Программа по охране Байкала не получилась – это результат разборок чиновников

Экскурсии на дно Байкала вошли в моду. Этим летом там побывали и вице-премьер Алексей Кудрин, и режиссер «Аватара» Джеймс Кэмерон. Для них это развлечение. А вот премьер Владимир Путин год назад опускался на дно с проверкой. Путин пришел к выводу, что вода в озере хоть и мутная—«суп из планктона»,—но чистая. Вскоре правительство разрешило возобновить работу Байкальского ЦБК, который экологи считают главной угрозой озеру, а в качестве компенсации была обещана новая многомиллиардная программа охраны Байкала. Но план выполнили наполовину: комбинат работает, а внятной программы чиновники написать так и не смогли.

Еще в начале года, как только начал работу целлюлозно-бумажный комбинат, президент Медведев поручил разработать целевую программу по охране озера Байкал и развитию прилегающей территории. В июне Минприроды представило концепцию: в министерстве посчитали, что для уменьшения вредных выбросов, утилизации накопленных на побережье отходов и развития экологического туризма на Байкале нужно 70,7 млрд рублей, в том числе 49,5 млрд рублей из федерального бюджета. Но, как стало известно WNS, представленный документ раскритиковали и в Кремле, и в Белом доме. Чиновники уверены, что это вице-премьер Игорь Сечин подловил своего давнего оппонента—министра природных ресурсов Юрия Трутнева на некачественной работе.

Забыли комбинат

В распоряжении WNS оказался доклад помощника президента Аркадия Дворковича, оценившего концепцию Минприроды на двойку. В ней нет конкретных мер, недоволен Дворкович. Есть только описания уникальной природы Байкала и амбициозные цели, которых непонятно как предполагается достичь: уменьшение на 35,7% сброса загрязненных сточных вод к 2020 году, восстановление 80% прилегающей к Байкалу территории, увеличение на 40% числа туристов. При этом, пишет Дворкович, «в концепции не упоминается ни о планах в отношении ликвидации и смягчения последствий деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, ни даже о факте существования ЦБК». Из-за слабой проработки Дворкович предложил перенести запуск программы на 2012 год и уже получил одобрение президента.

Чиновник Минприроды говорит, что концепцию ругают зря,—в таких документах и не предполагается список конкретных мер, а должны быть цели и задачи. Тем не менее концепцию уже переписали и скоро внесут в Минэкономразвития. «Тут не надо изобретать велосипед, надо строить и реконструировать системы водоснабжения, мусороперерабатывающие станции, системы защиты береговых линий»,—говорит чиновник министерства. Пока он надеется, что программа заработает в срок—с 2011 года.

Но шансов на это мало. Источник, близкий к руководству Минприроды, рассказывает, что программа провалилась не случайно. Это аппаратная подножка, говорит он: министр природных ресурсов Юрий Трутнев написал вице-премьеру Игорю Сечину письмо с просьбой продлить сроки подготовки документа, однако до своего руководства вице-премьер просьбу не донес—письмо где-то «затерялось». Пришлось вносить то, что было. В итоге Путин объявил замечание заместителю министра природных ресурсов Игорю Майданову «за ненадлежащую организацию работы» по исполнению поручений и подготовке ФЦП.

Тучи сгущаются и над министром. «Все готовы, что с сентября все может пойти по худшему сценарию: шеф может оказаться в безвоздушном пространстве»,—переживает источник, близкий к Трутневу. Чиновники правительства не скрывают, что вице-премьер Сечин недолюбливает министра природных ресурсов и при возможности расписывает премьеру, где тот недоработал. «[Министр энергетики] Шматко хотя бы старается, а Трутнев много лет уже ничего не делает»,—говорит источник, близкий к Сечину.

Утирали слезы

Пока чиновники выясняют отношения, прокуратура Иркутской области возбудила 12 административных дел за превышение предельного уровня фенола, формальдегида и других вредных веществ в стоках, которые попадают в Байкал. Данные экологического мониторинга свидетельствуют о стремительном ухудшении экологической обстановки вблизи озера, пишет Аркадий Дворкович в докладе президенту.

Министерству очень трудно готовить программу, если непонятно, что думают наверху, говорит директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы России Евгений Шварц. Неизвестно за что наградят, а за что уволят. Лучшей мерой по охране озера было бы закрытие Байкальского ЦБК, уверен он.

Споры о Байкальском ЦБК начались еще в 1960-х годах, сразу после его постройки. С 1980-х годов его пытаются то закрыть, то перепрофилировать. В начале 2000-х было принято решение перевести ЦБК на замкнутый водооборот, при котором сточные воды предприятия не попадают в Байкал. Часть денег на новые очистные сооружения дало государство, часть—собственник комбината, компания «Континенталь Менеджмент», подконтрольная Олегу Дерипаске.

Юрий Трутнев в 2008 году торжественно перерезал ленточку нового инновационного предприятия, и почти сразу комбинат встал. Собственники поставили правительство перед неприятным фактом. Оказалось, что в замкнутом режиме комбинат может производить только небеленую целлюлозу, которую никто не покупает. Главный продукт комбината—беленая целлюлоза, но с ее производством без сброса сточных вод не обойтись. Спохватилось и Минобороны: беленая целлюлоза применяется в конструкции ракет «Тополь-М», а Байкальский ЦБК—единственный ее производитель в России.

К тому же ЦБК—градообразующее предприятие для Байкальска, который после остановки комбината попал в число самых проблемных моногородов. В конце концов Путин дал отмашку перезапустить комбинат. В январе, когда правительство приняло это решение, комбинат был на грани банкротства. Теперь он работает в прежнем режиме, сливая стоки в озеро. «Первую целлюлозу мы получили 8 января 2010 года, собралось огромное количество работников, кто-то украдкой отрывал кусочки целлюлозы, оставляли на память, утирали слезы, брали автографы»,—рассказывает директор комбината Константин Прошкин. По его словам, уже в июле комбинат вышел на рентабельный уровень, начав перечисления по налогам и сборам. В этом году планируется произвести 45 000 тонн целлюлозы, по большей части беленую, и даже получить прибыль в 51 млн рублей.

На комбинате подчеркивают, что производство возобновили временно, пока не придумают, как перепрофилировать ЦБК или создать в городе другие рабочие места. Все это слова, волнуется глава байкальской программы Гринпис России Роман Важенков. Он рассказывает, как в июле на Байкал приезжала делегация Фонда всемирного природного наследия ЮНЕСКО и российские чиновники рассказывали, как поэтапно все-таки закроют вредное производство. Правда, сроки звучали уж очень разные—от 30 месяцев до десяти лет. ЮНЕСКО это удовлетворило, российских зеленых—нет. По ощущениям Важенкова, менеджмент ЦБК уверен, что предприятие запустили навсегда.

Ответ на вопрос о перспективах комбината мог быть в концепции Минприроды, но его там нет. Авторы документа считают, что основной загрязнитель Байкала вообще не ЦБК, а столица Бурятии Улан-Удэ, где очистные сооружения не справляются с отходами коммунального хозяйства. Это не так, убежден Важенков, 86% вредных веществ, попадающих в Байкал, выбрасывает комбинат. Однако к этим цифрам скептически относится академик Михаил Грачев, возглавляющий Лимнологический институт Сибирского отделения РАН, где изучают озера. «В каких единицах они вообще этот вред меряют? В килограммах?»—сердится Грачев. «Комбинат по сравнению с Байкалом очень маленький. Если все человечество утопить в Байкале, вода поднимется на сантиметр»,—доступно объясняет академик.

В следующем году ученым и активистам-экологам ничего не помешает спорить о причинах загрязнения Байкала—государственная программа охраны озера действовать не будет. Ни президенту Медведеву, который поручил написать ФЦП, ни премьеру Путину, который однажды уже «спас» Байкал от нефтяной трубы «Транснефти», пока не удалось набрать очков на защите уникальной природы. Во всей этой ситуации выиграл, пожалуй, лишь Олег Дерипаска: за время остановки комбината он от него избавился, продав контрольный пакет акций компании «Континентальинвест» своего партнера Николая Макарова.

В подготовке статьи участвовал Артем Вернидуб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *