоит перед «Газпромом», — обеспечить нужный исход президентских выборов на Украине. «Неправильных» итогов украинских выборов не простят ни Путин, ни Медведев, считает Михаил Корчемкин. А отказ «Газпрома» от выполнения контрактных обязательств перед Туркменией позволяет ему пустить сэкономленные средства на украинское направление.
Контракт, подписанный Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным 19 января этого года, предусматривал, что Украина должна купить у «Газпрома» 40 млрд кубометров газа. В контракте был прописан принцип take-or-pay — покупая меньше оговоренного объема, Украина должна была платить штраф. Однако еще летом «Газпром» вдруг сменил гнев на милость и согласился вопреки контракту не штрафовать Украину за то, что в этом году она купит только 33 млрд.
Потом Юлия Тимошенко объявила, что в следующем году «Нафтогаз» купит только 25 млрд кубометров — в два раза меньше, чем предусмотрено контрактом. А Владимир Путин в Гданьске подтвердил, что не возражает. Несмотря на то что двусторонние отношения в кризисе и Дмитрий Медведев обвинил украинские власти в «откровенно антироссийской политике», к Юлии Тимошенко эти претензии не относятся. Недопоставка газа обойдется «Газпрому» в $5 млрд. «Брать с Украины такие деньги ни за что, в качестве штрафов, — это, конечно, перебор, — рассуждает Леонид Григорьев. — В нынешней ситуации контракт — это не святое».
И это далеко не последняя инвестиция в украинскую предвыборную кампанию, которую готова сделать Россия. В правительстве обсуждается возможность предоставить Киеву кредит в $1,5–2 млрд, как раз чтобы он смог заплатить за газ. «Газпром» не возражает и против роста транзитной ставки. Источники в «Газпроме» уверяют, что этой зимой уже привычной газовой войны с Украиной не будет. Но Леонид Григорьев опасается, что Виктор Ющенко эту войну намеренно спровоцирует, чтобы навредить той же Тимошенко: Нацбанк Украины находится под контролем президента, поэтому он может в любой момент заморозить платеж «Газпрому» и создать кризисную ситуацию.
Естественно, Тимошенко уже вовсю критикуют в Киеве за близость к «Газпрому». Ее соперник, бывший спикер Рады Арсений Яценюк, утверждает, что, отказываясь от штрафов сегодня, «Газпром» хочет «поставить Украину на колени» позже, когда потребует все невыплаченные штрафы в судебном порядке. «Нам придется на коленях упрашивать Россию не применять штрафные санкции, — пугает избирателей Яценюк, — а значит, снова придется что-то отдать взамен, поскольку, как известно, Москва слезам не верит».
Сценарий, описанный Яценюком, выглядит вполне правдоподобным, но может быть реализован только после украинских выборов. Следующий президент Украины, кем бы он ни был, всегда будет на крючке — у России будет повод в любой момент начать новую газовую войну. Проблема в том, что если эта война случится, она нанесет колоссальный удар прежде всего по «Газпрому».
Уже сейчас из-за подешевевшего сжиженного газа российский газ неконкурентоспособен в Европе, рассуждает Владимир Дребенцов из BP. А очередная газовая война станет для европейцев просто подарком. Теперь европейские потребители знают, чем в экстренном случае заменить российский газ. «Газпром» еще раз перекроет трубу — и Европа окончательно уйдет к другим поставщикам топлива.

Читайте также
Очень большая Охта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *