Правительство собирается заработать на антиалкогольной кампании

Левой водке конец. Во всяком случае, в это верит правительство, готовое ввести с января 2010 года минимальную цену национального напитка — 89 рублей за пол-литра. Сегодня бутылку можно купить и за 60 рублей, и даже за 42. Но менеджер Сергей Васильев, сотрудник торгующей алкоголем уральской компании, считает, что реальная жизнь не изменится. «В накладных можно хоть 189 рублей нарисовать», — объясняет он. В документах, которые попадутся на глаза проверяющему, будут нужные цифры, но покупатель, который привык брать водку за 50–60 рублей, всегда сможет договориться с продавцом. И даже если магазины все-таки будут вынуждены придерживаться новых цен, пить в России меньше не станут.
На последнем съезде «Единой России» ее лидер Борис Грызлов оценил стоимость антиалкогольной кампании в 100 млрд рублей. Но это не расходы на борьбу с пьянством, а доходы казны от ужесточения контроля над оборотом спирта. Государство никак не определится, чего оно хочет: пополнить бюджет алкогольными акцизами или все-таки ему важнее борьба с повальным алкоголизмом. Судя по делам — бюджет важнее.
Курс на трезвость был провозглашен еще в августе. Планы тогда строили амбициозные: уже к 2012 году снизить потребление чистого алкоголя с запредельных 18 литров на человека в год до 14 литров. В концепции алкогольной политики, представленной Росалкоголем в ноябре, победа над пьянством отложена на 2015 год, зато задача поставлена еще более масштабная: снизить потребление алкоголя до уровня, который Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает относительно безопасным для здоровья нации. Сейчас это восемь литров в год.
Такую революцию не удавалось пока совершить ни одной стране. Во время горбачевской кампании официальные продажи алкоголя сокращались в 2,5 раза, но ненадолго. Да и возможностей, которые были тогда, сегодня нет. Есть успешные примеры Скандинавских стран и Польши: им удавалось снизить потребление крепкого алкоголя, но все-таки не в разы.
Так что предстоит совершить чудо, а рецепта пока нет. Если оставить за скобками пропаганду здорового образа жизни, то правительство собирается сделать три вещи: ввести минимальную цену на водку, не давать спиртзаводам гнать левый спирт — для этого их, возможно, национализируют — и, наконец, запретить ночную торговлю алкоголем.


Минимальную цену, объясняет замдиректора Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, получили, сложив себестоимость производства водки, акциз (в 2010 году это 42 рубля), НДС и торговые наценки оптовиков и розницы. Уже сейчас водку дешевле 85 рублей можно смело считать нелегальной — с нее не уплачен акциз. Но по такой цене водку можно купить почти в любом магазине даже в Москве. По оценкам агентства «Бизнес Аналитика», нелегальный товар занимает не менее 40% водочного рынка. А начальник отдела Московского НИИ психиатрии Александр Немцов поделился с Newsweek результатами исследования, только что проведенного под его руководством. По всей России был обследован 161 магазин, и только в девяти не нашлось водки дешевле 90 рублей. В остальных широкий выбор «Пшеничек», «Суворок» и «Тульских крепостных» — вплоть до 42 рублей за бутылку.
Цена отсечения должна смести с полок весь этот подозрительный товар. Крепкий алкоголь станет менее доступным. Это шаг в правильном направлении, согласен Немцов, но не стоит забывать, что чиновники уже говорили, сколько должна стоить легальная водка. В 2007 году речь шла о 60 рублях за бутылку, но рынок этих планов даже не заметил.
Теперь за нарушение приказа Росалкоголя магазины обещают штрафовать и лишать лицензии. Но даже если продавцов запугают и они не будут опускать цену ниже приказанной, еще неясно, что из этого следует. Станут любители выпить меньше пить или меньше есть? Марина Лапенкова из «Бизнес Аналитики» полагает, что «около половины потребителей дешевой водки могут “уйти” в самогон и суррогаты». Так что в следующем году стоит следить за статистикой продаж настойки боярышника — одного из самых популярных в народе заменителей алкоголя.
Зато водочный рынок в таком случае ждет передел. Сейчас большинство производителей водки за 40–60 рублей — обычные легальные заводы, которые либо работают лишнюю смену на теневой рынок, либо вообще официально стоят, например, под предлогом ремонта. Как правило, такие предприятия расположены на территории республик Северного Кавказа, прежде всего — Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. По данным МВД, в 2007 году Кабардино-Балкария, исходя из полученных акцизных марок, должна была заплатить в бюджет акцизов на 12 млрд рублей, но заплатила только 750 млн.
Главный козырь полулегальных производителей — низкая цена. Они не тратят деньги на рекламу и раскрутку своих многочисленных брендов. Если их водка подорожает до 89 рублей — то есть в 1,5 раза, — она потеряет конкурентоспособность. «Рядом на полке будет водка за 95–100 рублей от известного производителя, выберут ее», — объясняет Заур, отвечающий за закупки в компании-поставщике водки на рынки Бурятии и Читинской области.
Таким образом, вырастет спрос на среднюю по цене водку — такую, например, какую делает управляющая заводом «Кристалл» госкомпания «Росспиртпром», которая сейчас занимает 16% рынка. В следующем году она планирует увеличить эту долю до 40–50%. Кстати, нынешний начальник Росалкоголя Игорь Чуян до своего назначения в январе этого года работал гендиректором «Росспиртпрома». Вес на рынке добавляет компании и тот факт, что совладельцем ряда принадлежащих ей заводов является Аркадий Ротенберг, друг Владимира Путина по дзюдо.

ТРЕЗВАЯ НОЧЬ
Государство все это делает ради легализации производства и наведения порядка на рынке. В этой же логике выдержан и следующий шаг — новый способ сбора акциза на спирт. Сейчас меньшую часть акциза берут на спиртовом заводе, а большую — там, где делают готовый продукт: водку, коньяк, ликеры и настойки. Получается, что дешевый спирт уходит на ликеро-водочный завод и по пути исчезает из поля зрения налоговых чиновников. Он и идет на изготовление левой водки. Поэтому и происходят статистические чудеса: в один год производство спирта и производство водки могут вырасти или упасть по-разному. Если весь акциз брать в начале пути, то спирт станет дороже и делать из него дешевую водку будет сложнее.
Заодно придется контролировать передвижение каждой цистерны — для перевозок спирта нужно будет получать специальную лицензию. Росалкоголь предлагает ввести новый порядок уже с 2010 года, Минфин указывает на 2011 год — бюджет уже принят, а акцизы распределены между регионами, снова делить их поздно.
Однако в любом случае проблему нелегального спирта эта мера решит лишь частично. Ведь и сейчас заводы производят больше спирта, чем декларируется официально. С этой продукции вообще не платится акциз, и новый порядок сбора ничего не изменит. Контролеров на заводе хватает, специальные счетчики учитывают объем произведенного спирта, и с окончанием рабочего дня оборудование должно быть опломбировано. Но ведь главное — кто смотрит на счетчики и ставит пломбы.
Даже если вдруг победят коррупцию — против нее ведь тоже идет кампания, — в стране появится прозрачный и честный алкогольный бизнес. Само по себе это неплохо, но в борьбе с алкоголизмом не очень поможет. Пить будут все равно много. Если легальная качественная водка немного подорожает, спрос на нее не упадет. «О снижении потребления речь вообще не идет», — комментирует принятые меры Вадим Дробиз, глава Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА). От введения минимальной цены на водку и легализации рынка бюджет, по его оценкам, может получить до 30 млрд рублей дополнительных акцизов — не 100 млрд рублей, о которых мечтает Грызлов, но тоже неплохо.
Но есть среди предложений правительства и такое, в котором нет никаких деловых или фискальных соображений — только забота о трезвости. С середины 2010 года может быть введен ночной запрет на продажу алкоголя. Росалкоголь предложил установить рамки с 21.00 до 11.00. В таком случае алкогольные отделы будут открываться, как в СССР в 70–80-х годах — за час до полудня. Впрочем, безалкогольные рамки могут быть и уже: с 23.00 до 8.00, например. Проект решения еще обсуждается в правительстве.
Этот запрет должен положить конец спонтанному спросу на алкоголь, когда в магазин идут за добавкой. Но проверяющим придется нелегко: за крупными супермаркетами еще можно уследить, а попробуй прочесать сотни маленьких магазинчиков. Ведь полки с алкоголем ночью никуда не пропадут, их прикроют полиэтиленом или отделят от торгового зала ленточкой. Прочность этого занавеса и определит, началась ли в России реальная антиалкогольная кампания или все свелось к переделу рынка на фоне красивых слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *