Телепутики

В свои два года Илья Лисоренко из подмосковного Сергиева Посада уже успел освоить главный предмет в доме – телевизионный пульт. «Схватит его и давай на все кнопочки нажимать, пока ящик не включится, – рассказывает мама Юля. – Приклеится носом к экрану, не оторвешь». Поначалу Юлю это устраивало – пока малыш отвлечен, она могла хоть немного заняться домашними делами. Но недавно ребенка лишили доступа к эфиру – мама решила повнимательнее посмотреть, что же так увлекает сына, и пришла в ужас. «Даже в дневное время детям смотреть нечего: 1–2 мультика, а потом сплошные сериалы, фильмы и ток-шоу для взрослых», – возмущается она.


Перед самым Новым годом, на заседании Совета законодателей по проблемам демографии, Владимир Путин заявил, что в ближайшее время на российском телевидении появится полноценный детский канал. Что понимать под «ближайшим временем» – не уточнял. Рабочей группы по созданию канала пока нет, концепции тоже. Что на нем показывать и, главное, кто это будет смотреть, пока совершенно не ясно. Ходят слухи, что как базу используют спутниковый проект Первого канала – «Теленяня», но его руководство от комментариев уклоняется. Но главное, что проект этот никому не нужен: участникам телерынка детские программы уже давно как кость в горле: продукт это затратный, но малодоходный, а у малышей нет привычки к ТВ – они привыкли обходиться DVD, компьютерами и кинотеатрами.


То, что «детскую площадку» выделят, – понятно: «сам» велел! Но, учитывая прежний опыт, можно предположить, что выйдет опять потемкинская деревня. Именно так случилось с двумя предыдущими специализированными проектами, запущенными точно так же – по велению сверху. У каналов «Культура» и «Спорт» рейтинги – едва ли не в рамках статистической погрешности. «Спорт» так и не смог избавиться от местечковости – ему перепадают только второстепенные, второсортные соревнования, главные события из области «быстрее–выше–сильнее» делят между собой Первый, «Россия» и НТВ. С вялой, архаичной «Культуры» программы, собирающие хоть какой-то рейтинг – будь то «Школа злословия» Смирновой–Толстой или «Культурная революция» Швыдкого, – при первой же возможности стараются уйти на телеканал, который все же смотрят.


У детского телевидения много зрителей тоже не будет, даже сейчас, когда детские передачи в эфире большая редкость; дети и ими почти не интересуются. Самая рейтинговая, по данным Gallup, передача – «Спокойной ночи, малыши!» – еженедельно собирает всего около 8% зрителей и занимает 25–30-е место в Топ-100 Gallup. «Ералаш», традиционно занимающий вторую строчку хит-парада детских телепередач, собирает 6%, да и то потому, что его зачастую смотрят и взрослые.


Мультсериалы по утрам, отдельные образовательные программы – в основном лицензионные, вроде «Улицы Сезам» – тоже по утрам да еще и в выходные, плюс редкие советские фильмы от «Тимура и его команды» до «Гостьи из будущего» во время каникул. Вот и все, за что может зацепиться детский глаз при переключении с канала на канал. Телевизионщики вообще всяческипытаются от детских передач «отделаться»: ставить их в эфир очень невыгодно – их нельзя прерывать рекламой (разрешено пускать рекламу только в начале и конце детских передач длительностью более 15 минут). Сейчас на центральном ТВ доля детских передач составляет всего 6–7% эфирного времени, хотя по требованию Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций этот показатель должен быть значительно выше. У Первого, например, 15% (на практике, по результатам последнего мониторинга, – 3%); у «России» – 10% (реально – 3–4%). Проще получить предупреждение от комиссии – как бывало уже не раз почти со всеми федеральными каналами, – чем работать себе в убыток. Так что будущее канала для детей в коммерческом смысле очень туманно – если сложно окупить 15% эфира, что же говорить про полноценный канал.


Правда, на Западе уже научились работать с рекламой «для детей и их родителей»: там, понимая, что более целевую аудиторию сложно себе представить, принялись забивать эфир прямо перед детской передачей или сразу после нее всевозможными памперсами, детскими «диролами» и «орбитами», игрушками и аппаратами для сцеживания. «Аудитория действительно очень ценна с точки зрения рекламоёмкости», – уверен Александр Костюк, директор по телеизмерениям TNS/Gallup Media. Просто у нас еще не умеют с ней работать. Недаром несколько лет назад гендиректор Первого Константин Эрнст не стесняясь говорил, что счастлив избавиться от «Спокойной ночи, малыши!». Мол, на «России», куда перекочевал проект, есть государственные деньги, вот пусть они и занимаются «благотворительностью».


12-летний Марк по телевизору смотрит только «Свою игру» и научно-популярные передачи, остальное – «скука смертная». «Хотя я бы с удовольствием смотрел, если бы хорошее что-то шло, – рассуждает он. – Детям очень нужен свой канал, чтобы никаких глупых новостей!»


Мечтают о канале для своих отпрысков и родители – последние опросы ВЦИОМ показывают, что 80% россиян считают отсутствие детского канала одной из главных проблем современного отечественного ТВ. Да и ученые обеспокоены: в Центре социологии образования Российской академии образования вот уже несколько лет изучают телепристрастия молодых россиян. Выводы печальные. «Адресных передач для детей очень мало. Передач, ориентированных на разные возрастные группы, еще меньше», – говорит директор центра, психолог, профессор Владимир Собкин. По его словам, обдуманной концепции детского вещания нет ни у одного из центральных каналов.


Так что детский канал вроде бы нужен всем, но только в том случае, если он будет интересным и полезным. А с этим у нас проблемы – подобной продукции для детей в России фактически нет. По словам Анатолия Прохорова, художественного руководителя студии компьютерной анимации «Петербург», создавшей популярный мультсериал «Смешарики», сейчас для эфира подходит лишь 30% архивов «Союзмультфильма» – все остальное «идеологизированное и пионерское, смотреть не заставишь». Да и 30% на поверку оказываются чем-то уж совсем несерьезным: весь архив – всего-то на 700 часов эфира.


Анна Михалкова, актриса, телеведущая и по совместительству мать двоих детей, уверена, что наработка материала – вопрос времени. Она двумя руками за появление телеканала для своих малышей. «Сейчас по телевизору им смотреть нечего: то, что есть на центральных каналах, – капля в море, – уверена она. – Выручают DVD и кинотеатры».


Новинки 7-летняя Варвара Плющева тоже предпочитает смотреть в кино, а потом пересматривать на диске. Поэтому то, что недавно по телевизору шел один из ее любимых мультиков «Лило и Стич», она и не заметила – «тыщу раз уже смотрела». А вот мультсериалы ей нравятся, так что чаще всего Варя смотрит СТС – «Скуби-Ду», «Приключения Вуди» и другие. Когда она смотрела по ТВ российские мультики, Варя не вспомнила: «Редко попадаются, хотя они хорошие»; больше всего ей нравится «про семь богатырей» («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» 1951 г.Newsweek). Мультик о Карлсоне Варя смотрела, но «что-то не очень помнит», о чем он.


«За период постперестроечного бардака мы вырастили целое поколение детей, которым Том и Джерри, и в особенности Бивис и Батхед, стали ближе, чем Иванушка, кот Матроскин, Марья Искусница и Варвара Краса», – сожалеет Борис Грачевский, бессменный руководитель легендарного «Ералаша». Правда, беда тут не только в том, что советские мультики сейчас не показывают – они еще и просто не очень интересны современным детям.


«Многие сейчас говорят о детском телевидении, но мало кто задумывается о том, каким же оно должно быть: отвечающим представлениям взрослых или востребованным у детей? – рассуждает Алексей Ефимов, куратор “Теленяни”, директор международного вещания Первого канала. – А их интересы принципиально отличаются не только от выбора их родителей, но даже и от детей, выросших в 90-е». По его словам, проблема контента стоит действительно очень остро. «Волк и Заяц из “Ну, погоди!”, Кот Леопольд и Крокодил Гена – герои из прошлого, – говорит Ефимов. – Детям нужны новые персонажи и новые интонации, а их нет». Он уверен, нашей продукции очень сложно соперничать с такими монстрами, как Disney, Nickelodeon и Cartoon Network – и по технологиям, и по качеству. Западные телеканалы для детей существуют уже более 20 лет, в США, например, юных жителей развлекают, обучают и воспитывают сразу 15 каналов. Есть отдельная кнопка для юных любителей флоры и фауны, детей, интересующихся историей и иностранными языками, для зрителей подростковых сериалов и, конечно, несколько ресурсов для фанатов мульфильмов. Самые высокие рейтинги, по традиции, именно у последних.


Дети, живущие в Западной Европе, тоже предпочитают мультфильмы. И, кстати, в основном тоже американского производства. «Главная проблема детского телевидения в Европе состоит в остром дефиците национального продукта. Каналов много, но 8 из 10 – ретрансляция американских, – говорит Мая Гетц, директор Международного института по изучению детского и юношеского телевидения. – Американская реальность не всегда соответствует европейской ментальности. Но что поделаешь – это глобализация. Да, и самим детям нравится». Популярные во всем мире Nickelodeon и иже с ним есть и у нас: абоненты самой популярной в России системы спутникового телевидения «НТВ-Плюс» имеют доступ к нескольким платным детским каналам – англоязычному Cartoon Network и отчасти русифицированным Nickelodeon, Jetixи Jetix Play, транслирующим западные мультфильмы, сериалы и передачи. А вскоре появится и еще один – новый мультяшный канал, но уже отечественного производства.


В апреле холдинг «Проф-Медиа» планирует перепрофилировать канал-телемагазин «2х2» в круглосуточный анимационный. Правда, эфир займут скорее всего не Муха-Цокотуха и Карлсон, а Симпсоны и South Park. Заявленная целевая аудитория канала – люди в возрасте 11–34 лет, так называемые кидалты – «взрослые дети» (от англ. kidults), которые «живут в мегаполисах, неплохо зарабатывают, с удовольствием ездят на самокатах и роликах, носят одежду и аксессуары с изображениями игрушечных персонажей, играют в компьютерные игры и хотят, чтобы телевидение их развлекало». Детям тут опять ловить нечего.


 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: