«Заречная» включает в себя три действующие и три строящиеся шахты, обогатительную фабрику и ряд вспомогательных предприятий, а потенциальные запасы угля на ее участках составляют 2,2 млрд тонн. Сумма сделки не разглашается.

С одной стороны, тут нет ничего неожиданного, потому что еще в феврале появлялись сообщения о желании Нусенкиса создать на базе «Заречной» СП с Уралвагонзаводом (УВЗ), а с другой стороны, его руководство во главе с Олегом Сиенко, по информации СМИ, планирует создать на базе предприятия многопрофильный холдинг.

Однако у этой сделки слишком много «но».

Во-первых, сама «Заречная» в настоящее время — крайне спорный актив, и контроль Виктора Нусенкиса над ним оспаривается в судах РФ и Кипра (ближайшее заседание российского суда состоится 4 сентября).

Во-вторых, «УВЗ-Логистик», выступающая в качестве непосредственного покупателя угольной компании, не является 100-процентной «дочкой» Уралвагонзавода, и, таким образом, в сделке, осуществляемой вроде бы в пользу государственной корпорации, присутствуют интересы частных лиц.

В-третьих, исходя из общеэкономических соображений, вообще не ясно, зачем государственному оборонному заводу превращаться в многопрофильный холдинг с гражданской продукцией.

Есть серьезные основания предполагать, что нынешний хозяин «Заречной» Виктор Нусенкис намеревался сотрудничать с Уралвагонзаводом, а затем отказался от идеи создания с ним СП и решил просто продать свои активы столь солидному и к тому же связанному с государством покупателю именно потому, что понимал спорность своих прав на угольную компанию и надумал спрятать ее от возможных исков, передав «добросовестному приобретателю». Дело в том, что на «Заречную» претендует известный украинский юрист, политик и бизнесмен Геннадий Васильев, в прошлом депутат Верховной Рады, в 2003-2004 гг. генеральный прокурор Украины.

Когда-то Геннадий Васильев и Виктор Нусенкис были компаньонами и совладельцами российской корпорации «МПО «Кузбасс», в числе активов которой числилась и «Заречная». А дальше произошло «нечто», и «Заречная» каким-то образом оказалась в собственности ООО «Интерконсалтинг», контролируемого одним только Виктором Нусенкисом. Нусенкис утверждает, что передача актива произошла на основе трастового договора. Однако, согласно версии истца Геннадия Васильева, Нусенкис фактически похитил актив, поскольку 65% акций МПО «Кузбасс» принадлежало структурам Геннадия Васильева, а именно фирмам «Салеси Инвестментс Лимитед» (Кипр) и «Индтек Финанс Б.В.» (Нидерланды). Таким образом, без согласия доминирующих акционеров никакого вывода активов законно происходить не могло.

Возможно, Виктор Нусенкис просто воспользовался политическим моментом — так, во всяком случае, утверждает Геннадий Васильев: «После «оранжевой революции» мне пришлось покинуть Украину, и в этот момент Виктор [Нусенкис] почувствовал себя единоличным собственником [активов] и стал оформлять все на себя. С этого начался наш конфликт». В конце прошлого года Васильев публично заявил, что претендует на 50% российских активов Нусенкиса.

К сожалению, получить комментарий от Виктора Нусенкиса на момент сдачи номера не удалось.

Между тем в конфликте на стороне истцов выступает компания «А1» (инвестподразделение «Альфа-групп»), которая получила от Васильева и его партнеров мандат на управление 65% голосующих акций ЗАО «МПО Кузбасс». Сегодня А1 фактически контролирует данный пакет.

Ближайшее заседание суда состоится 4 сентября 2013 г., и А1 считает, что представленная для судебного процесса выписка из реестра владельцев именных ценных бумаг МПО «Кузбасс» является одним из ключевых фактов, подтверждающих незаконность перевода долей ООО «УК «Заречная» с ЗАО «МПО «Кузбасс» на ООО «Интерконсалтинг».

Отдельно стоит сказать о покупателе «Заречной», компании «УВЗ-Логистик». По данным открытых источников, «УВЗ-Логистик» только на 50% принадлежит структурам Уралвагонзавода, а остальные 50% распределены между четырьмя мало кому известными ООО — «Альтцина», «Транском-Урал», «Химсоинвест» и «Транс-Капитал». Получается, что структура собственности компании, в данной сделке выступающей представителем интересов государственного оборонного предприятия, мягко говоря, не совсем прозрачна.

Кому принадлежит половина «УВЗ-Логистик»? Главный миноритарий — ООО «Альтцина», контролирующее 30% капитала логистической компании, — сам принадлежит кипрскому офшору «Волиден Холдингз Лимитед», чьи бенефициары официально не раскрываются.

Второй по размеру частный акционер «УВЗ-Логистик — «Транском-Урал» — имеет закольцованную структуру собственности, и наконец, собственниками еще двух компаний-миноритариев — «Транс-Капитал» и «Химсовинвест» — являются топ-менеджеры самого Уралвагонзавода и генеральный директор «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев.

Итак, о компании «УВЗ-Логистик», которая стала приобретателем «Заречной», можно точно сказать, что ее собственность непрозрачна и что в ее капитале присутствуют интересы менеджеров Уралвагонзавода как частных лиц. История для России обычная: в большинстве случаев, если с крупным госпредприятием аффилирована компания со сложной структурой собственности, то весьма вероятно, что дело не обошлось без интересов топ-управленцев. Что, строго говоря, создает почву для конфликта интересов.

Но что же могло привлечь частные лица в этой сделке, так что они решили участвовать в ней вместе с Уралвагонзаводом?

Юридически актив сомнительный. Как заявили «Ко» в пресс-службе А1, любые сделки с указанными активами являются незаконными и будут оспариваться, а любые возможные приобретатели спорных активов будут преследоваться как недобросовестные.

С финансовой точки зрения актив тоже не бесспорный. Согласно опубликованной консолидированной отчетности по МСФО, совокупные кредитные обязательства УК «Заречная» по состоянию на 1 января 2013 г. составили 27 млрд руб., увеличившись за год в 1,3 раза. При этом в 2012 г. холдинг продемонстрировал чистый убыток в 490 млн руб. против почти 820 млн руб. чистой прибыли в 2011 г. Производителей экспортного угля «прижимает к земле» падение мировых цен на него, а кроме того, в СМИ высказывалось предположение, что уголь «Заречной» экспортируется ее хозяевами по заниженным ценам: таможенная стоимость вывозимого угля была меньше, чем цены на Роттердамской товарно-сырьевой бирже. В случае объединения «Заречной» с «УВЗ-Логистик» убытки угольщиков могут перекрыть прибыль транспортников, так что объединенная компания окажется убыточной.

Принимая во внимание все эти факты, можно высказать гипотезу: юридическая спорность и убыточность «Заречной» привели к тому, что продажная цена на угольное предприятие упала, и именно относительная дешевизна этого актива привлекла частных совладельцев «УВЗ-Логистик», захотевших поучаствовать в сделке «в компании» с Уралвагонзаводом.

И еще одно соображение. Мировой опыт показывает, что эффективность и управленческая компетенция у многопрофильных холдингов ниже, чем у специализированных компаний. Нужно ли Уралвагонзаводу, который специализируется на танках и вагонах, принадлежит государству и работает по государственному заказу, заниматься еще и добычей угля, расширяя и без того раздутый государственный сектор экономики, — большой вопрос.

Ирония ситуации в том, что на следующий же день после заявления «УВЗ-Логистик» в Кемерово прошло заседание комиссии по ТЭК, на котором Владимир Путин заявил: «Поскольку ресурсная база наших угольных компаний находится в России, то и центры формирования прибыли, а следовательно, налогообложения должны находиться именно в России, а не где-то за границей, в офшорах». «И управление этими активами, и акционерная собственность должны находиться в нашей российской юрисдикции»,- добавил президент. — Как говорили в Древнем Риме, nil admirari — «ничему не (следует) удивляться».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *