Грядущая перепись должна показать успехи социальной политики Кремля и правительства. Из-за кризиса ее могут отменить

Питерское агентство «РиФ» уже двадцать лет отправляет российских граждан на ПМЖ за рубеж. Три года назад потенциальных клиентов стали знакомить с «Народной переписью России», рассказывает менеджер Виталий Ветров. Такой маркетинговый ход. «Перепись» составили сами сотрудники агентства из разной статистики с интернет-сайтов. Это пятнадцать страниц с данными по наркоманам, нищим, офицерам-уголовникам, брошенным деревням и абортам. «Почитаешь — жить не захочется, — рекламирует свою работу Ветров. — Вот и читают, а потом просят помочь с получением визы». Дела пошли в гору.
Перепись и статистика — проверенные инструменты пропаганды. В царской России «мертвыми душами» населяли потемкинские деревни, а в СССР официальная перепись маскировала жертв голода, войны и репрессий. От переписи-2002 тоже не ждали ничего хорошего — она не могла не показать, что в 90-х люди стали жить хуже. Но в Кремле особенно не переживали: Владимир Путин за 90-е не отвечал.
За результаты переписи-2010 уже можно спросить и с Путина. Она должна подвести итоги путинской восьмилетки. Разумеется, есть желание не ударить в грязь лицом. «Запущен ряд дорогостоящих нацпроектов, есть большой соблазн доложить президенту и премьеру, что нацпроекты замечательно работают и чиновники классно сработали», — говорит депутат Госдумы Сергей Колесников.
Еще год назад не было сомнений, что перепись состоится. В трех регионах даже успели провести пробные переписи. Но сейчас инвентаризация российских граждан может оказаться слишком дорогим удовольствием. Последнюю перепись как раз перенесли из-за последствий предыдущего кризиса с 1999-го на 2002 год. Она обошлась в 5 млрд рублей. Нынешняя, согласно заявке Росстата, потянет уже на 11 млрд. Сейчас в Росстате гадают, пройдет ли она по графику или ее отложат. Правительство должно решить этот вопрос до конца июня.
«Перепись действительно под угрозой, но окончательное решение еще не принято», — подтверждает опасения Росстата чиновник из аппарата правительства. Собеседник Newsweek в Минфине рассказывает, что на одном из майских совещаний по бюджету министр финансов Алексей Кудрин предложил перенести перепись на какой-нибудь год «поспокойнее». «Бюджет и так в минусе, с социалки прикажете снимать?» — передает источник настроение шефа.
В самом Росстате кивают на чиновников. Мол, бюрократы сами заинтересованы в том, чтобы о населении не было точной информации, — так легче осваивать бюджетные средства. Впрочем, подготовка к переписи пока еще идет полным ходом. Согласованы опросные листы, утверждены эмблема и слоган будущей кампании — «России важен каждый!». Специально под нацпроекты в перепись-2010 включили вопросы о жилищных условиях и времени рождения первого ребенка. Хотят замерить и динамику — спрашивать будут не только про условия на нынешнем месте жительства, но и на предыдущем.
Государство доподлинно хочет знать, сколько квадратных метров занимают его граждане, есть ли у них санузел, газ, интернет. Замруководителя Росстата Александр Суринов объясняет, что без результатов переписи не обойтись при составлении концепции демографической политики, федеральных целевых программ и новых нацпроектов. В Росстате говорят, что нацпроект по демографии, введение материнского капитала и повышение пособий по беременности и родам — заслуга переписи-2002. Тогда выяснилось, что из-за высокой смертности и эмиграции население страны с 1989 года снизилось на 1,8 млн человек, или на 1,3%.
«Перепись — уникальный инструмент, — говорит руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер. — С 1989-го по 2002 год она не проводилась 13 лет. Как можно было что-то планировать, если никто ничего [о населении] точно не знал?» Глава фонда «Индем» Георгий Сатаров признает, что официальную перепись ничто заменить не может. «Но как только статистика начинает преследовать политические цели, на ней надо ставить крест. Когда в стране царят халтура и имитация, трудно предположить, что мы найдем оазис добросовестности», — переживает Сатаров.
Критики говорят, что перепись-2002 была неточной. Политолог Михаил Тульский вообще называет ее провалом. По данным опроса фонда «Общественное мнение», переписчики побывали в домах 59% россиян, но по Москве эта цифра еще ниже — 34%. Остальных переписали по телефону, со слов родных и знакомых, а то и просто из гроссбуха ЖЭКа или по данным паспортного стола. «В управе [московского] района Кузьминки, — уверяет Тульский, — реально переписали 1500 человек, а анкет заполнили на 10 500».
Одно дело, когда переписчик просто до кого-то не дошел и взял данные из паспортного стола. Совсем другое, когда приписки и неточности допускаются намеренно. «Приписки выгодны всем, — утверждает Игорь Титов из Центра избирательных технологий. — Местным чиновникам под дутые цифры удобно просить из федерального центра дотации или выбивать строчки бюджета. Для национальных республик очень важно увеличивать статусы и количество титульных наций, чтобы более жестко и открыто говорить с федеральным центром».
Ведущий эксперт фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов тоже считает, что механизм использования «мертвых душ» очень простой: чем больше доля ветеранов и льготников в регионе, тем больше на них выделяется денег. «Любая госстатистика имеет систематические ошибки, но подозревать, что кто-то умышленно фальсифицирует данные, у меня нет. Это же не время сталинизма», — спорит депутат Колесников. Вождь, утверждают историки, лично приписал в 1933 году 8 млн человек, чтобы замаскировать последствия голода и репрессий. Теперь и приписывать ничего не надо — достаточно отложить перепись до лучших времен.

В подготовке материала принимала участие Надежда Иваницкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *