Из четырех губернаторов, представленных к назначению на прошлой неделе, в кадровый резерв — президентскую сотню — попал только Андрей Турчак. Ему 32 года, он мастер спорта по дзюдо, раньше заведовал молодежной политикой в «Единой России», а теперь поедет руководить Псковской областью. По данным Newsweek, с осени партия продвигала его сразу в три области — Брянскую, Владимирскую и Псковскую. Псковская освободилась первой. Когда решение по Турчаку было принято, его задним числом включили в уже готовый, но еще не опубликованный список кадрового резерва.
Дмитрий Медведев еще в конце июля распорядился создать резерв для замещения должностей. Идея была в том, говорит знакомый с ходом этой работы источник, чтобы найти в регионах еще неизвестных, но толковых людей — а то страна вроде большая, людей много, и все равно сплошной кадровый голод. Во вторник
Владимир Путин в кадровых вопросах был всегда очень осторожен, и чиновники в основном не боялись отставок. Теперь Кремль захотел послать сигнал, что кадровая политика меняется. Поэтому и совместили отставки в регионах с публикацией списка резервистов. Сигнал получился не очень четкий. Отец Андрея Турчака, например, близкий знакомый Владимира Путина. Представляя бумаги на будущего псковского губернатора, полпред в Северо-Западном округе Илья Клебанов и первый замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков хотели «сделать Путину приятное», говорит кремлевский источник Newsweek.
Опять же это Путин, утверждает высокопоставленный сотрудник правительства, еще весной 2008 года обещал губернаторство трем из четырех будущих назначенцев — тому же Турчаку, а еще Алексею Гордееву и Александру Козлову. Кадровым резервом знакомый с ходом его составления источник скорее разочарован: «Этих и так все знают. Как если бы Большой театр записал в резерв на прим весь кордебалет». Наблюдатели не верят, что этот опубликованный список будет служить руководством к действию: Путин и Медведев как не хотели, так и не хотят хоть как-нибудь ограничивать свою свободу в кадровых делах.

По данным Newsweek, Алексей Гордеев начал подыскивать себе регион еще в 2006 году, будучи министром сельского хозяйства. Перед выборами в Думу в декабре 2007 года известным фигурам из «Единой России» было поручено каждому взять под крыло какой-нибудь регион. Гордеев входил в высший совет партии и выбрал Рязань — как раз подходил к концу срок рязанского губернатора Георгия Шпака. Но прошлой весной Путин Гордеева руководить Рязанью не отпустил — сказал, правительство Виктора Зубкова должно доработать до своей майской отставки в полном составе. После инаугурации Медведева Гордеев ждал, что его пошлют руководить Ставропольем.
Про Ставрополье Путин тоже в последний момент передумал. Окончательно Путин с Гордеевым договорился в октябре — Воронеж. Потом Путин вызвал белгородского губернатора Евгения Савченко и предложил ему стать министром сельского хозяйства, когда Гордеев уйдет в губернаторы. Ну а полпред в Центральном округе Георгий Полтавченко внес в Кремль список кандидатов на Воронеж: Гордеев, действующий губернатор Воронежской области Владимир Кулаков и Михаил Одинцов, аудитор Счетной палаты. Одинцова тоже давно обещали продвинуть в губернаторы — теперь придется ждать лета, когда должна пройти следующая массовая замена.
Про пожилого и опытного Александра Козлова, заместителя Гордеева в Минсельхозе, источник в аппарате правительства говорит, что тот тоже «просил какой-нибудь достойный пост уже больше двух лет». Сначала его хотели сделать сенатором, но в апреле 2008 года, по данным Newsweek, Путин и ему пообещал регион. Ну а заместителя архангельского губернатора Игоря Федорова, по информации Newsweek, отправляют руководить Ненецким автономным округом, потому что помочь с этим попросил своего приятеля — главу кремлевского управления внутренней политики Олега Говоруна сам архангельский губернатор Илья Михальчук. В Кремле давно работают над объединением этого округа с Архангельской областью, процесс буксует, и Михальчук заверил, что с Федоровым они все сделают за два года.

Андрей Турчак в ранних версиях медведевского списка не фигурировал, и его включили в кадровый резерв в понедельник. В тот же день в кадровый резерв попал Гарри Минх — тоже после того, как его назначили представителем президента в Думе. Кадровый резерв — показуха, говорит политолог Александр Кынев. Вместо того чтобы искать таланты, в кадровый резерв просто включили тех, кто на хорошем счету у президента и людей из его окружения. «Пока это некая кастрюля, из которой можно набрать себе щей. Непонятно даже, в чью тарелку, — добавляет Ольга Крыштановская из Института социологии РАН».
Кадровый резерв готовили в несколько заходов. Сначала — летом — Медведев поручил до 1 января представить ему список из 1000 человек. В правительстве взяли под козырек: всем министерствам и ведомствам велели до 1 октября сдать по пять кандидатур. Ориентиры: возраст — не старше 50 лет, а лучше 40 — и достигнутые успехи, то есть должность в переводе с бюрократического на русский. Такие же разнарядки президентская администрация через полпредства отправила в регионы, с условием, чтобы было не более 10 человек от каждого — по тем же параметрам. Вначале речь шла о чиновниках, но потом решили добавить и местных бизнесменов.
В октябре списки поступили в Кремль, но выяснилось, что многие губернаторы и даже министры включили в них либо близких себе людей, либо просто кого попало. Тогда перешли к «опросу близких Медведеву чиновников и губернаторов», говорит кремлевский источник: «И отобрали сотню по принципу личного знакомства». В оставшейся части списка — еще 900 человек — сенсаций тоже не будет, продолжает чиновник. Это бизнесмены из регионов, опять-таки региональные чиновники и представители общественности, а также федеральные чиновники рангом пониже тех, кто уже вошел в сотню.

В конце 90-х при Ельцине премьеров и вице-премьеров меняли чуть ли не ежеквартально, и в правительстве случился кризис перенаселенности. Новые министры и вице-премьеры приводили с собой советников и помощников, и, когда начальника увольняли, часть свиты всегда оставалась. А уволить их не могли: контракты были подписаны на год вперед. Стало не хватать кабинетов. Тогда в контрактах стали писать: на время исполнения таким-то обязанностей заместителя председателя правительства.
Премьеров в России уже не меняют как перчатки, но ситуация с кадрами не изменилась — с отменой выборов губернаторов чехарда перешла на региональный уровень. «Мы каждый раз ломаем голову, как найти подходящие кадры для замещения высших должностей в субъектах», — говорил летом Дмитрий Медведев, объясняя полпредам, зачем нужен кадровый резерв. Но пока назначения лидеров регионов — и богатых, и небольших депрессивных — происходят вне всякой связи с резервом.
Когда в декабре в Кировской области сняли Николая Шаклеина и поставили на его место бывшего лидера СПС Никиту Белых, чиновники стали ждать целой волны отставок неэффективных губернаторов, по крайней мере на европейской части России — в Удмуртии, Владимирской, Курской областях, в том же Пскове. Но на Никите Белых эта история закончилась: «У [команды Медведева] пока одна звездочка на фюзеляже — Белых», — говорит сотрудник одного из кремлевских управлений.
Полномочия президента Удмуртии Александра Волкова продлили в начале февраля, хотя, по данным Newsweek, еще осенью он сам был уверен, что работает в должности последние месяцы. На его место просто не нашлось «энергичного интересанта», говорят два кремлевских источника. Собеседники в Кремле отмечают, что это обычная история: слабого губернатора не снимают, потому что у него нет сильного конкурента. По той же причине, вероятно, переназначили и Николая Виноградова во Владимирской области.
Виноградов шел на вылет вместе с четырьмя уволенными Медведевым губернаторами. «Нас просто предали», — говорит один из владимирских политиков. С его слов, последние два года он работал против Виноградова по просьбе кремлевского управления внутренней политики. «Единая Россия» предлагала на место Виноградова руководителя общественных приемных Путина Михаила Бабича, а он вдруг расхотел, говорит
НА ДРУГУЮ РАБОТУ
Кто из медведевского кадрового резерва пойдет в губернаторы? Губернаторов теперь назначают исключительно как чиновников и исполнителей, предупреждает политолог Кынев. Собеседники Newsweek называют только одну фамилию из медведевского списка — Валерий Сухих, глава правительства Пермского края. В Кремле и в Белом доме давно считают Сухих эффективным менеджером, и он числится в кандидатах на вакантное губернаторское кресло уже больше года.
Следующая волна отставок лидеров регионов, по-видимому, будет летом. Например, должен уйти с работы волгоградский губернатор Николай Максюта. Но Сухих вряд ли туда поедет: по данным Newsweek, это место еще осенью обещано Путиным бывшему лидеру аграрной партии Владимиру Плотникову.
Почти все, кто попал в президентский резерв, и сами не торопятся менять место работы — они уже состоявшиеся и вполне успешные люди. Чиновники из списка, работающие в Москве, говорят Newsweek, что не очень хотят что-то менять в своей жизни. Для бизнесменов государство тоже с трудом сможет подыскать устраивающее их место. «И на текущей должности я вижу огромное поле для приложения своих усилий», — говорит член кадрового резерва Лев Хасис, глава крупнейшей сети супермаркетов X5 Retail Group.
Кремлю не только будет трудно отправлять руководить регионами медведевских резервистов — столичных и региональных карьеристов и менеджеров с хорошим достатком. Экономика идет вниз, и областные лидеры уже сами все чаще хотят уйти. По данным Newsweek, некоторые из недавно назначенных губернаторов из Центральной России теперь просят перевести их на другую работу. Послом в Европу, например.

Ищем таланты

Как отбирали президентскую сотню

Скачать график
В подготовке статьи принимала участие Дарья Гусева

Читайте также
Обнародована топ-сотня кадрового резерва президента РФ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *