Дело зятя Назарбаева раскололо австрийскую политическую элиту. Местные партии и не заметили, как оказались вовлечены в борьбу за власть в далеком Казахстане

Жизнь своих друзей и соратников, оставшихся в Казахстане, Рахат Алиев, опальный бывший зять президента Нурсултана Назарбаева, сравнивает с трамваем: «половина сидит, остальные трясутся». Его собственная жизнь похожа скорее на американские горки. И за ее причудливыми виражами теперь пристально наблюдает далекая от Казахстана Австрия. Там Алиев оказался, когда из казахского «серого кардинала» и мужа наследницы престола превратился в государственного преступника №1, заочно приговоренного к 40 годам тюрьмы по обвинению в похищении людей и попытке госпереворота.
Еще недавно родина Алиева ассоциировалась у австрийцев разве что с пошлыми шутками британского комика Саши Барона Коэна, сыгравшего роль казахского журналиста Бората. Но с тех пор как Алиев нашел в Австрии убежище, у многих жителей этой страны создается впечатление, что Казахстан — соседнее государство.
«Ссора между Рахатом Алиевым и его бывшим тестем — самый сногсшибательный международный скандал, с которым Австрия сталкивалась в последние годы, — объясняет Мартин Штаудингер, который расследовал эту детективную историю для австрийского еженедельника Profil. — По мотивам этой невероятной аферы впору писать триллер в стиле Джона Ле Карре».
Вопрос о возможной депортации казахского беглеца расколол страну на два непримиримых лагеря. Одни считают Алиева политическим беженцем, пострадавшим за свои демократические убеждения. Другие видят в нем преступника, который скрывается от казахского правосудия и вводит в заблуждение австрийское.
Дело Алиева даже включили в повестку дня специальной парламентской комиссии. Она будет расследовать поведение австрийских партий, которые вольно или невольно оказались вовлечены в подковерную борьбу между официальной Астаной и проалиевским лагерем. Результаты работы комиссии — их обнародуют в начале следующего года — могут навредить находящейся у власти партии социал-демократов. Некоторых ее членов обвиняют в пособничестве казахским спецслужбам.
Газеты утверждают, что бывший министр внутренних дел Карл Блеха помог Комитету национальной безопасности Казахстана (КНБ) достать венский адрес Алиева. За данные о его месте жительства Астана якобы готова была заплатить €1,2 млн и помочь австрийским бизнес-проектам в Казахстане. Австрийскую партию свободы обвиняют в том, что она вносила парламентские запросы об экстрадиции Алиева по заказу Астаны. «В этой истории речь идет о таких взятках, что уму непостижимо», — пишет Profil, ссылаясь на одного из следователей.
Австрийская народная партия якобы, наоборот, содействовала ускоренному получению Алиевым вида на жительство и заморозке следственных действий. Из крупных австрийских партий в скандале не замешаны разве что «Зеленые». Они, пользуясь случаем, обвиняют всех своих противников в потворстве «казахской мафии и КГБ».
Венский политолог Петер Герлих говорит, что политические партии были только рады поводу вылить друг на друга ушат грязи и в итоге выкрутятся. Крайним во всей этой истории, по мнению опрошенных Newsweek экспертов, станет сам Рахат Алиев. Если теперь подтвердится, что австрийские политики преступают из-за него закон — чтобы помочь ему или его противникам, — Алиева, может, и не экстрадируют в Казахстан, но уж точно вынудят покинуть Австрию.
Впрочем, до этого может и не дойти — комиссия только-только начала работать, как разразился скандал. Выяснилось, что у ее главы — бывшего министра экономики Мартина Бартенштайна — тоже тесные связи с Казахстаном. Ему принадлежит крупная фармацевтическая компания, одной из важнейших рынков сбыта которой является как раз Казахстан. Теперь решается вопрос о его замене.

ВРАГ ГОСУДАРСТВА №1

В Австрии 46-летний Рахат Алиев скрывается с весны 2007 года, когда его лишили всех постов и объявили в международный розыск. Алиев объясняет это местью за свои политические амбиции и идеологические расхождения с президентом Назарбаевым. Его бывший тесть тогда как раз готовился внести поправки в Конституцию, позволяющие лично ему сколько угодно раз баллотироваться на пост главы государства.
«Он и Путина тогда к этому подталкивал — не хотел, чтобы только его считали изгоем», — говорит Алиев. Он утверждает, что пытался отговорить тестя, из-за чего и впал в немилость — Назарбаев якобы увидел в нем потенциального соперника. Алиев не скрывает, что тогда действительно метил в президенты: «Без амбиций не было бы прогресса. Я тогда еще не понимал, что Верховный вокруг себя терпит только серых мышей». Опасным для президента и его окружения Алиев, по его собственному предположению, стал еще и потому, что слишком много знал — ведь он занимал руководящие должности в налоговой полиции, службе охраны президента и КНБ. «Неудивительно, что я для них враг №1. Я знаю все про всех», — утверждает Алиев, объясняя, что вывез значительное количество секретных документов и до сих пор получает из Казахстана оперативную информацию.
Договориться об интервью с Рахатом Алиевым было непросто. В Австрии он с недавних пор старается бывать как можно реже, предпочитая постоянно перемещаться по ЕС. Он согласился встретиться в одной из европейских столиц, но дал себе время, чтобы «пробить» меня по своим каналам. Через несколько дней он сообщил, куда нужно приехать, чтобы ждать дальнейших инструкций. В назначенный день Алиев перезвонил — номер не высветился — и сказал, что сейчас приедет его помощник.
Его посыльный — молодой европеец крепкого телосложения — пригласил меня в черный автомобиль представительского класса и сразу поинтересовался, не страшно ли садиться в машину к незнакомцу. Я объяснила, что привыкла ловить частников в Москве. Он недобро хмыкнул и попросил пристегнуться, хотя сам пристегнут не был. «Я на работе не пристегиваюсь», — отрезал он.
Мы остановились у неприметного отеля на окраине города. Рахат Алиев в сопровождении еще одного телохранителя ожидал нас за крайним столиком в ресторане гостиницы. Он сидел спиной к входу, у окна, занавески были задернуты. На столе сигареты, кофе и яблочный сок. Если бы не два плюхнувшихся за соседний столик амбала, Алиева можно было бы принять за обеспеченного туриста.
Он сразу извинился за все эти меры предосторожности, объяснив, что старается не ради себя, а ради будущего свободного Казахстана. Недавно он создал альянс, который так и называется — «За свободный Казахстан». Цель организации — подготовить почву для его возвращения на родину. У новоиспеченной оппозиции уже есть свой спутниковый телеканал К+, также они возлагают большие надежды на файлообменные сети и YouTube. «При нынешнем режиме вернуться не получится, — признает Алиев, погружаясь в облако густого дыма. — Но есть два сценария его свержения».
Первый — мрачный и участия самого Алиева не предполагает: президент погибает при невыясненных обстоятельствах, и его сменяет кто-то из ближайшего окружения. «Как это было с Туркменбаши», — просто объясняет Алиев. По официальной версии, лидер Туркмении Сапармурат Ниязов умер своей смертью. По словам Алиева, его бывший тесть именно этого больше всего и боится: «Он мне как-то открыто сказал — меня из этого кабинета только вперед ногами вынесут».
Второй вариант — цветная революция: в преддверии выборов 2012 года создаются условия для гражданских акций неповиновения, и оппозиция в итоге побеждает. Алиев говорит, что уже начал работу над воплощением этого сценария. Но это все планы на будущее. Пока Алиев работает над второй своей книгой — за хранение и распространение первой, вышедшей под заголовком «Крестный тесть», в Казахстане можно угодить за решетку — и бегает от казахских спецслужб. Он утверждает, что за его поимку и доставку в Астану президент якобы готов отдать $10 млн.
Возможно, ему было бы проще скрываться от бывших коллег из КНБ, если бы он попросил политического убежища в той же Австрии. Но Алиев говорит, что тогда он по местным законам не сможет вести политическую борьбу против страны происхождения, а именно этому он намерен посвятить ближайшие годы.

ФОНД ЖЕРТВ РАХАТА АЛИЕВА

«Это чушь, нет таких законов в Австрии», — говорит Анна Цайтлингер, адвокат венского бюро «Лански, Ганцгер и партнеры». Она уверена, что на самом деле Алиев просто боится, что, имея статус беженца, не сможет свободно передвигаться за пределами страны. Цайтлингер и ее коллеги представляют интересы «Тагдыр» (по-казахски «судьба»), который неофициально называют «фондом жертв Рахата Алиева». Среди его учредителей — жены двух пропавших в 2007 году менеджеров Нурбанка, большая часть акций которого на тот момент принадлежала Алиеву.
Бюро «Лански, Ганцгер и партнеры» — одно из самых высокооплачиваемых в Австрии. От имени своих клиентов это бюро подало несколько исков о возбуждении уголовных дел. Один — против администрации нижнеавстрийского городка Хорн, где Алиеву удалось подозрительно быстро прописаться. Еще два — против прокурора города Вены Петера Седы — за необоснованный отказ от экстрадиции Алиева и невыполнение следственных действий по преступлениям, которые инкриминируются ему на родине.
«Если уж они не выдали его Казахстану, то должны были сами расследовать это дело. Но не сделали ровным счетом ничего, — возмущается Цайтлингер. — Они не взяли его под стражу, не допросили, даже не распаковали присланные из Астаны видеопленки с показаниями свидетелей». Последний иск адвоката «жертв Алиева» был подан в Страсбургский суд по правам человека против Австрии. «Наши клиенты имеют право знать, что стало с их мужьями, — говорит Цайтлингер. — И у нас есть все основания полагать, что ответ на этот вопрос знает человек, прикрываемый властями Австрии: Рахат Алиев».
«В этой истории нет героев», — говорит Мартин Штаудингер из журнала Profil. Он считает, что нужно с одинаковой осторожностью прислушиваться к словам обеих сторон: «На кону большие суммы и значительные силы. Каждое их заявление имеет обратную сторону, каждый факт — второе дно».
Штаудингер говорит, что если Назарбаев хочет поймать Алиева, у него осталось не более трех месяцев. В 2010 году Казахстан возглавит ОБСЕ, и если бывший зять Назарбаева пропадет в течение этого года, это будет «ну уж совсем не комильфо». Прогнозировать что-либо журналист отказывается: игра слишком непредсказуема. Например, два месяца назад союзник Алиева — скрывавшийся с ним в Австрии бывший глава КНБ Альнур Мусаев — вдруг объявил, что Алиев пытался организовать на него покушение. «Это интереснее фильмов про Бората, — заключает австрийский журналист и добавляет: — Никакое предположение не звучит фантастично, даже что Назарбаев и Алиев в итоге помирятся».

Читайте также
Рахат Алиев: «Казахские спецслужбы должны меня благодарить»
Анна Цейтлингер: «Сфабриковать такое дело фантазии не хватило бы!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *