Марка Swatch — необычное явление в часовом мире, и в этом смысле представляет собой определенное исключение и в цикле публикаций, объединенном рубрикой «Под часами». В целом часовая индустрия очень консервативна и продолжительность выпуска удачной модели может измеряться десятилетиями: поводом к сенсации могут быть даже изменения в конструкции браслетной застежки. В случае Swatch все обстоит по-другому. Коллекции, полностью сменяющиеся дважды в год; ежегодный каскад технологических усовершенствований; создание целого ряда разнообразных продуктов, отправной точкой для которых послужили часы — все это Swatch. К этой марке можно относиться по-разному, но не замечать явления под названием Swatchневозможно.

 

История этой великой часовой марки (а у нас нет сомнений, что имя Swatch уже вписано в анналы мирового часового дела — наряду с марками, которым по три сотни лет) начиналась, как и положено всякому великому делу, драматически. Когда в конце семидесятых годов швейцарская часовая промышленность зашаталась под напором азиатских конкурентов, отрасль могли спасти лишь нетривиальные шаги. Одним из них стала разработка сверхтонких кварцевых часов LonginesDelirium(«Бред»), которые хотя и не были запущены в серийное производство, но послужили прототипом для разработки Swatch. Дело в том, что решая проблему толщины механизма, создатели Delirium отказались от традиционной для часового механизма платины (с ударением на втором слоге), на которой обычно монтируются детали механизма. В качестве платины в Delirium выступала задняя крышка корпуса. Кроме того, новаторские часы содержали значительно меньшее число деталей (главным образом вспомогательных и крепежных), что позволяло, во-первых, автоматизировать сборку, а во-вторых, уменьшить цену изделия. Эти постулаты плюс дешевый пластиковый корпус и аналоговый (не цифровой) принцип передачи показаний времени и составили основу конструкции Swatch.

Примерно в это время чудесная история получает своего героя. Им стал основатель и директор швейцарской консалтинговой фирмы HayekEngineeringНиколас Хайек. Разработчики Deliriumиз Генерального общества швейцарской часовой промышленности (ASUAG) нанимают HayekEngineeringдля маркетинговой экспертизы проекта. Хайек после анализа ситуации в отрасли и перспектив нового продукта не только приходит к выводу о том, что Swatchдолжен стать основой новой рыночной стратегии ASUAG, но и решает лично поучаствовать в этом процессе, сосредоточившись исключительно на проблемах национальной часовой промышленности.

В марте 1983 года первые часы Swatchбыли представлены на швейцарском рынке. Первая коллекция состояла из 12 моделей, розничная цена которых составляла около 50 швейцарских франков.

За неполные восемнадцать лет Swatchпроизвел и продал более 300 млн часов, а количество моделей приблизилось к 3 тыс. Компания SwatchSAстала основой часового холдинга SMH, который в 1998 году был даже переименован в SwtchGroup (и это при том, что в группу входят такие известнейшие часовые марки как Blancpain, Omega, Rado, Longines, а с недавних пор и Breguet). В настоящий момент Swatchявляется крупнейшим производителем наручных часов в мире (в количественном исчислении), хотя до сих пор несколько уступает японским конкурентам по размерам, исчисленным в денежных показателях.

 

Каскад новостейВся история Swatchявляет собой пример непрерывного совершенствования продукта и его постоянной адаптации к требованиям потребителей. Причем Swatch, являясь новаторской по своей сути, может позволить себе не только учитывать и выполнять требования покупателей, но и формировать свой собственный потребительский слой, находясь, так сказать, на переднем крае борьбы за покупателя. В фокусе ее внимания, естественно, находится молодежь. Часы Swatch стали молодежным продуктом еще при рождении: во-первых, потому что они нетрадиционны, а во-вторых, потому что дешевы.

Не претендуя на полноту, постараемся описать прошлогодние новинки от Swatch.

Для новаторов-радикалов продолжают усовершенствоваться цифровые часы линии SwatchBeat. Появившиеся еще в 1998 году, эти часы носят титул первых швейцарских часов с цифровой индикацией. Кроме местного времени, возможны показания времени в другом часовом поясе, универсального времени Интернет, существуют функции таймера, будильника, хронографа. Кроме того, часы оборудованы анимационным дисплеем. В 1999 году компания представила алюминиевую версию BeatAluminium, благодаря материалу корпуса имеющую подчеркнутый «космический» дизайн. В прошлом году появилась уменьшенная по размерам линия BeatAlumini с новыми функциями: датой Интернет и будильником, работающим в системе времени Интернет. Новинкой года стали и модели BeatJellyв прозрачных корпусах (три цвета). По традиции Swatch, имя Jelly(«Желе») несут все модели часов в прозрачных корпусах.

Если вы не столь продвинуты и предпочитаете киберпространству окружающую реальность, то вам должны понравиться новые версии знаменитых SwatchSkin(«Кожа»). Часы этой линии толщиной всего 3,9 мм появились в 1997 году и до сих пор остаются самыми плоскими пластиковыми часами в мире, а также хитом продаж Swatch. После появления в 1998 году чрезвычайно привлекательных SkinJelly в новых коллекциях расширилась не только цветовая гамма, но и произошли более радикальные изменения. Неземным совершенством веет от модели SkinPavedinSilver («Усеянные серебром») — серебристый циферблат и отполированные до зеркального блеска пластинки металлического браслета при движении руки способны вызвать целый всполох отражений, наподобие отблесков света, отбрасываемых хорошим бриллиантом. Кроме того, в прошлом году появились SkinBeat- тонкие пластиковые часы с цифровой индикацией.

Для тех, кто привык носить на руке нечто более ощутимое, чем невесомый Skin, предназначены IronyScuba 200 Chrono. Система традиционных названий Swatchвсе объясняет: Irony — металлический корпус (нержавеющая сталь или алюминий), Scuba 200 — водонепроницаемые до глубины 200 м, Chrono- хронограф с тремя дополнительными малыми циферблатами поверх основного. Представленные в начале 2000 года часы новой линии имеют каучуковые вставки в алюминиевом корпусе. Довольно популярные сейчас хронографы предлагаются Swatchи в среднем размере корпуса (26,4 мм в диаметре против традиционных 32 мм). Такие часы обычно позиционируются в качестве продукции unisex. Название линии — MediumChrono.

Наконец, действительно новый даже для Swatchшаг — представление линии Square. Как явствует из названия, это часы в квадратном корпусе. Возможно, для поклонников марки такое исполнение покажется неожиданным, но это ответ фирмы на вызов моды — квадратные часы находятся сейчас на пике популярности.

В прошлом году Swatchсделала еще один шаг, роднящий компанию со многими именитыми часовыми коллегами: впервые была представлена именная коллекция бижутерии. Но Swatchне была бы собой, не сделай она это максимально футуристично. Если обычно часовые фирмы используют в качестве материала для украшений исключительно благородные металлы и драгоценные камни, то кольца, браслеты, колье и серьги от Swatchвыполнены из стали, силикона и нейлона.

 

Зайди, попробуй

В прошедшем году произошло еще одно событие — Swatchоткрыла собственный бутик, да не где-нибудь, а на знаменитой Вандомской площади Парижа. К традиционным мегасторам компании (первый был открыт в 1996 году на Пятой авеню в Нью-Йорке), добавился совершенно особый магазин, находящийся в самом сердце мировой fashion-индустрии. В магазине SwatchPlaceVendomeпродаются часы, специально разработанные только для этой торговой точки. В первой коллекции была представлена 41 модель. Уникальность покупки дополняется интерьером магазина — торговое оборудование, разработанное и произведенное в единственном экземпляре.

Раритетные модели Swatchмогут купить и члены международного фэн-клуба SwatchtheClub. Каждый год компания выпускает лимитированное число часов, не поступающих в открытую продажу и предназначенных для реализации среди членов клуба. Часы Swatchстали объектом коллекционирования практически с рождения, а цены на некоторые модели середины 80-х, выпущенные ограниченным тиражом, доходят ныне до $25 тыс.

В России правами на эксклюзивную дистрибуцию часов Swatchвладеет компания «МФК Джамилько». Сейчас у нее пять собственных магазинов в столице (в ГУМе, галерее «Актер», торговом комплексе в Столешниковом переулке и в двух гипермаркетах «Рамстор»). Это необычные часовые магазины — здесь нет кожаных кресел, ковров и прочих дорогих аксессуаров респектабельного часового магазина, зато много стекла, пластика и серебристого металла. Ведь здесь продают Swatch — часы, ставшие символом великих технологических перемен второй половины теперь уже прошлого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *