Несмотря на панические ожидания, которые появились среди фитнес-игроков весной прошлого года (тогда они даже требовали пересмотра договоров аренды под угрозой закрытия и подписывали соответствующий меморандум, как, кстати, и рестораторы), с глобальными проблемами в итоге большинствоиз них так и не столкнулось. Более того, многие говорят о росте не только клиентской базы, но и выручки.

«В этом году мы прогнозируем такой же рост числа новых клиентов, как и в прошлые годы, – рынок фитнес-услуг в России еще далек от насыщения», – говорит генеральный директор фитнес-клубов «Территория фитнеса» Александр Колмыков. В его сети оборот увеличился на 60% по сравнению с 2014 г. А общий рост рынка фитнес-услуг в России Колмыков оценивает в 10%.

Впрочем, это не значит, что проблем в индустрии нет. Например, растет аренда – в среднем на 25–30%,– говорят игроки рынка. При этом значительно повысить стоимость абонемента клубы не могут– наоборот, в погоне за клиентом многие идут на внушительные скидки (в декабре 2015 г. они доходили до 30–40%). К тому же во многих клубах стоимость посещения не поднималась уже несколько лет.

В сегменте снижается доходность, а значит, все вынуждены затягивать пояса, и если в премиум-классе перестают вкладываться в бесплатное обучение тренеров (было и такое), то в среднем ценовом диапазоне экономят на персонале, не покупают новое оборудование, отказываются от ремонта помещений, вводят плату за полотенца, привлекают клиентов услугами, далекими от спорта, – например, русской баней с парной. Изклубных карт могут удалять те или иные услуги – например, возможность заморозки или бесплатные гостевые визиты. При этом из-за ценового демпинга клубы зачастую не справляются с потоком клиентов– не на всех хватает тренажеров, а в залах на групповых занятиях нужно занимать место заранее.

Пробуют клубы зарабатывать и на сопутствующих услугах – например, открывают косметологические салоны, магазины спортивной одежды, организуют для своих посетителей фитнес-туры, где можно совместить отдых и занятия спортом со знакомым тренером.

Но что делать завсегдатаям фитнес-клубов, привыкшим к высокому качеству тренировок и комфорту, не желающим стоять в очередях к тренажеру или толкаться в раздевалках? И что сегодня в принципе индустрия готова предложить избалованному клиенту, помимо годового абонемента в традиционный клуб с тренажерным залом?

С тренером и без абонемента

Конкурентами традиционных фитнес-клубов в борьбе за клиентов все чаще становятся моностудии. Еще 10 лет назад это были в основном студии йоги, сегодня же занятия в камерном формате предлагают любителям велопробегов, пилатеса, бокса, восточных единоборств и т.д. Формат выгоден и для владельцев– студия требует меньших инвестиций, для нее легче найти помещение из-за небольшого размера, не нужно много оборудования, при этом, как правило, проекты довольно быстро выходят на безубыточность.

«Фитнес-клубы будут всегда: людям необходимо общение, многие любят из-за этого групповые занятия. Однако будущее фитнеса за моностудиями. Именно так развивается фитнес в Европе – кто-то ходит в студию сайклинга, кто-то в студию йоги», – объясняет основатель студии персонального тренинга Pilates PMP Денис Сычев. Еще недавно он работал в компании World Class Premium, но теперь развивает собственный проект.

Как это видно из названия, студия Сычева сфокусирована на пилатесе. Конечно, здесь есть беговые дорожки, можно также поработать и с привычными гантелями, но восновном студия ждет поклонников гимнастики, получившей в начале прошлого века название вчесть ее создателя, немецкого врача Йозефа Пилатеса.

«Многие не понимают, что такое пилатес. В фитнес-клубах, например, часто проходят занятия пилатесом с фит-боллами. Это все что угодно– гимнастика, ЛФК, – но к пилатесу это не будет иметь никакого отношения», – говорит Денис Сычев.

Например, занятия проходят на профессиональном оборудовании, сделанном под заказ в США, только в мини-группах (до четырех человек) или с персональным тренером. Здесь учат упражнениям, которые помогут проработать все мышцы, включая самые мелкие, увеличить подвижность суставов и позвоночника и повысить эластичность связок.

Клиенты студии – люди, скорее, обеспеченные: одна тренировка обойдется в 4500 руб. Классических абонементов в студии нет, как и свободного посещения.

На открытие студии у Сычева ушло около 13 млн руб., в том числе личные сбережения. Основатель проекта рассчитывает выйти на безубыточность уже к лету. Для нормальной работы студии необходимо около 200 постоянных клиентов, уточняет Сычев. Сегодня их лишь около 40, правда, студия работает всего несколько месяцев.

Студию уже заметили селебрити – например, здесь тренируются Кристина Орбакайте и Ольга Кабо. Ходят сюда и бывшие клиенты тренера из World Class. Однако основными посетителями, по задумке Сычева, должны стать жители близлежащих домов.

«Люди хотят выйти из дома или офиса, пройти 50 м и начать тренировку. Этим летом откроется очень много студий, и у нас у всех будут клиенты, у каждого – свой район. У кого-то это Пречистенка, у кого-то «Москва-Сити», у меня – Новослободская. Все, как в том же Париже, где люди из 13-го района не поедут тренироваться в 8-й», – говорит Денис Сычев.

С тем, что люди устали от фитнес-клубов, согласна основатель столичной студии сайклинга Velobeat Ася Шпильман. Еще недавно она вместе с мужем жила в Калифорнии и управляла фондом Start Fund Юрия Мильнера (инвестиции в технологические стартапы на ранней стадии), а до этого работала в Credit Suisse в Москве. Но последние полгода в ее велостудию в башне «Город столиц» в «Москва-Сити» спешат любители покрутить педали со всех концов города. Кстати, сначала Шпильман рассчитывала на сотрудников местных офисов, однако сегодня около половины из Топ‑100 посетителей приезжает из других мест.

Почему? Ответ прост – сайклинг становится все более популярным видом не только спорта, но и досуга, астудий, подобных Velobeat, в Москве очень мало (кстати, одной из них владеет дочь Валентина Юдашкина Галина). Мода пришла из-за океана – в США сайклинг крайне популярен, аодин из ключевых игроков, компания SoulCycle, открыла уже более 50 студий и готовится к выходу на IPO.

Все занятия групповые и только стренером, но от этого они не теряют индивидуальности. Например, для каждой тренировки составляют новый плейлист (педали крутят под музыку, движения нужно делать втакт), играют со световым оформлением, могут зажечь свечи и даже дать немного помедитировать. Дополняют урок упражнения с гантелями.

К тому же в студии особое внимание уделяют комфорту – для тренировок выдают специальную обувь, в душевых есть мыло и шампунь от L’Occitane, в раздевалках – средства для снятия макияжа. Одна 45‑минутная тренировка обойдется в 850руб., при покупке 10 тренировок можно сэкономить 100 руб. Студия небольшая – одновременно там могут тренироваться 27 человек, и Шпильман подумывает над расширением и подыскивает помещение под вторую студию. Пока проект не вышел вноль, но его основательница планирует начать зарабатывать уже к сентябрю. Общие инвестиции в проект она оценивает примерно в $0,5 млн.

Волшебные тренажеры

Разборчивого и зачастую пресыщенного столичного клиента в свои студии фитнес-игроки завлекают не только узкой специализацией и модными спортивными направлениями. Одиниз вариантов – «умные» тренажеры. Например, сети клубов 5FIT и Fit-n‑Go предлагают занятия на тренажерах с функцией электрической миостимуляции. Эффективность тренировки повышается, а времени требует всего ничего – вместо полутора часов в тренажерном зале будет достаточно 20 минут. В век тотальной экономии времени выглядит более чем привлекательно!

В российской сети «Тонус-клуб» пошли по другому пути, предлагая занятия на тонусных столах.

«Тонусные столы – тренажеры, которые выполняют всю работу за вас. Не перегружаются ни мускулатура, ни суставы, при помощи многократных медленно повторяющихся плавных движений прорабатывается каждая группа мышц», – говорится на сайте клубной сети.

Тренировка для привыкшего к обычному спортзалу посетителя выглядит почти как отдых, тем более, что и проходит зачастую лежа. Часто и долго заниматься не нужно– в «Тонус-клубе» утверждают, что их тренировка эффективнее обычной всемь раз. В дополнение предлагаются косметологические процедуры– лимфодренаж, массаж и пр.

Неудивительно, что такие клубы пользуются успехом у женщин (впрочем, мужчин сюда и не записывают), а сам бизнес активно развивается уже не первый год.

Основали «Тонус-клуб» в 2003 г. подруги из Санкт-Петербурга Ирина Чирва и Елена Коростылева, вложившие в новое дело $30 тыс. Клуб, кстати, окупился за четыре месяца. Сейчас сеть объединяет более 150клубов по всей стране, все они открыты по франшизе.

Сегодня, утверждают основатели клуба, инвестиции в открытие можно окупить еще до старта работы на предпродажах. По итогам 2015г. совокупный оборот всех клубов сети достиг 980 млн руб., ежемесячно его посещали около 40 000 женщин. Вэтом году в сети ожидают прирост посещаемости в пределах 10–15%.

«Здесь работает эффект губной помады: ее женщина способна купить на последние деньги, чтобы поднять себе настроение», – говорит Ирина Чирва.

Сегодня, кстати, основатели сети занимаются только развитием франшизы – два своих клуба они продали в прошлом году – и поставками оборудования новым партнерам (сначала тренажеры завозили из Германии, но с 2008 г. их производят в России под маркой Newtonic). От франчайзи они получают паушальный взнос в размере 420 000 руб., продают им оборудование (в пределах 2 млн руб.), а также собирают роялти в размере 250 руб. за кв. м (площадь помещения– до250кв. м).

Сеть Miltronic Club предлагает даже не фитнес, а тренировки по концепции body digital. За клиента здесь все решают электронные тренажеры Milon с футуристическим оформлением от Porsche Design Studio, например, в клубе на Цветном бульваре тренажеры идеально белые. Содержание не отстает от «одежки»– тренажеры способны регулировать уровень нагрузки и автоматически подстраиваются под удобное положение (данные по индивидуальным параметрам клиента они получают после сканирования тела на установке Milonizer). Все данные, включая потраченные калории, количество идлительность тренировок, рекомендации по периодичности занятий, хранятся в личном кабинете. Доступ к нему открывает персональная ID-карта или браслет, которые есть укаждого члена клуба. Также на время тренировки посетителя снабжают пульсометром, который автоматически синхронизируется с тренажерами. Тренажеры выводят на LCD‑мониторы время на тренировку и отдых, все они замкнуты вединую систему. Все подчинено жесткому графику: тренировки стартуют на всех тренажерах одновременно, иесли занятие уже началось, а кто-то не успел занять место, придется ждать следующего интервала – тренажер не включится.

Саму систему придумали в Германии, она основана на исследованиях Кельнского университета спорта и фитнеса, объясняют в Miltronic Club. Из Германии завозят сами тренажеры Milon. Всего в мире действует около 2500 студий с оборудованием Milon. В России клубы развивает инвестиционный банкир Олег Догадаев с партнером Михаилом Лебедевым, вложившие в проект личные средства.

Инвестиции в открытие клуба на Цветном бульваре (он заработал в начале 2015 г.) составили 0,5 млн евро, он окупится, согласно расчетам, через два года. Пока в сети два московских клуба, а также по одному в Казани и Самаре. Последние две точки открыты по франшизе; как и в «Тонус-клубе», здесь делают ставку на увеличение числа франчайзи. Паушальный взнос составляет 7500евро, ежемесячное роялти – еще 1000 евро. Основная статья расходов – это тренажеры, один комплекс которых стоит от 180 000 евро., а клубу нужно несколько таких комплексов. Впрочем, можно обойтись и без франшизы – например, купить комплекс тренажеров и установить его дома.

Сегодня два столичных клуба обслуживают около 800 клиентов. Стоимость абонементов достаточно высока и близка к сегменту премиум. Например, годовая карта обойдется в 69 000 руб., пользоваться услугами клуба в течение полугода можно за 46000 руб.

Спорт под контролем

Еще один способ привлечь клиента в фитнес-клуб – дополнить тренировки регулярными врачебными осмотрами. «Медицинский» поток клиентов значительно усилился: каждый второй новый клиент приходит по медицинским рекомендациям, иуже с конкретным заболеванием. От подростков, у которых сколиоз из-за многочасового сидения за компьютером, до людей старшего поколения сдиабетом и гипертонией», – отмечает управляющая клубом «СитиФитнес Речной вокзал» Юлия Голуб.

Такую систему занятий спортом предлагает клуб «НАДО Фитнес». Занятия здесь начинаются с первичного приема, как положено в медучреждении. Процедура длительная – около полутора часов. «Первичный прием как раз включает в себя диагностику методом биомеханического тестирования, суть которого – в проведении многоуровневой системы различных двигательных тестов, и индивидуальную тренировку на специальном оборудовании («Экзарта», Peak Pilates, гравитационный Pilates «НАДО»), атакже контрольный осмотр. Специалисты с высокой точностью определяют первопричину появления боли и нарушений опорно-двигательной системы», – говорит генеральный директор «НАДО Фитнес» Андрей Морозов.

Первичный прием ведет врачприкладной кинезитерапии Алексей Кузнецов (один из трех медицинских специалистов клуба, он же соучредитель и главный идеолог центра), а основное внимание уделяется проблемам опорно-двигательного аппарата (проблемам спины и суставов). До проекта «НАДО Фитнес» Кузнецов практиковал как лечащий врач-кинезитерапевт и мануальный терапевт, его нередко приглашали вмедицинские программы на радио и телевидение.

Сегодня пациенты Кузнецова оказались в числе первых посетителей клуба «НАДО Фитнес» (здесь говорят, что потенциальная активная аудитория составляет около 1000человек). С участием врача-тренера проходят исами тренировки. Инвестором клуба стал один из пациентов Кузнецова, который попал к нему на врачебный прием много лет назад. Всего на проект потратили около $400 000, большая часть средств ушла на аренду иремонт помещения, а также закупку специального оборудования. Например, установка тренажера «Экзарт» стоит около 0,5млн руб., а в центре их три. В ноль выходить собираются уже через полгода. Пока клиентов немного, около сотни, однако для нового проекта (клуб открылся в декабре 2015 г.) это неплохой показатель.

.comments{
display:table;
width:765px;
}
.comments .comment {
display:table-row;
}
.comments .comment .author {
display:table-cell;
width:120px;
padding:20px;
text-align:center;
}
.comments .comment .author .name {
display:inline-block;
padding:4px;
}
.comments .comment .author .more {
display:inline-block;
padding:4px;
}
.comments .comment .text {
display:table-cell;
padding:20px;
vertical-align: top;
}
.comments .comment .author img {
width:100%;
margin:10px 0px 10px 0px;
}