Важнейшим потрясением для финансовой системы России в последние месяцы стал крах Татфондбанка– второй по величине (после банка «Ак Барс») кредитной организации Татарстана.

По данным на 1октября 2016 г., Татфондбанк занимал 42-е место среди российских банков, его активы оценивались в 221 млрд руб., однако вконце прошлого года у банка возникли сложности, среди причин которых называют, как всегда, кредитование аффилированных с владельцами банка проектов. По оценкеЦБ, 65% кредитного портфеля Татфондбанка приходилось назаймы, связанные сбизнесом собственника. Банк принадлежал целому ряду региональных компаний, но его крупнейшим акционером было ООО «Новая нефтехимия» известного бизнесмена Роберта Мусина, экс-министра финансов Татарстана и депутата Госсовета республики. Против Мусина уже возбудили уголовное дело, сейчас его исключают из «Единой России».

Значимость банка для республики была такой, что все были уверены: ЦБ пойдет на его санацию, тем более, что правительство республики активно искало санатора. Правда, внынешние времена санация– редкость, поскольку у АСВ нет лишних средств, асреди банков находится все меньше желающих брать на себя чужие проблемы, однако прецедент все-таки есть: фактически началась санация «церковного» банка «Пересвет». Вфеврале президент Татарстана Рустам Минниханов говорил, что составлен список потенциальных санаторов. Среди кандидатов на роль спасителя Татфондбанка называли «Таиф» – крупнейшую в Татарстане финансово-промышленную группу, связанную с семьей экс-президента республики Минтимера Шаймиева. Однако ЦБ планы санации отверг.

ЦБ в лице зампреда Ольги Поляковой заявил, что санаторов вдостаточном количестве не нашлось. Привлеченные потенциальные инвесторы давали кудаболее пессимистичные, чемЦБ, оценки проблем банка: «дыра», согласно их подсчетам, составила 120 млрдруб. противозвученных Банком России 97 млрдруб.

Политические последствия финансового катаклизма только разворачиваются. Клиенты Татфондбанка, которым суждено лишиться около 70млрд руб., устраивают протестные акции и требуют от правительства республики компенсировать их потери, грозя, в противном случае, потребовать отставки президента Минниханова. Правительство их ультиматум отвергло. Между тем многие наблюдатели выдвигают гипотезы, что отказ в санации – вопреки усилиям властей Татарстана – связан с тем, что слишком самостоятельная республика вызывает недовольство Москвы. В начале года Рустам Минниханов резко высказался против изъятий средств у регионов-доноров, после чего Минниханов и Татарстан стали терять позиции в некоторых рейтингах, составляемых аналитическими агентствами. Генеральный директор АПЭКДмитрий Орловсчитает, что на федеральном уровне остались «серьезно недовольны» высказыванием Минниханова.

Есть и еще одно обстоятельство: Татарстан – один из немногих российских регионов, где в банковской системе доминируют местные, а не федеральные игроки. Как полагает глава аналитического управления и член совета банка «БКФ» Максим Осадчий, до этого были зачищены дагестанская и самарская банковская системы, теперь, по его мнению, очередь дошла до Татарстана – начинается «мощное проникновение» федеральных банков в республику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *