Водитель Сергей Борисов на пути из Владивостока в Ярославль увидел на посту ГИБДД рядом с инспектором человека в черной рясе и с крестом на груди и подумал, что у него от усталости и долгой дороги начались галлюцинации. Машину остановил мрачный инспектор. Но вместо него к окну подошел тот самый священник и, доброжелательно улыбаясь, сказал: «Хочу напомнить о созерцательности, терпении и уважении друг к другу, в том числе и на дорогах». Борисов вздохнул и перекрестился.
После того как в 2006 году была принята концепция о пропаганде безопасности дорожного движения, Госавтоинспекция чего только ни делала: меняла нормативы в автошколах, ужесточала правила медосмотров, крутила по телевидению устрашающие ролики и развешивала в городах билборды. Результата не было: число несчастных случаев на дорогах практически не сокращалось. И тогда региональные госавтоинспекции начали активно привлекать к своей работе православную церковь. Сейчас священников можно встретить на трассах по всей стране — от Находки до Калининграда.
ШТРАФНАЯ МОЛИТВА
По словам начальника ГИБДД Ярославской области Александра Ильина, у представителей церкви «на дорогах непререкаемый авторитет»: на милиционеров, может, «кто-то и плевать хотел», а к священнику прислушается. «К тому же на дороге в Бога все верить начинают», — добавляет Ильин.
Ярославская область — в передовиках: местные гаишники впервые обратились за помощью к церкви еще 10 лет назад. Тогда по просьбе руководства автоинспекции настоятельница Толгского женского монастыря стала каждую проповедь заканчивать кратким перечислением правил дорожного движения. Теперь церковь и ГИБДД развернулись. У Ильина священники присутствуют на вручении водительских прав новоявленным автолюбителям и служат панихиды по жертвам ДТП, освящают основные автотрассы, а в храмах регулярно звучат проповеди о богоугодности правильного поведения на дорогах.
В отрядах патрульно-постовой службы священнослужители отвечают в первую очередь за воспитательную работу с водителями. Милиционеры останавливают автомобиль и, если нарушение незначительное, предлагают водителю вместо штрафа выслушать проповедь. Пока никто не отказывался, утверждают в ярославском ГИБДД.
Сергей Борисов моргает красными от недосыпа глазами, но кивает на каждое слово иерея Павла Рахлина. «Жизнь нам дана от Бога, и перед Ним мы за нее несем ответственность, — напутствует священник. — Нельзя по неосмотрительности подвергать опасности такое сокровище. Есть народная мудрость: береженого Бог бережет». Иерей немного ежится от холода: на нем ряса, а сверху тонкий пуховик. «С точки зрения закона вас нужно наказать, но с точки зрения христианской этики — это не такое большое нарушение. Так что езжайте с Богом», — говорит священник. «Я — старый коммунист, — отвечает ему на это водитель. — Для меня священник — это кто-то вроде замполита, но все равно спасибо». Он доволен: с него не взяли штраф за просроченные транзитные номера.
СЛУЖБА НА ПОСТУ
В 2007 году в Ватикане издали «Десять заповедей для водителей» — правила о том, как должен истый католик вести себя на дороге. Кроме запретов управлять машиной в состоянии алкогольного опьянения, заповеди призывают не использовать автомобиль как место совершения греха и не почитать его предметом роскоши. Приблизительно такой же свод правил был издан недавно в Краснодарском крае для православных: перед тем как сесть за руль, убедитесь, что не забыли нательный крестик; в пробке читайте молитвы; не держите зла на агрессивных водителей и проч.
За соблюдением этих заповедей, конечно, никто не следит, но краснодарская инициатива быстро разошлась по всей стране. Например, в Тюмени во время Всемирной недели безопасности движения один из местных священников ездил по городу и через динамики убеждал граждан соблюдать правила. В Чите священники дарили водителям иконы Святителя Николая, покровителя всех путешественников. На трассе Москва–Нижний Новгород недавно установили киоты — украшенные ящички или рамки — с иконами.
Иерей Павел Рахлин выходит на трассу раз в две недели, «смена» — четыре часа. Он считает, что его главная задача на дороге — напоминать водителям о вечном: «Не для всех людей священник — символ жизни. Для многих — наоборот. Увидев меня, возможно, люди задумаются о том, что жизнь хрупка и не стоит лихачить».
Автоинспекторы останавливают за незначительное превышение скорости черный джип с затемненными окнами. За рулем сидит наголо бритый мужчина с толстыми короткими пальцами. Послушав краткую проповедь, мужчина тянется к кошельку и вальяжно спрашивает: «Так вам помочь? Сколько?» Отец Павел сразу сникает и огорченно отходит: «Вот все думают, что мы тут побираемся».
Но увидев фуру с нарисованными на бампере фигурками якобы сбитых старушек, отец Павел оживляется: «Ого, какое у водителя черное чувство юмора! Интересно на него посмотреть». И бросается к машине. «Эти “зарубки” не соответствуют нормам христианской этики, вы бы лучше их убрали», — вежливо говорит он водителю, который представился Михалычем. Сигаретный дым дальнобойщик выпускает прямо в лицо священнику, но начинает заметно нервничать: «Да что я — сам нехристь? Что, я не понимаю?!» Корреспонденту Newsweek Михалыч высказал мнение, что это явное излишество — священники на дороге.
«Что мне мораль читать? Что я — маленький? — недоволен водитель. — Захочу с батюшкой поговорить, сам в храм пойду. Проще уж штраф заплатить, чем терпеть полоскание мозгов». Это не первая встреча Михалыча со священником на трассе, он уже видел такое в Тюмени, но тогда его не остановили. «Я вообще заметил, что гаишники последнее время много прикалываются, — с издевкой говорит он, — то подарки женщинам на 8 Марта дарят, то костюм Деда Мороза напяливают. Вот теперь для подмоги батюшек призвали».
Отец Павел говорит, что все-таки водители чаще ему радуются: «Вежливо выслушивают, некоторые просят благословить, реакция только положительная».
«Прибалта остановили, — сообщает отцу Павлу автоинспектор, — будете с ним общаться? Он вообще-то католик». Литовец Виталий внимательно выслушивает напоминание «о вечном» и вежливо замечает: как хорошо, что Русская церковь пытается быть ближе к людям, а автоинспекция наконец-то озаботилась своим имиджем. В Латвии, продолжает Виталий, ничего подобного нет: «Не обижайтесь, но у нас водительская культура все же выше».
В ДОБРЫЙ ПУТЬ
Последнее совместное нововведение РПЦ и Госавтоинспекции Ярославской области — напутственные беседы во время вручения водительских прав. «Конечно, сотрудник Госавтоинспекции мог бы и сам сказать нужные слова, но лучше пусть это сделает священник», — считает инспектор по пропаганде Алексей Пасхин. Появление отца Саввы, проректора Ярославской духовной семинарии, на вручении водительских удостоверений действительно производит впечатление на выпускников автошколы. Одна из студенток даже громко охает: «Ну надо же, какие теперь порядки!»
Сотрудник ГИБДД коротко отбарабанил положенные слова, а вот отец Савва оказался красноречив: рассказал занимательную историю о том, как он учился водить, а ему мешали рукава облачения, и еще пару историй — как помогали святые на дороге.
Отец Савва сам машину не водит — боится: если священник станет виновником гибели человека, его лишат сана. Но всячески старается пропагандировать безопасность движения на дорогах: «Важно использовать авторитет церкви, чтобы напоминать о необходимости смиренного соблюдения правил. Сми-рен-но-го!»
Предпринимательница Марина Готлиб, которая в этот день получала права, сказала, что присутствие священника на таких мероприятиях «очень эффективно» — хотя бы уже потому, что «необычно и неожиданно, а значит, запоминается».
Еще одна выпускница автошколы, которая попросила не называть ее имени, напротив, считает, что священник на вручении прав — это «слишком эксцентрично». «У нас вроде светское и многоконфессиональное государство, — рассуждает она. — Если православный священник приходит, то пусть и имам, и раввин наставления читают».
Но даже с личным составом ГИБДД работают только православные священники: благословляют, окропляют святой водой и время от времени напоминают о грехе мздоимства. Сами сотрудники ГИБДД говорят, что коллеги в рясах помогают им не только с водителями справляться, но и поддерживать комфортную атмосферу внутри коллектива. «Работа на дороге — большой стресс, а священники смягчают ситуацию, спокойнее с ними, человечнее как-то», — говорит один из автоинспекторов. Он даже не против, чтобы батюшки постоянно присутствовали на посту.
В качестве доказательства эффективности их сотрудничества с церковью инспекторы приводят цифры: в 2008 году число аварий на дорогах Ярославской области стало меньше на 12%, а смертность от ДТП уменьшилась на 17%. И другого объяснения, кроме божественного вмешательства, у ГИБДД пока нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *