Российский спорт вернется к советской системе управления. Победить на Олимпиаде-2014 демократическим путем не получится

Александра Жукова выбирали на пост президента ОКР тайным голосованием. В том, что он будет избран, сомнений не было. Единственного конкурента — 73-летнего самовыдвиженца пенсионера Андрея Кислова — забраковали задолго до финального голосования. У него не было ни рекомендаций от членов МОК, ни поддержки со стороны федераций, не говоря уже о государственных гарантиях. В коридорах ОКР над членом Всероссийской федерации парусного спорта Кисловым лишь посмеивались. Самые безобидные комментарии сводились к тому, что годы берут свое.
На этом фоне кандидатура Александра Жукова выглядела монументальной. Перед голосованием первый в России президент ОКР Виталий Смирнов нахваливал своего уже второго преемника, отмечал свободное владение английским языком — для президента ОКР это неслыханная редкость. Смирнов даже вспомнил, что летнюю Москву-80 к триумфу привел зампред Совмина СССР Игнатий Новиков. Так почему бы зампреду правительства Жукову не прославить зимние Сочи-2014.

СОВЕТСКИЙ ОБРАЗЕЦ
Александр Жуков стал первым чиновником, которого государство, ничуть этого не стесняясь, поставило на важный спортивный пост. В хартии МОК нет отдельной главы о том, кто может, а кто не может возглавлять национальный олимпийский комитет. Например, белорусский возглавляет сам Александр Лукашенко — и никто не предъявляет ему претензий. Зато в российском уставе до 2005 года был пункт, согласно которому государственный служащий не мог быть президентом ОКР. В 2005-м его отменили как устаревший.
Теперь в утиль решили отправить вообще всю нынешнюю спортивную систему. Это раньше российский спорт мечтали сделать независимым и состоятельным: чтобы федерации сами зарабатывали и сами воспитывали спортсменов. Политика спортивной демократии активно продвигалась на протяжении последних десяти лет, но оказалось, что для российского спорта она чуть ли не смерти подобна. Главы многих федераций занимались собственным мелким бизнесом — распределяли по своему усмотрению спонсорские деньги, пытались как можно больше получить из государственной казны, продвигали знакомых.
Глава ОКР Леонид Тягачев заработал себе репутацию безвольного человека: если он кого-то и ругал, то все знали — надо согласиться, а делать все равно по-своему. «С Тягачевым можно было о делах разговаривать, а можно было музыку слушать — эффект один», — говорит источник в руководстве ОКР. Тест на прочность система Тягачева провалила в Ванкувере: сборная показала худший результат в истории, а журнал Time включил его в шуточную сотню наименее влиятельных людей в мире.
Когда было окончательно решено избавиться от Тягачева, выбор пал на Жукова еще и потому, что у него всегда была репутация главного спортсмена в правительстве — играет в футбол, отличный шахматист и даже руководил федерацией шахмат. А Тягачева назначили почетным президентом ОКР. Теперь в российском олимпийском комитете два почетных президента — он и Виталий Смирнов. Нигде в мире такого нет.
Интрига, останется ли Жуков в правительстве или сосредоточится на олимпийском движении, сохранялась до последнего. Вообще-то совмещение двух постов — прямое нарушение прошлогоднего распоряжения президента Медведева о том, что спортом должны руководить не госчиновники, а профессионалы, которые могут посвящать этому делу 24 часа в сутки. Но ради Жукова президентским наказом было решено пренебречь.
Зато в Устав ОКР внесли важную поправку — теперь в комитете появится должность исполнительного директора. Это место займет министр спорта Татарстана Марат Бариев. Именно ему предстоит заниматься оперативным управлением ОКР — контролировать финансы и вести кадровую политику. Сам Жуков оперативным управлением заниматься не будет. Его задача — надзирать за реформой финансов в российском спорте. И при этом работать «олимпийским лицом» России.
Собеседник в ОКР рассказывает, что выбор на Бариеве остановил сам Жуков. Поначалу он рассматривал кандидатуру своего помощника Александра Баранникова, который отвечал, например, за проведение Евровидения в Москве. Но затем, говорит источник, близкий к правительству, решил найти человека, который профессионально руководил спортом. Жуков курировал подготовку к Универсиаде-2013 в Казани и знал Марата Бариева именно по этой работе.
На заседании исполкома ОКР за Бариева активно агитировала влиятельный президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер. Говорила, что он умеет решать оргвопросы. В пользу Бариева был и тот факт, что за последние годы спорт в Татарстане сделал огромный шаг вперед. Футбольный клуб «Рубин», хоккейный «Ак Барс» и волейбольный «Зенит» — чемпионы России, в баскетболе тоже большие успехи.
Помогать Жукову будут и международные эксперты — за подбор и координацию их действий отвечает глава комиссии по совершенствованию деятельности ОКР политик и бизнесмен Ахмед Билалов. Он уже собрал серьезную команду: бывший директор по маркетингу МОК Майкл Пэйн подготовил доклад о состоянии российского спорта, отметив, что ситуация в России не хуже, чем была в США перед Солт-Лейк-Сити или в Канаде перед Ванкувером. В том смысле, что за четыре года, если делать все правильно, можно добиться результатов. Как все сделать правильно, посоветует исполнительный директор канадской программы «Завладей пьедесталом» Роджер Чарльз Джексон. Говорят, что активного Билалова также сватали и на должность исполнительного директора в ОКР, но, со слов близкого к правительству источника, Билалов якобы отказался, потому что для него этой должности маловато.
В правительстве говорят, что ОКР должен сам зарабатывать. Например, везде в мире пять олимпийских колец — один из самых дорогостоящих брендов. А в России он никакой прибыли не приносит.

МИЛЛИОН НА ЧЕЛОВЕКА
Большие изменения произойдут и в самих федерациях. С зимними видами спорта уже разобрались: новые люди либо уже пришли, либо придут в ближайшее время. Всех руководителей утверждают Министерство спорта и наблюдатели из правительства. Жесткие меры уже приносят плоды: на выборах президента ОКР были представители всех 12 зимних федераций, летние присутствовали не все. Дойдет дело и до них, пообещали Newsweek в ОКР. Впрочем, сами они особого ажиотажа вокруг себя не чувствуют. «У нас ведь Лондон через два года, какие изменения?» — удивляется президент Федерации бейсбола Александр Ратнер.
Помимо бейсбола он еще занимает должность заместителя генсека в ОКР, выпускает журнал «Олимпийская панорама» и возглавляет одноименное турагентство. В апреле вокруг его фирмы разгорелся скандал: болельщики стали писать гневные письма, что на Олимпиаду в Ванкувер билеты продавали с наценкой в 120%, а средняя стоимость тура перевалила за 300 000 рублей. «Олимпийской панорамой» заинтересовались в Федеральной антимонопольной службе, и теперь в отношении Ратнера и его компании ведется проверка.
Сам Ратнер по этому поводу ничуть не комплексует: «Они говорят, что мы монополисты, а мы пытаемся доказать, что нет». По его словам, ОКР имеет право распределять билеты через выбранного подрядчика.
Уже несколько Олимпиад подряд выбор падал на «Олимпийскую панораму», но скандал разгорелся именно сейчас потому, что общество негативно воспринимает все, что связано с ОКР, объясняет Ратнер. Никакой вины он не признает: клиент попросил билеты на те события, которых в распоряжении «Олимпийской панорамы» не было, — вот и пришлось сначала их выкупить у другой фирмы, а затем перепродать.
В Федерации легкой атлетики Newsweek тоже заверили, что никаких серьезных изменений от них не требуют. Наоборот, это легкоатлеты хотят, чтобы Жуков изменил отношение ОКР к элитным спортсменам. На прошлой неделе глава федерации Валентин Балахничев предложил Жукову заложить на каждого потенциального «золотого» медалиста по миллиону долларов: чтобы хватило и на стипендию, и на сборы, и на врачей. «Большой проблемой найти в России $35 млн на подготовку олимпийских чемпионов не будет», — сказал Балахничев. Жуков ответил, что думал в том же направлении.
А министр спорта Виталий Мутко решил, что лично будет следить за назначением всех главных тренеров — и только подконтрольные федерации получат деньги от государства. Первые масштабные назначения намечены на 28 мая — к этому сроку все федерации должны объявить, кому они доверяют предсочинскую подготовку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *