Можноли оплатить покупку некупюрами или кредитной картой,алишь касанием руки отерминал оплаты?В50российских школах внести плату заобед встоловой можно, избежав даже этой процедуры. Врамках проекта «Ладошки» отСбербанка здесь внедряется технология бесконтактной идентификации пометоду Palm Secure откомпании Fujitsu.

Школьникам больше нет необходимости носить встоловую деньги– все операции привязаны ких личным счетам, обладателей которых система узнает всчитанные секунды порисунку вен ладони.

Сегодня это, скорее, технологичный эксперимент, хотя уже сейчас ясно, что такая методика оплаты снижает риск неточных расчетов, авбудущем позволит сэкономить накадрах, ведь кассир встоловой может инепонадобиться. Перспективным выглядит использование технологии Palm Secure для обеспечения безопасности. Вотличие отпаспортных данных, черт лица или отпечатков пальцев, которые можно подделать, рисунок вен ладони человека является уникальным инеповторяется даже ублизнецов.

Охранник перед монитором видеокамеры постепенно уходит впрошлое– его место все чаще занимает компьютерный алгоритм, способный опознать любого изнас задоли секунды исювелирной точностью (все, как вфильме «Пятый элемент»). Аналитики иигроки рынка неудивлены, ведь, согласно статистике, лишь небольшой процент записанных видеоматериалов хоть когда-нибудь просматривается– наэто, втом числе, нехватает времени.

Неудивительно, что рынок видеонаблюдения бурно растет. Согласно оценкам TechNavio Analysis, в2013г. объем мирового рынка видеонаблюдения составил $14,8млрд, ак2018г. он достигнет $27,3млрд. К2020г. объем мирового рынка видеонаблюдения вырастет до$42млрд, считают вкомпании Transparency Market Research.

Не отстает ироссийский сегмент, пусть ивыглядящий пока значительно скромнее. Поподсчетам МГТС, объем отечественного рынка видеонаблюдения в2013г. оценивался в12,4млрд руб., попрогнозам компании, к2020г. он должен вырасти до63млрд руб. Если говорить обобъеме российского рынка биометрии, топоследний в2014г. составлял около $150млн, при этом мировой рынок достиг $11,2млрд (данные компании Biolink Solutions).

Нескрытая камера

«Нарынке видеонаблюдения очень высокая конкуренция. Предложений просто море, там настоящая давка. Технически задачу решить несложно, ивитоге технологии предлагают все– отевропейцев до китайцев», – объясняет технический директор иодин изоснователей российской компании «Вокорд» Алексей Кадейшвили.

В "Вокорде" решили отказаться отчистого видеонаблюдения иудаленного мониторинга сцелью обеспечения безопасности. Похоже, выбор оказался верным. Сегодня «Вокорд»– один излидеров отечественного рынка видеоаналитики сгодовым оборотом более 300млн руб. (назапуск проекта основателям потребовалось втысячу раз меньше), атехнологические решения компании внесены вреестр продукции импортозамещения. Необошли вниманием компанию иинвесторы– в2011‑м совладельцем «Вокорда» стал фонд «С-Групп Венчурс», связанный свладельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым иРВК, атакже венчурный фонд «Лидер-инновации». Последний принадлежит УК ЗАО «Лидер», созданного при участии ВЭБа, «Газпрома» и«Газфонда», авнедавнем прошлом контролировавшегося группой «Согаз». Сумму сделки стороны нераскрывают.

Команда «Вокорда» сделала ставку непросто наорганизацию иразвертывание системы камер видеонаблюдения, анавысокоточное распознавание объектов, оказавшихся вфокусе камеры.Предложить технологию видеораспознавания решили всекторе распознавания автомобильных номеров. Это сегодня фотографии нарушителей скоростного режима наштрафных квитанциях стали обыденностью. Между тем еще десять лет назад такое было сложно даже представить– повсюду царили фиксирующие скорость движения «пушки» вруках сотрудников ГИБДД. Апоявляющиеся системы распознавания номеров работали плохо– надороге оставались слепые зоны, вкоторых автомобили были попросту недосягаемы для камер.

«Вокорд» предложил рынку свою разработку. «Мы являлись натот момент единственной компанией, которая была готова обеспечить обзорное видеонаблюдение повсему городу, фиксацию нарушений ПДД ираспознавание лиц», – говорит Алексей Кадейшвили.

Попробовать силы «Вокорд» смог в Ростове, где раз реализовывалсяпроект ГИБДД «Безопасный город». Аналогичный проект компания почти сразуже реализовала вАшхабаде.

«Условия для работы системы были экстремальные. Во‑первых, очень жарко, ктомуже буквы наномерах было очень сложно распознавать», – вспоминает Алексей Кадейшвили.

С задачей справились, хотя решение заказчикам обошлось недешево. Запроекты, вспоминает Кадейшвили, компания получила около 100млн руб. исмогла пережить кризис 2008–2009гг. Система получила названиеVocord Traffic ипопрошествии восьмилет работает уже более чем в30регионах России изарубежом. Среди последних городов, где появились камеры «Вокорда», – Чита,Великий Новгород и Якутск. Добавляются иновые функции: кпримеру, сегодня «Вокорд» предлагает решениепо контролю соблюдения ПДД в любом виде и составе: и измерение средней скорости, и контроль скорости на линейных участках дорог, так и контроль ПДД на перекрестках и ж/д переездах, а такого на рынке попросту ни у кого больше нет.

«Сегодня унас есть полная линейка решений посистемам фиксации надорогах, – говорит Алексей Кадейшвили. – Например, скорость можно измерить несколькими способами, нетолько радаром, ноиоптически, можно также вычислить среднюю скорость движения».

Узнают изтысячи

Помимо распознавания автомобильных номеров ификсации нарушений надорогах, технологии «Вокорда» оказались востребованы при обеспечения общественной безопасности.

«Номер отлица несильно отличается, – уточняет Алексей Кадейшвили. – Унас имелись цифровые камеры, игрех было их неиспользовать».

Сначала модуль распознавания лиц компания приобрела умирового производителя, немецкой компании «Когнитек». Сейчас «Вокорд» уже разработал ииспользует собственный модуль распознавания.

«Запрос навидеоаналитику сегодня восновном исходит отторговых компаний, атакже отгосорганов ивладельцев вокзалов, аэропортов. Ключевое назначение систем видеоаналитики– обеспечение безопасности вшироком смысле. Вместах массового скопления людей, втом числе вкрупных транспортных узлах, системы видеоаналитики могут использоваться для обнаружения оставленных или забытых предметов, учета подозрительных лиц», – объясняет Андрей Тищенко, заместитель директора департамента вычислительных систем компании «Крок».

К примеру, система от«Вокорда» работает надвух железнодорожных вокзалах иавтовокзале вРязани. Оператор проекта– компания «РТ Лабс» («дочка» «Ростелекома»), скоторой уже сотрудничал «Вокорд». Системой распознавания от«Вокорда» также оборудован крупнейший стадион Сибири– ледовый дворец спорта «Арена Омск». Сее помощью можно, кпримеру, определить нарушителей порядка и ограничитьих вход настадион. Влюбой зоне входа настадион система может распознавать до128лиц одномоментно, азавремя работы через камеры «Вокорда» здесьпрошло около трети населения Омска.

Также система позволяет бороться своровством вмагазинах. Например, сначалом использованияVocord FaceControl вгипермаркете «Бауцентр» вКалининграде задержано вдвое больше нарушителей. Среди клиентов «Вокорда»– федеральная сеть «Дикси», подмосковная сеть торговых центров «Капитолий», торговый центр «Мега» вг. Астана (Казахстан).

Программным комплексом ВОКОРД Видеоэксперт пользуются и эксперты-криминалисты – с его помощью можно улучшить качество исходных фото- и видеоматериалов в автоматическом режиме, сделать проще процедуру опознания преступника по видеозаписи с места преступления, например при ограблении.

Единственной загвоздкой остается высокая стоимость решений «Вокорда». Качество изображения зависит отразмера матрицы камеры, определяющего ее чувствительность. Матрицы вмассовых камерах наблюдения могут быть максимум полдюйма, объясняют в«Вокорде», асамые распространенные имеют матрицы вчетверть дюйма. Вкамерах «Вокорда» матрицы отдюйма ивыше, отсюда ицена– $3000.

Охота намошенника

«Технология распознавания людей споследующей сегментацией признается перспективной, ивопрос лишь втом, когда подобные решения значительно подешевеют, неутратив качественных характеристик», – считает менеджер попродукции группы компаний «Пилот» Алексей Шабанов.

Кстати, уже сегодня дорогие итехнически сложные решения всфере видеонаблюдения– далеко неединственная возможность, которую предлагает клиентам рынок. Кпримеру, компанияVisionLabs предпринимателей Александра Ханина иАлексея Нехаева разработала технологию распознавания лиц, которая не требует дорогого серверного «железа» и может работать с любым набором камер – от самых бюджетных USB камер до камер уличного наблюдения. Кстати, предприниматели утверждают, что их алгоритм среди лучших вмире.

Как и«Вокорд», VisionLabs попробовала силы враспознавании автомобильных номеров, ноневыдержала конкуренции. Сегодня компания предлагает специальные решения повидеоаналитике для банков.

При помощи автоматической системы проще выявлять недобросовестных плательщиков среди потенциальных кредиторов. При этом напроверку требуется всего несколько секунд: заэто время система успевает проанализировать базу фотоизображений банка. Ктомуже для запуска системы достаточно обычных интеловских серверов внебольшом количестве иip-камер.

«Спомощью нашей системы банки автоматизируют процесс верификации и идентификации клиентов, который является частью банковского конвейера, – объясняет исполнительный директорVisionLabs Алексей Нехаев. – Доэтого фотографии клиентов, которые они собирали много лет подряд, лежали мертвым грузом в ожидании начала расследования по факту мошенничества. Теперьже банки, используя нашу систему, узнают врежиме онлайн, пришел кним хороший заемщик илиже это мошенник, который представляется хорошим клиентом».

Сегодня среди клиентов компании вбанковском секторе, например, числится «Лето банк», закупивший решение VisionLabs LUNA на сумму в несколько сотен тысяч долларов, оборудовав им не только отделения и стойки банка, нои 30 000магазинов‑партнеров. Сумма кстати, оказалась значительно большей, чем пришлось вложить впроект при его создании в2012г. – тогда это было около 3млн руб.

Окупаемость решения– 9–12месяцев, утверждают вVisionLabs. В«Лето банке» использованием решения довольны– заполгода оно помогло предотвратить мошенничество намиллионы рублей.

Решение отVisionLabs также может помочь уберечь отворов товар наполках магазинов.

«Мы начинали сбанковского розничного рынка, илогичным продолжением стали решения для простой розницы, – поясняет Алексей Нехаев. – Если банковский рынок вкаждой стране специфичен, например, вЕвропе иАмерике клиентов нефотографируют, торитейл– это международная тема».

Сейчас решение компании тестируется в рамках нескольких пилотных проектов сигроками сетевой розницы.

Большой брат видит тебя

Просто, аглавное, бюджетно предлагает организовать систему видеонаблюдения компанияIvideon. Основатели компании Владимир Еремеев иАндрей Юдников решили сделать продукт, которыйбы нетребовал для работы специальных навыков ипроходил, как любят шутить здесь, «тест блондинки».

«Мы предлагаем сервисы видеонаблюдения через Интернет. Они всегда вас проинформируют оподключении или отключении камеры, движении, могут прислать видеоролик, мы сделали видеонаблюдение умным идоступным», – говорит Андрей Юдников.

Идея оказалась востребованной ипотенциально интересной для инвесторов икрупных компаний– аналогичный сервис вСША предлагает компания Dropcam, в2014г. за$0,55млрд его приобрела Google.

Чтобы организовать систему видеонаблюдения вдомашних условиях, достаточно самой простой камеры. Подойдет иIP-камера, подключенная кроутеру. Остальное сделаетIvideon-сервис, который можно скачать насайте компании (втом числе инасмартфон). Он позволит наблюдать запроисходящим излюбой точки мира, так как все данные попадают в«облако».

«Раньше для бизнеса видеонаблюдение было очень затратной инициативой. Мыже гарантировали дешевую возможность заутренним кофе посмотреть напланшете, вышли ли, кпримеру, сотрудники наработу, хорошоли они обслуживают клиентов», – говорит Андрей Юдников.

Теперь, чтобы контролировать свой бизнес, собственнику или супервайзеру нет необходимости объезжать, кпримеру, точки продаж, которые могут находиться нетолько вразных районах города, ноивразных регионах. Достаточно лишь посмотреть вкомпьютер или телефон– «облачный» сервис делает видеонаблюдение доступным излюбого места.

Сегодня систему используют нетолько частные клиенты, ноибизнес. Например, свои салоны более чем в100городах России оборудовал системой Московский ювелирный завод. ВIvideon говорят, что поитогам работы сервиса руководство предприятия увеличило график работы салонов– как оказалось, основные клиенты приходили вмагазины почтиперед закрытием изачастую неуспевали купить понравившийся товар.

Впрочем, вСША иЕвропе ситуация противоположная– восновном сервис популярен среди частных клиентов (назарубежье приходится 40% пользователей).

Плюсом нового сервиса стало «облачное» хранение видеоданных ивидеоархива. Это очень удобно вслучае пожара, поломки или кражи камеры злоумышленником. Предусмотрена всистеме иопция оповещения владельца вслучае отключения Интернета (азначит, иостановки записи). Сервис пользуется популярностью– только через Google Play приложение скачали более 500 000раз.

Интересно, что для частных пользователей сервис работает бесплатно– абонентская плата взимается лишь задоступ кархиву видеоданных. Оборудование компания также продает ичерез собственный интернет-магазин– речь идет окамерах, поддерживающих сервисIvideon поумолчанию.

«Нанаш сайт заходят вмесяц более миллиона человек, 70 000посетителей регистрируются нанем», – говорит Андрей Юдников.

Сегодня годовой оборот компании– 250млн руб. Все, что зарабатываетIvideon, вкладывается вразвитие. Уоснователей большие планы– они намерены предлагать покупателям камер видеонаблюдения все новые функции. Например, походу мониторингазасчет сервисов отпартнеров можно будет распознавать посетителей (сейчасIvideon как раз тестирует сервис отVisionLabs). ВмагазинеIvideon можно приобрести камеру сфункцией подсчета посетителей– ее предлагает партнер проекта «Элвис-Неотек» (портфельная компания «Роснано»).

«Камера считает посетителей усебя «наборту», арезультаты подсчета хранятся в«облаке». Получается законченный сервис, которым может пользоваться, кпримеру, ритейлер».

Впрочем, пока новыми функциями клиенты пользуются неслишком охотно. Всписке приоритетов напервом месте остаются вопросы обеспечения безопасности иудаленного контроля сотрудников. ВIvideon подсчитали, что, приобретая систему видеонаблюдения для бизнеса, покупатели в80% удовлетворяются наблюдением врежиме онлайн изаписью видеопотока вархив. Изтого, что записывается вархив, просматривается около 1,5%.

«Все аналитические «примочки» систем видеонаблюдения применяются максимум в15% случаев, – говорит Андрей Юдников. – Наверное, заэтим будущее. Носегодня главное– это запись видео по датчику движения ивозможность просмотра видеоданных через Интернет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *