Счетная палата нашла нарушения в работе Академии наук. Академики боятся, что им снова объявили войну

В мае прошлого года Академия наук прокатила на выборах в академики Михаила Ковальчука, директора Курчатовского института и человека из близкого окружения премьера, а на следующий день президент РАН Юрий Осипов уже просил у Владимира Путина выделить академикам деньги на строительство домов для молодых ученых. Путин Осипову на встрече при телекамерах не отказал. Но денег академия так и не получила. С тех пор, говорят в РАН, академики стали обносить научные институты высокими заборами.
Обращаясь в правительство за деньгами, Юрий Осипов хотел избежать самого страшного. Земля буквально горела у него под ногами. Правительство решило создать фонд жилищного строительства и внести в него земли Академии наук, Россельхозакадемии и Министерства обороны — с тем, чтобы потом продавать их. И академики попытались подстраховаться: если есть деньги на строительство, значит, сложнее будет отнять их земли. Теперь заборами от Александра Бравермана, главы Фонда содействия развитию жилищного строительства, не отгородишься, иронизирует источник, близкий к правительству. Фонд, по его словам, выдержал паузу, но землю у академии все равно отберет.
И это не единственная проблема академиков. В середине октября руководство Академии наук позвали в Кремль — обсудить стратегию ее развития. Академики пришли с докладом: попросили дать им больше денег и снизить налоги. Очевидцы рассказывают, что кремлевские чиновники — Владислав Сурков, Аркадий Дворкович и Джохан Поллыева — в резких выражениях ответили академикам, что не только дополнительных денег не будет, но и нынешние ресурсы академия использует неправильно. «Это же ждановщина! — негодовал потом один из участников встречи из президиума РАН. — Они учат Ахматову писать стихи».
На РАН собирают компромат. Только что Счетная палата проводила проверку. Ученые говорят: это значит, что Кремль и правительство ведут на Академию наук новое наступление.

ВЕДОМСТВЕННАЯ АТАКА
Результаты этой летней проверки Счетной палаты есть в распоряжении Newsweek. Естественно, у академиков нашли нарушение: нецелевое использование средств. По данным проверки, 159 млн рублей были потрачены ненадлежащим образом. РАН не заплатила налоги со сдачи в аренду своих BMW, Volvo, Mercedes-Benz, Volkswagen, KIA, ГАЗов и КамАЗов. Примерно та же история с гостиницами, которые находятся в ведении РАН: если верить Счетной палате, почти 200 млн рублей прибыли оседают у посредников. Наконец, инвестиционная программа на сумму более 2 млрд рублей уже освоена, а строительство объектов завершено только наполовину.
Один из членов президиума РАН в анонимном порядке объяснил Newsweek, что посредник в аренде гостиниц, Международная ассоциация академий наук, — приличная контора: «Издает научную литературу, повышает индекс цитируемости в авторитетных научных журналах». Академики сразу вспомнили, что год назад на выборах прокатили не только Михаила Ковальчука, но и главу Счетной палаты Сергея Степашина. Источник в руководстве РАН говорит, что доктор наук Степашин вполне мог обидеться.
Счетная палата не единственная нападает на академиков. Министерство образования и науки обвиняет РАН в том, что ее финансирование все время растет, а в экономике применимы лишь 6% результатов прикладных исследований. В том же министерстве отмечают падение спроса на аспирантуру — поступающие почти не защищают диссертации.
Аналитики Российской экономической школы подготовили к недавнему заседанию президиума по науке в Кремле — к тому самому, где академикам сильно влетело, — свой доклад о состоянии дел в РАН. Их выводы: российских ученых мало цитируют в авторитетных научных журналах и у них мало собственных публикаций. Академия, говорят эксперты, упорно противится конкурсному распределению денег на исследования и, главное, по-прежнему сама оценивает результаты своей работы, а нужен нормальный аудит.

ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Когда-то Академию наук хотели реформировать. Смысл реформы был в том, чтобы оставить на бюджетном финансировании только около ста самых важных НИИ. Под лозунгами «Руки прочь от российской науки» на улицы вышли сотни ученых из академгородков. Все заглохло. Программа сокращения штата РАН шла с чудовищным скрипом и большого эффект не дала.
Тогда правительство прибегло к испытанному методу. В 2006 году Академию наук проверили Счетная палата, Росимущество и ФСБ, и начался «крестовый поход» против РАН, как назвали его академики. Уговоры уступили место шантажу. Например, академикам пригрозили, что РАН может превратиться в клуб ученых. Эта схема предполагала, что у Академии наук останутся только исследовательские функции, а финансы и управление имуществом перейдут, например, к федеральному агентству по фундаментальным исследованиям.
Был и более мягкий сценарий: изменить академический устав так, чтобы реальное управление Академией наук перешло к наблюдательному совету, состоящему в большой степени из чиновников. В проекте устава, который написали в правительстве, была и другая важная строка — предлагалось вернуть возрастной ценз для академических руководителей, чтобы они уходили на пенсию после семидесяти. Это был уже прямой выпад против президента академии Юрия Осипова — он был на пороге юбилея. По академии поползли слухи, что на место Осипова хотят посадить Михаила Ковальчука. Академия объявила мобилизацию.
Потери несли обе стороны. Академия отстояла права своего президиума и отбилась от идеи наблюдательного совета. Но ее автономия все же была сокращена. Дума приняла поправки в закон «О науке», и президента академии стал утверждать глава государства, а академический устав и планы фундаментальных исследований — правительство. Президента-старожила Юрия Осипова переизбрали на новый срок. Ну а Ковальчук не прошел даже в академики. Перед ставленником премьера ученые хлопнули дверью.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ
Теперь академики говорят, что им мстят. Подведомственная им земля — почти 300 000 гектаров — заморожена. Делать с ней ничего нельзя. В начале года был упразднен академический департамент имущественных отношений — формально он подчинялся Министерству экономики, но в реальности управлялся президиумом РАН. Теперь решения Академии наук по имущественным вопросам контролирует Росимущество. Юрий Осипов жаловался, что академики хранили подведомственную им собственность, а теперь ее распродадут и растащат.
Новая редакция закона «О науке» передала правительству право утверждать перечень научных институтов, подведомственных РАН. С тех пор Академия наук на крючке — ее институты могут передаваться в чужое подчинение практически без визы ее президиума. Именно так уже поступили с медицинской академией — несколько ее НИИ отошли в прямое подчинение Минздраву.
В президиуме Академии наук привыкли считать, что на медиках отрабатывают приемы уничтожения ее самой. Естественно, академики испугались, когда этим летом был уволен ректор Сеченовской академии Михаил Пальцев, а на ее сотрудников стали заводить уголовные дела. Тем более что Пальцев — вице-президент Российской академии медицинских наук, а выборы в ней в свое время прошли не так, как хотело министерство.
Перед совещанием в Кремле сдали нервы у вице-президента РАН Валерия Козлова — он сказал, что началась новая кампания по дискредитации Академии наук. Он имел в виду, что в прессе стали появляться открытые письма от западных и российских ученых в адрес президента с жесткой критикой положения дел в РАН.
Академиков напугал даже тот факт, что осенью пришел работать в Кремль публицист Алексей Чадаев — летом он опубликовал проект создания Академии наук при администрации президента России. Планы разрушения РАН путем создания академии-дублера обсуждались еще много лет назад, и ученые не могли не знать о них.
В администрации и правительстве, говорит близкий к правительству источник, еще не решили, как далеко зайдет новая попытка приструнить РАН. Но президент и премьер, по его словам, время от времени напоминают чиновникам, что средства на науку можно расходовать и более эффективно. Доклад Счетной палаты, по информации Newsweek, был направлен Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину и генпрокурору Юрию Чайке. И президент, говорит сотрудник администрации, не так давно упомянул, что «экономические нарушения в академии его тревожат».
Источник, близкий к правительству, говорит, что премьер тоже читал доклад. Результаты проверки до сих пор придерживали. «До официального объявления войны», — поясняет источник, близкий к правительству. Многие и в самом деле считают, что война уже объявлена. «Теперь придется выбирать, что дороже: эффективность или спокойствие», — говорит правительственный чиновник. Академики отвечают на новую атаку. Они предлагают президенту решить все спорные вопросы в отдельном законе, посвященном Академии наук, — по аналогии с госкорпорациями. Момент, впрочем, выбран не самый удачный: госкорпорации переживают не лучшие времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *