Сообразили на троих

Однако ее мозговым центром все же был Доу – человек, по происхождению бесконечно далекий и от Уолл-стрит, и от больших финансов.

Американскому уху в фамилии Доу слышатся безымянность и анонимность, означающие собирательный образ среднего гражданина: именем John Doe, аналогом русского “Вася Пупкин”, обозначают неопознанные тела. Фамилия Чарльза Доу хоть и пишется по-английски иначе – Dow, но на слух-то какая разница?

Чарльз родился в 1851 г. на ферме в штате Коннектикут. Денег не хватало, а после смерти отца – Чарли тогда исполнилось шесть лет – семья и вовсе оказалась на грани нищеты. Как и другие дети фермеров, мальчик рано начал подрабатывать, делая, что придется. Окончить школу, не говоря уже о колледже, не получилось, но незаурядные аналитические способности и любопытство привели сына фермера в журналистику. В 18 лет молодой человек стал писать исторические заметки в местные газеты, а через три года его приняли в штат Springfield Daily Republican. Издателем газеты был один из столпов американской журналистики Сэмюэль Боулз, у которого Чарльз Доу и научился основам профессии.

Новый этап в карьере Доу начался в 1875 г., когда он переехал в Провиденс в Род-Айленде, где успел поработать репортером в нескольких изданиях, включая вечернюю газету Providence Evening Press и самую заметную газету штата The Providence Journal, издающуюся и по сей день. В Провиденсе Доу стал специализироваться на теме, которая интересовала его больше всего – бизнес и финансы. Он хорошо зарекомендовал себя в журналистских расследованиях и интервью с банкирами и промышленниками, писал о пароходных компаниях, инвестициях и рынке недвижимости. Там же, в Провиденсе, Чарльз Доу познакомился с первым из своих будущих бизнес-партнеров.

Заметки на манжетах

Эдвард Джонс был младше Доу на четыре года, по рождению принадлежал к более обеспеченному кругу и даже успел поучиться в престижном Брауновском университете. Учебу он, впрочем, быстро бросил и начал писать театральные рецензии в те же газеты, где работал Чарльз Доу. Но какие-то знания в области финансов в университете Джонс все же получил. На этой почве они и сошлись, несмотря на разные характеры: Чарльз был серьезен и застенчив, Эдвард – импульсивен и горяч, к тому же не дурак выпить, что даже помогло ему на определенном этапе карьеры. Оба приятеля подумывали о переезде в Нью-Йорк, где работа финансовых репортеров была, по понятным причинам, динамичнее и интереснее. Первым в этом преуспел Чарльз Доу, найдя в 1880 г. место финансового аналитика в нью-йоркском информационном агентстве Kiernan News Agency. Пока Доу проводил время на бирже, делая пометки на манжетах рубашки (его специализацией стали золотодобывающие компании), Джонс инвестировал часть накопленных им денег в The Providence Journal. Он замыслил превратить ежедневную газету в финансовый вестник, но совладельцы идею не поддержали, и в результате конфликта с ними Джонс потерял деньги и работу. И когда Чарльз Доу позвал его на освободившееся место в Kiernan News, Эдвард не раздумывая согласился.

Финансовая журналистика тогда представляла собой непаханое поле, и манхэттенское агентство фактически единственное в стране публиковало финансовые выпуски, пусть и нерегулярные. Внимание к биржевым новостям в агентстве, по мнению Доу и Джонса, было недостаточным. Так что к осени 1882 г. они обросли профессиональными контактами и были готовы начать собственное дело.

Партнеры сняли подвальный этаж на Уолл-стрит, 15 по соседству с биржей и назвали свое предприятие Dow, Jones&Company. Их первый информационный бюллетень Customer’s Afternoon Letter вышел в начале 1883 г. Это был двойной листок с краткой сводкой финансового биржевого дня, включавшей данные по котировкам акций некоторых компаний, изложенные в доступной форме. Эти ежедневные листки, переписанные от руки через копирку Эдвардом Джонсом, мальчики-посыльные разносили первым читателям, которыми были в основном работники Уолл-стрит. Забегая вперед, можно сказать, что формат бюллетеня оказался довольно живучим и сохранился до 1948 г.

Третьим будешь

Но успех пришел не сразу. Вырученных от распространения бюллетеня денег едва хватало на аренду офиса. И тогда положение спас их экс-коллега Чарльз Бергштрессер. Он работал старшим аналитиком в том же Kiernan News и незадолго до ухода Доу и Джонса покинул агентство и сам. Бергштрессер был несколько старше обоих, единственный из них имел высшее образование и к тому же сумел накопить немного денег. Он ушел из компании Джона Кирнана, что называется, хлопнув дверью. Начальство отказалось выплатить Бергштрессеру гонорар за использование изобретенного им приспособления для письма – некоего специально заточенного грифеля, с помощью которого можно было копировать текст сразу на 35 страницах. Некоторые утверждают даже, что именно Чарльз Бергштрессер убедил Доу и Джонса начать собственное дело в пику Кирнану. Как бы то ни было, он стал третьим партнером Dow, Jones&Co. и единственным из них, кто профинансировал развитие компании: сначала покупку ручного печатного станка, потом переход на профессиональную типографскую печать, увеличение тиражей и т.д. Именно Бергштрессер придумал в 1889 г. название их новой газеты о деловой жизни Америки – The Wall Street Journal.

И все же, по каким-то причинам, Чарльз Бергштрессер предпочел остаться теневым партнером, хотя не переставал писать в новое издание аналитические материалы под своим именем. Это тоже было немаловажно для молодой компании, так как Бергштрессер имел репутацию высококлассного профессионала. Еще в молодости он поразил коллег тем, что сумел взять интервью у неприступного финансиста Джона Пирпонта Моргана. “Бергштрессер может разговорить и деревянного индейца”, – отмечал Эдвард Джонс, имея в виду истуканов с вывесок табачных лавок. Но и самому Джонсу общительности было не занимать. Обладая сверхъестественным умением добывать новости в скучных бухгалтерских документах, он не менее успешно входил в контакт с подвыпившими биржевыми клерками в популярном баре отеля Windsor. А ведь смысл работы финансовых репортеров в то время во многом сводился к подслушиванию и выуживанию данных у трейдеров.

Биржевой барометр

Когда говорят, что Доу и Джонс совершили переворот на фондовой бирже, имеют в виду то, что они сделали общедоступной информацию, дотоле считавшуюся внутренней. До конца XIX века к полузакрытым сведениям относились данные о котировках акций компаний и подробности финансового состояния предприятий. У руководителей корпораций, опасавшихся недружественных поглощений конкурентами, было принято скрывать такую информацию. Закон, обязывающий акционерные компании публиковать ежеквартальные и годовые отчеты, был принят в США только в 1934 г. Сводные таблицы котировок акций, публиковавшиеся Dow, Jones&Co., уравнивали в доступе к информации элиту Уолл-стрит и мелких инвесторов. Имея на руках данные об акциях, играть на бирже теперь мог любой американец, накопивший необходимую сумму. Выгоду публичности биржевых сводок со временем осознали и махинаторы: сведения о ценовых изменениях акций за день могли стимулировать движение бумаг в нужную им сторону.

Востребованность биржевой информации превратила невзрачный бюллетень в одно из самых популярных изданий в стране, которое, ко всему прочему, славилось беспристрастностью. Нормы журналистской этики культивировал в основном Чарльз Доу, и это было заметно в те времена, когда взятки репортерам в обмен на хвалебные статьи являлись обычным делом. Но на предоставлении информации Доу не остановился, решив вывести показатель активности самой фондовой биржи. Несмотря на то, что знаменитый индекс носит фамилии двух человек, заслуга его создания почти полностью принадлежит Доу. В 1884 г. он выбрал десять самых крупных железнодорожных компаний, представленных в то время на бирже, а затем ежедневно определял среднюю стоимость их акций, выводя среднее арифметическое и назвав его Dow Jones Railroad Average. По той же схеме в 1896 г. был впервые опубликован второй индекс, Dow Jones Industrial Average (DJIA). В его расчетной базе были уже не транспортные предприятия, а промышленные, и именно он был призван определять состояние национальной экономики: рост индекса означал рост стоимости индексируемых компаний, а падение фиксировало уменьшение капиталов главных игроков рынка.

По мере того как рос авторитет изданий Dow, Jones&Co., разногласия между партнерами обострялись. Эдвард Джонс превосходил Доу в вопросах менеджмента и быстро принимал решения в условиях кризиса. Это он разработал бизнес-план The Wall Street Journal и сформировал круг биржевых информаторов. Вместе с тем, его буйный темперамент и невоздержанность на язык по отношению к любому, кто его раздражал, вне зависимости от социального статуса и ситуации, сильно контрастировали с почти пуританским поведением Чарльза Доу, которому было просто некомфортно в обществе Джонса и его приятелей-брокеров. Бергштрессер, на двоюродной сестре которого женился Доу, тоже был не в восторге от манер Эдварда Джонса. Считается, что они вдвоем выжили его из компании: уже в 1899 г. Джонс покинул Dow, Jones&Co. и стал биржевым брокером. Впрочем, расставание прошло довольно мирно, и Джонс, переживший Доу почти на двадцать лет, всегда с уважением говорил о своем экс-партнере.

Доу и Бергштрессер и сами недолго оставались в компании. В марте 1902 г. они продали ее за $130 000 бостонскому издателю Кларенсу Баррону, который какое-то время до этого поставлял Dow, Jones&Co. региональные новости.


Непочтовый индекс

Скрывающиеся за аббревиатурами индексы – показатель динамики стоимости группы ценных бумаг. На данный момент количество фондовых индексов в мире перевалило уже за две тысячи. Не так важны значения индексов в данный момент, как направленность изменения их значений. По ним можно судить о состоянии рынка в целом или о благополучии в той или иной отрасли и на предприятии. Часто в конце названия фондового индекса присутствует цифра, означающая количество компаний, на основании данных которых он вычисляется. Индексы рассчитываются несколькими математическими методами. Наиболее известными индексами можно назвать Nikkei-225, вычисляемый как простое среднее арифметическое цен акций 225 компаний, наиболее активно торгуемых на Токийской фондовой биржи; S&P 500 – средневзвешенное по капитализации цен акций 500 ведущих американских компаний, поделенное на некоторый фиксированный коэффициент; САС-40, характеризующий положение дел на 40 крупнейших предприятиях Франции, и созданный в Германии в 1988 г. DAX. Также заслуживает внимания индекс внебиржевой электронной системы торговли ценными бумагами NASDAQ. Этот индекс является автоматизированной котировкой Национальной ассоциации дилеров ценных бумаг (NASD) США акций более чем 3200 предприятий, специализирующихся на высоких технологиях, среди которых есть и четыре российские. NASDAQ высчитывается с 1971 г.

В РФ наиболее известны индексы фондовой биржи РТС (RTSI в международном обозначении) – взвешенный по капитализации индекс наиболее ликвидных обыкновенных акций отечественных эмитентов, торгующихся в Российской торговой системе, ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа) – индекс стоимости 30 наиболее ликвидных акций в фондовой секции Московской межбанковской валютной биржи.


Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: