Производители соков скупают новые производственные мощности. Потребность в них возникла из-за бума в этом секторе рынка, который продолжается уже полтора года. Тройку лидеров сокового бизнеса, снявших первые сливки, готовятся потеснить новые региональные производители и вернувшиеся в Россию иностранцы.

 

По оценкам компании TetraPak, в 2001 году россияне выпьют примерно 1,3 млрд литров разных соков – порядка 8 литров на человека. По данным Российского союза производителей соков, это на 60% больше, чем в 2000 году. По темпам роста потребления соки превзошли остальные безалкогольные напитки, в том числе и газированную воду.Почти 1,2 млрд выпитых литров придется на соки, нектары и напитки, произведенные в России. В денежном выражении это более $700 млн. Две трети этой суммы достанутся лидерам отрасли – московской компании «Вимм-Билль-Данн» (марки J7, 100% GoldPremium, «Любимый сад»), питерской компании «Мултон» (марки Nico и «Добрый») и заводу «Лебедянский» из Липецкой области (марки «Я» и «Тонус»). Такая концентрация – особенность российской соковой промышленности. В европейских странах три ведущих производителя обычно занимают не более 20% рынка, в США – не более 40%. Впечатляющие успехи отрасли отчасти связаны с понижением таможенных пошлин на соковый концентрат в мае 2000 года. Рентабельность производства увеличилась. Все более или менее крупные производители вложились в расширение производства, разработку брэндов, отладку дистрибуции. Основная же причина роста – улучшение материального положения граждан.Одновременно с усилением отечественных компаний в Россию вернулись некоторые западные производители, покинувшие страну во второй половине 1998 года. В частности, возобновила местное производство американская Coca-Cola. В июле этого года в рознице появился сок MinuteMaid, произведенный на заводе компании в Орле. Финско-российская UnitedJuiceCompany минувшим летом запустила в Санкт-Петербурге производство сока марки Marli. До 1998 года его ввозили в страну из Финляндии.Немецкая компания Glocken Gold освоила выпуск одноименного сока в подмосковном Фрязине. «Появление на рынке немецкого брэнда, производимого в России, особенно показательно, – говорит Валерий Остапец, президент Российского союза производителей соков. – Немецкая соковая индустрия является одной из ведущих в мире». 

На троих не соображать В 2001 году появились компании, которые потенциально могут догнать первую тройку. Одна из таких компаний конечно же Coca-Cola. Другая – питерская «Троя-Ультра», входящая в промышленную группу «Троярд». Она активно рекламировала в этом году на телевидении марку «Троя», а в печатных СМИ – марки «Долька» и «Соковичок». Но главный кандидат в новые игроки национального масштаба – компания «Нидан-Экофрукт» из Новосибирска (марка «Чемпион»). Дмитрий Новиков, директор по продажам фирмы «Чемпион-Фуд» – сбытового подразделения компании «Нидан-Экофрукт», сообщил, что производство у новосибирцев выросло за год втрое. Абсолютных цифр при этом не было названо. По некоторым оценкам, «Нидан-Экофрукт» в 2001 году реализовал более 130 млн литров разных соков и нектаров. «Всю прибыль «Нидан-Экофрукт» вложит в покупку нового предприятия, – говорит Дмитрий Новиков. – Мощностей завода в Новосибирске уже не хватает. Приходится разливать на стороне не менее 20% соков». По сведениям «Ко», новосибирская компания готовится приобрести в Подмосковье недавно отстроенное производственное здание. Запуск нового завода намечен на октябрь – ноябрь 2002 года.Потребность в расширении испытывают и действующие лидеры. Даже «Вимм-Билль-Данн», имеющий 11 предприятий в разных регионах, вынужден задействовать под розлив соков мощности Останкинского молочного комбината. Завод «Лебедянский» в этом году приобрел 49% акций липецкого завода «Прогресс» (соки «Привет»), ранее принадлежавших итальянской Parmalat. Производством соков заинтересовались не только компании из смежных отраслей. Еще два года назад соковый бизнес в качестве побочного рассматривали только молочные комбинаты. Теперь же свой приднестровский сок «Ветко» продвигает Восточноевропейская торговая компания – импортер плодоовощной продукции из Москвы. В октябре питерская продовольственная компания «Балтимор-Холдинг» начала производство соков под маркой «Восточный гурман» на мощностях питерского завода «Аква-Стар». В случае успеха проекта «Балтимор» готов разливать соки на трех собственных предприятиях.В сторону соков посматривают и производители безалкогольных напитков. В частности, уже освоил производство соков завод «Балтминводы» в Калининграде, специализировавшийся ранее на воде и пиве. «У нас тоже есть планы по выпуску соков, – говорит начальник производства завода «ОСТ-Аква» Сергей Илюхин. – Мы начнем разливать соки в упаковке TetraPak в апреле. При этом продолжим и выпуск газированных сокосодержащих напитков».  

Смешать, но не взбалтыватьВ 2001 году ведущие производители разрабатывали новые марки, чтобы присутствовать сразу в нескольких ценовых сегментах. По широте ассортимента теперь лидирует «Вимм-Билль-Данн», имеющий сильные брэнды в трех категориях. «Мултон» вывел на рынок более дешевую, чем Nico, марку «Дары лета»; «Нидан-Экофрукт» – марку «Да»; «Троя-Ультра» – «Дольку», а «Амтел Софт Дринкс» – «Двойной 2:0». По мнению Дмитрия Колокатова, директора сокового направления компании «Вимм-Билль-Данн», объем продаж лидеров сектора в 2002 году будет повышаться в основном за счет расширения ассортимента. Появятся необычные комбинации и нетрадиционные смеси. Parmalat, например, уже продает сок марки Santal со вкусом «красный апельсин». Перспективным Дмитрий Колокатов называет и сегмент так называемых напитков с добавленной ценностью – спортивных, оздоровительных, энергетических. В то же время Андрей Федин, директор московского филиала «Лебедянского», считает, что напитки этого сегмента, модные на Западе, в России не приживутся, и отечественным производителям придется разрабатывать нечто уникальное. «Лебедянский», например, в 2001 году вывел на рынок напиток марки «Фрустайл» – сок плюс ключевая вода и витамины. Большой потенциал и у напитков, предназначенных для определенных групп потребителей. «Вимм-Билль-Данн», кстати, стал первым производителем соков, позиционирующихся как детские напитки. Соки «Рыжий Ап» разработаны на основе J7. Продажи поддерживаются активной рекламной кампанией, ориентированной на детей.Вероятно, в 2002 году многие производители соков попытаются выйти также в сегмент детского питания – помимо устойчивого сбыта это дает им возможность снизить НДС. За счет чего, собственно, так быстро и поднялся завод «Лебедянский».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *