Около 1 млрд руб. было потрачено «Ростелекомом» на запуск и поддержание нового прогосударственного поисковика. Спустя два года после начала его работы компания призналась, что проект не оправдал ожиданий. Впрочем, закрывать поисковик она не собирается.

Государственная поисковая система – еще одна идея чиновников периода президентства Дмитрия Медведева. Она родилась в 2008 г., во время военного противостояния с Грузией. Россия проигрывала информационную войну, события, освещавшиеся в новостных разделах существующих поисковых систем, имели большой резонанс и не всегда соответствовали официальной позиции российских властей. Тогда родилась мысль создать собственный поисковый сервис. Параллельно Алишер Усманов вел тогда переговоры о выкупе доли в «Яндексе». Бывший глава Минкомсвязи Леонид Рейман говорил о намерениях государственного аппарата создать собственный поисковый сервис летом 2010 г. Тогдаон оценивал проект примерно в $100млн.

«Спутник» запустили в мае 2014 г. Кроме самого поисковика, платформа включает 10 сервисов, среди которых «Новости», «Карты», «Афиша для детей», «Мой дом», «Медицина» и др. Тогда предполагалось, что на окупаемость проект выйдет к 2017–2018гг. Но из-за экономического кризиса планы пришлось пересмотреть. Вдекабре 2015 г. была представлена новая концепция, но ситуацию это не улучшило. По данным системы статистики SimilarWeb, месячная посещаемость сайта Sputnik.ru упала с 2,8млн человек в декабре 2015 г. до 1 млн человек в мае 2016 г. Компанию покинули порядка трети разработчиков и руководителей продуктовых сервисов. Сейчас «Ростелеком» пытается переформатировать платформу: отказаться от пользовательских сервисов для населения в пользу создания государственных, например, защищенного браузера для чиновников, системы статистики для госсайтов и т.д.

Бывший член совета директоров «Ростелекома» Иван Родионов считает, что «Спутник» еще при рождении не имел перспектив. По его мнению, при создании подобных вещей всегда возникают подозрения, что делается это не для результата, а ради пользования бюджетными средствами. «Всегда можно договориться с существующими поисковиками, например, с тем же «Яндексом», у которого есть свой браузер, чтобы критические с точки зрения государства события фильтровались в особом режиме, – уверен эксперт. – Не следует возвращаться в социализм, когда все делают подконтрольные государству компании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *