Сергей Собянин

Дата и место рождения: 21 июня 1958 г. в селе Няксимволь (Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, Березовский район)

Образование: закончил Костромской технологический институт и Всесоюзный юридический институт в Ульяновске

Профессиональный опыт:

с 6 июня 2013 г. — временно исполняющий обязанности мэра Москвы

с 21 октября 2010 г. по 5 июня 2013 г. — 3-й мэр Москвы

2008-2010 — заместитель председателя правительства Российской Федерации — руководителя аппарата правительства Российской Федерации

2005-2008 — руководитель администрации президента Российской Федерации

2001-2005 — занимал посты губернатора Тюменской области

Лето, жара: на мороженом, казалось, можно заработать неплохие деньги. И разрешения на торговлю наш знакомый в префектуре получил. Вернее, перекупил у «своей» для чиновников фирмы, выигравшей аукцион по распределению мест для торговли. И с комбинатами по производству холодного лакомства договорился. Но только месяц ушел на установку и подключение к сетям холодильников и переговоры с владельцами соседних магазинов, считавших эту территорию своей собственностью. Например, в парках отдыха уже их администрация так и не дала начать работать, ссылаясь на то, что это особые территории и на них разрешения префектуры не распространяется. «У них там своя монополия на торговлю», — объяснили торговцы.

Не везде, но вопросы решили. Правда, погода в последнее время не баловала, так что хотя и точки были проходными, и стояли наособицу, выручка не радовала. Ждали жару. Но в первый же хороший день, когда температура на улице скакнула под тридцать градусов, рядом с холодильниками нашего знакомого появились еще по пять-шесть продавцов мороженого. Выручки, естественно, никакой. «Их привозили на день без всяких разрешений и лицензий на торговлю, милиция не обращала никакого внимания, кивая в сторону префектуры», — рассказывает неудачливый предприниматель. По его словам, решения префектур мало что означают в реальности. «На земле» работают «свои предприниматели» под прикрытием тех же чиновников из префектуры или полицейских. Он уже подумывает над тем, чтобы сдать в аренду эти места хладокомбинатам, дабы последние продавали там исключительно собственную продукцию. Бизнес принес убыток.

Аппаратчик

Почти три года Сергей Собянин руководит Москвой, но за это время в местной чиновничьей системе мало что изменилось. «Я не встречал в столице ни одного бизнесмена, кому бы стало работать лучше», — подчеркивает президент инвестиционной группы «Московские партнеры» Евгений Коган. «Разница между Юрием Михайловичем Лужковым и Сергеем Семеновичем Собяниным в том, что первый хотя и не был ангелом, но особенно не трогал мелких предпринимателей, а занимался крупными, масштабными проектами. Второй же сносит всю мелочевку, все принудительно укрупняет, — рассуждает управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. — Малый и средний бизнес чиновникам больше невыгоден». По его словам, с приходом в Белокаменную Собянина работать стало гораздо сложнее. «Можно открыть магазин или парикмахерскую, но это нерентабельно, и сделать это в несколько раз сложнее, — поясняет Дмитрий Потапенко. — Борьба с коррупцией привела к росту коррупции. Чиновники ничего не просят взамен, но дают работать только приближенному к себе кругу. «Входная воронка» в бизнес сузилась».

В начале июня московский градоначальник внезапно сложил свои полномочия, хотя срок его мэрства истекает лишь в октябре 2015 г. В столице снова будут выбирать главу города, и Собянин намерен победить. Президент Владимир Путин 5 июня принял его отставку. Теперь Сергей Семенович — временно исполняющий обязанности главы города.

Так совпало, что 5 июня в столичном метрополитене случился пожар и две ветки метро — Сокольническая и Серпуховская — были частично парализованы. Люди задыхались в дыму, 59 человек обратились за медицинской помощью. Но Собянин не приехал ни на место ЧП, ни в больницы, чтобы поинтересоваться здоровьем пострадавших. Видимо, перспективы нового срока в тот день его занимали сильнее.

Послужной список мэра хорошо известен горожанам: расширил Москву, начал строить много дорог и расширять метро, ввел платный паркинг в центре Первопрестольной и единый проездной билет, заменил асфальт на плитку, инициировал благоустройство парков…

Сам Сергей Семенович, вопреки ожиданиям, не стал повторять опыт своего предшественника Юрия Лужкова, создавать семейный бизнес и конкурировать с олигархами. Зато у компаний, работающих над самыми капиталоемкими проектами — дорогами и метро, появились новые собственники из числа ближайшего окружения Владимира Путина. И чутье бывшего главного аппаратчика правительства РФ не подвело, иначе сегодня бы Собянину пришлось просто уйти без перспектив избраться или придумывать схемы «слепого траста» на манер вице-премьера Игоря Шувалова.

В этом главное отличие Собянина от Лужкова. Если Юрий Михайлович вел себя, как удельный князь на Москве, богател, спорил с Кремлем, убеждал в необходимости выборов глав регионов, то Собянин в Белокаменной — просто представитель президента и его людей. «Его приход в столицу был консенсусом между московскими и федеральными элитами, — поясняет генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Он набрал на месте тех специалистов, которых посчитал нужным взять и которых ему порекомендовали. По сути, это партийное правительство, куда делегировали своих представителей различные группы влияния».

Правая рука

У Сергея Собянина нет даже собственной команды. Есть только один преданный человек — руководитель аппарата Анастасия Ракова, со своим шефом она уже 12 лет.

Юрист по образованию, Ракова в 2001 г. в возрасте 25 лет стала помощником Собянина, возглавившего тогда Тюменскую область, и с тех пор по мере продвижения босса по служебной лестнице она неизменно следует за ним. В 2005 г. Анастасия Ракова становится руководителем аппарата губернатора, а в 2006 г. вместе с ним переезжает в Москву и получает должность замруководителя секретариата главы администрации президента РФ. Ее последнее место работы в федеральном правительстве — замруководителя аппарата правительства. «С одной стороны, она хороший организатор, который разгружает Сергея Семеновича по всем ключевым вопросам, с другой — имеет большую степень влияния на мэра и право голоса, — говорит бывший руководитель управы «Пресня» Александр Краснов. — В отличие от Лужкова, Собянин с чиновниками разговаривает пренебрежительно, через губу. Со всеми, кроме Раковой».

В столичном правительстве Ракова взяла на себя роль Сергея Цоя в правительстве Юрия Лужкова, переложив работу со СМИ на экс-шефа «Российской газеты» Александра Горбенко. «Это самый страшный тип руководителя, когда человек считает себя самостоятельным игроком, но таковым не является, — рассказывает один из бывших московских чиновников. — Ей все равно, чем руководить — колхозом или заводом. Она уверена, что знает дело лучше, чем специалист, прошедший путь снизу доверху, а ее особый статус только усугубляет положение».

Одна из ключевых фигур в правительстве — это и.о. заместителя мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Это человек еще из команды Юрия Лужкова, но его оставили на сей «расстрельной» должности, дабы потом в случае чего было с кого спросить. «Он долго работал в должности зампрефекта в разных округах, везде занимался ЖКХ, — вспоминает Александр Краснов, — но везде работы становились очень дорогими».

Складывается ощущение, что в столичном правительстве работают всего три-четыре человека, по крайней мере, именно их фамилии то и дело оказываются на слуху. Это Марат Хуснуллин, занимающийся строительством (подробности читайте в «Ко» №34 от 17.09.2012), Петр Бирюков и Максим Ликсутов (см. «Ко» №9 от 11.03.2013), отвечающий за дороги. Еще, пожалуй, Андрей Шаронов, руководящий экономической политикой. А управляет всем этим мэр — в интересах федерального правительства.

Замораживатель

Собянин начал свою деятельность осенью 2010 г. весьма энергично. Первые решения, принятые им в новой должности, — замена асфальтового покрытия в столице на тротуарную плитку, тотальная ликвидация торговых палаток и павильонов и отмена более сотни инвестконтрактов на строительство в Москве общей площадью свыше 9 млн кв. м и стоимостью $50 млрд. Речь идет прежде всего об офисах и торговых центрах. Это было сделано, чтобы изменить транспортные потоки, уменьшить пробки на дорогах. Ведь, согласно социологическим опросам, именно автомобильные заторы в первую очередь волнуют москвичей. «Нейтрализация этой проблемы будет способствовать росту уровня поддержки не только московской власти, но и федерального центра», — полагает директор Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых.

Бизнес взвыл. По словам общественного представителя уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Виктора Ермакова, большинство жалоб было именно на незаконный снос торговых помещений и потенциальный рост арендных ставок на недвижимость, принадлежащую городу. «Мало того что все палатки «зачистили» за месяц фактически без суда и следствия, а это сотни, если не тысячи рабочих мест, так еще и в одностороннем порядке разорвали договора по инвестиционным контрактам на строительство», — перечисляет Павел Толстых. То есть власти сняли с себя все обязательства, которые были у города по выделению стройплощадок. Таким образом, многие предприниматели, вложившие крупные суммы в этот бизнес, остались ни с чем (земля в аренде, а не в собственности).

Некоторым, впрочем, повезло. Исключением, например, стал Центр развития межличностных коммуникаций (ЦРМК) — правопреемник Фонда развития русского языка бывшей супруги президента страны Людмилы Путиной. Этот центр собирается надстроить над домом Волконских на Воздвиженке, 9 сверху два этажа офисных помещений для сдачи в аренду. Одно из красивейших зданий дворянской Москвы (и дом деда великого русского писателя Льва Толстого) будет изуродовано. 200 деятелей культуры и 3000 москвичей просят Собянина пресечь акт вандализма в центре Белокаменной, но мэр не реагирует. В учредителях ЦРМК — Кирилл Ковальчук, Владимир Аникеев, Татьяна Шестакова и Любовь Яковлева. Кирилл Ковальчук — племянник хозяина банка «Россия», совладельца Первого канала, СТС, Рен ТВ, газеты «Известия» Юрия Ковальчука, старинного друга Владимира Путина. Вместе они в 1990-х были членами дачного кооператива «Озеро» в Санкт-Петербурге.

«Весь малый торговый бизнес был вытеснен в пользу крупных сетевых ритейлеров», — подчеркивает директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве Москвы Павел Салин. Но и это, по мнению политолога, в большей степени определялось не новым градоначальником, а федеральным центром. «Ведь запрет на торговлю алкоголем в ночное время и пивом в палатках лоббировали ритейлеры на федеральном уровне», — добавляет эксперт. Александр Краснов говорит, что аналогичная ситуация складывалась и при распределении городского заказа: произошло укрупнение подрядчиков, уже после выигранных конкурсов набиравших субподрядчиков. «Столичной мэрией принято решение, которое ставит крест на конкурентной среде в сфере управления столичным жилищным фондом, — констатирует председатель комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы Галина Хованская (депутат Мосгордумы 1993-2003 гг.). — В десяти районах будет проводиться эксперимент, где данным делом станут заниматься бюджетные учреждения, а это нарушает права собственников на выбор управляющей организации и федеральное законодательство в части создания монопольного положения отдельных компаний». По ее словам, за последние три года сократились расходы по таким важным статьям московского бюджета, как ремонт жилищного фонда и переселение граждан из пятиэтажек. И увеличилась очередь на получение социального жилья.

Расширитель

Но все это не помешало Сергею Собянину безропотно принять федеральное решение о присоединении к Москве новых территорий общей площадью 251 100 га, что увеличило мегаполис более чем вдвое. По замыслу тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева, в «новую» Москву должны были переехать федеральные и московские чиновники, а вместе с ними и деловые круги, что, как предполагалось, сняло бы транспортные проблемы, возникающие оттого, что все едут в центр. «Проблема автомобильных пробок не исчезла, — констатирует директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — В мэрии ставят себе в заслугу, что прекратили строительство в центре города, приостановили контракты на $50 млрд. Но строительство переместилось в ближайшее Подмосковье, и сейчас въехать в Москву невозможно». По его мнению, проект расширения столицы далеко не бесспорный. Но мэр принял его с готовностью.

Сегодня об идее передислокации чиновников в «новую» Москву уже никто не вспоминает. А в мае 2013 г. стало известно, что новый Парламентский центр для Госдумы и Совета Федерации может быть построен на Москворецкой набережной, на месте здания Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, рядом с будущим парком «Зарядье», который разобьют на месте снесенной гостиницы «Россия». Чиновники никуда не переезжают.

Буксует и идея главы Сбербанка Германа Грефа о создании Международного финансового центра на Рублевке. Московские вузы не хотят ехать в Коммунарку на подаренные им земли. В общем, идеи развития новых территорий нет. В итоге строятся очередные спальные районы для мигрантов с других территорий страны. Белокаменная растет, российская провинция теряют лучшие кадры. Но вместе с «новой» Москвой в апреле этого года появился закон о быстром изъятии земель у граждан для нужд государства. Этот документ антиконституционен, так как не предполагает возможности для собственника сохранить свой земельный участок. Тем самым нарушается фундаментальное право на собственность жителей «новой» Москвы.

Еще одна проблема для граждан и бизнеса — повышение кадастровой стоимости земельных участков. Так, например, в деревне Зверево Наро-Фоминского района, в прошлом относившегося к Московской области, частные лица взяли в аренду участки для индивидуального жилищного строительства. Оплатили аренду и собирались выкупить эту землю. До 1 июля 2012 г. они могли это сделать по льготной, десятикратной ставке земельного налога — по 15 000 руб. за «сотку». Но чиновники затянули сроки оформления и отказали в выкупе, вернув документы. А после 1 июля 2012 г. уже московские власти предложили заплатить за землю по кадастровой стоимости — примерно по 100 000 руб. за «сотку». Но и это еще не все. Минувшей осенью произошла переоценка земель, и с 1 января 2013 г. людям стали приходить уведомления об увеличении арендных платежей, в некоторых случаях в десятикратном размере.

Знакомые лица

Если говорить о бизнесе в столице, то Сергей Собянин отдает предпочтение мегапроектам, только, в отличие от Юрия Лужкова, не в девелоперском, а в инфраструктурном сегменте. И работает он с бизнесменами федерального масштаба. Уже нет в прежнем виде «Интеко», ГК «ПИК», «Миракса» и «ДОН-Строя». Зато есть, например, семья Гуцериевых, получившая разрешение на строительство в Москве более 100 000 кв. м офисно-торговой недвижимости. Она же займется бывшими стройками «Интеко» Елены Батуриной, выкупленными в партнерстве со Сбербанком. Бинбанк, кстати, владеет 20% ГК «ПИК». «ТПС Недвижимость» Аркадия Ротенберга собирается возвести рядом с Кутузовским проспектом торговый центр, а «Мосстройвозрождению» (принадлежит Сбербанку и правительству Москвы) столичные чиновники планируют передать несколько брошенных исторических зданий.

Из последних новостей: Сбербанк может выделить «Главстрою» Олега Дерипаски до 50 млрд руб. на редевелопмент промышленных территорий в Белокаменной. У компании в Москве около двух десятков промышленных предприятий, занимающих примерно 100 га. И некоторые площадки уже переведены из промышленной категории в категорию для застройки.

Продолжает активно работать в столице и владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков. Он — основной собственник МГТС и сети медицинских клиник «Медси», в прошлом году объединившей активы с ГУП «Медицинский центр управления делами мэра и правительства Москвы». Кстати, Евтушенкова называют едва ли не самым близким к Собянину предпринимателем. «АФК «Система» в 1990-х считалась компанией, близкой к Лужкову. В «нулевые» она дистанцировалась от мэра, вышла на федеральный уровень, за счет чего сохранила свои позиции», — поясняет Павел Салин. Собянину же требовалось сформировать свой ближний круг бизнесменов. С Евтушенковым они познакомились еще в Тюмени, и лучшего кандидата, чей бизнес был бы сосредоточен в столице, найти было сложно.

Метростроевец

Возглавив Москву, Собянин перекроил карту города. Он отменил постройку Четвертого транспортного кольца стоимостью 1 трлн руб. из-за дороговизны. Но вместо этого появились: программа строительства дорог стоимостью 2 трлн руб. (127 км новых дорог); программа строительства метро стоимостью 1 трлн руб. (150 км новых линий и 70 станций); программа реконструкции пригородных железных дорог в Москве и области (1,2 трлн руб.); проект скоростного трамвая (250 млрд руб.). Это проекты на девять лет, до 2020 г. Лужков об этом мог лишь мечтать: дефицит программ дорожно-мостового и социального строительства на 2009-2010 гг. составлял 20 млрд руб. А планов по МКЖД и скоростному трамваю у Юрия Михайловича не было вовсе. «Метро перегружено, и его необходимо расширять, — согласен Игорь Николаев, — но средства по программе реконструкции метрополитена выделяются только на замену эскалаторов, подвижного состава и вентиляционных установок. А горят силовые кабели, чего в программе нет. В этой связи возникают другие вопросы».

Все эти дорогостоящие проекты будут реализовываться под руководством департамента транспорта, который в апреле 2011 г. возглавил бывший гражданин Эстонии Максим Ликсутов с состоянием в $650 млн (по оценке журнала «Форбс»). Господин Ликсутов — первый легальный миллионер в правительстве Москвы, он экс-совладелец «Аэроэкспресса» и Трансмашхолдинга. В партнерах у него были Искандер Махмудов (состояние $8,7 млрд, совладелец Трансмашхолдинга, «Аэроэкспресса», основной акционер УГМК, «Кузбассразрезугля» и др.) и Андрей Бокарев ($1,35 млн, совладелец «Аэроэкспресса», Трансмашхолдинга, «Кузбассразрезугля» и др.). За два года с момента назначения Ликсутова на должность «транспортного» министра Москвы его партнеры купили новые бизнесы, госзаказ в которых вырос в несколько раз.

В августе 2012 г. Андрей Бокарев приобрел 51% акций «Мосметростроя» у менеджмента компании. Это крупнейший подрядчик на строительстве столичного метро. Суммарный объем его работ в 2011-2014 гг. составляет 98,2 млрд руб. Трансмашхолдинг поставлял вагоны для метро и до этого. Но на 2012-2013 гг. заказ от столичного метрополитена для Трансмашхолдинга вырос более чем в два раза (с 305 вагонов в 2010-2011 гг. до 682 в 2012-2013 гг.). Господин Бокарев рассказывал «Ко», что заказ действительно сильно увеличился в связи с прокладкой новых линий подземки.

У СК «Мост», которая построила рекордно дорогой мост на остров Русский (около 1 км; 32 млрд руб.) и рекордно дорогую дорогу в олимпийском Сочи (48,2 км; Адлер — Красная Поляна; 285 млрд руб.), теперь тоже новый хозяин. Это Геннадий Тимченко (приятель Владимира Путина, гражданин Финляндии, нефтетрейдер), выкупивший 25% компании. Остальные 75% пока у Евгения Сура, Владимира Костылева и Владимира Почтова. СК «Мост» раньше никогда не строила метро, но в 2011 г. она получила два крупных субподряда: на Таганско-Краснопресненской линии (6,6 км и три станции; 27,8 млрд руб.) и на Кожуховской линии (16,7 км и одна станция; стоимость подряда не раскрывается).

Чтобы разгрузить метро и дороги Москвы, было решено организовать пассажирские перевозки на Московской кольцевой железной дороге (МКЖД). Администрация Сергея Собянина и РЖД до конца 2015 г. собираются построить инфраструктуру для пассажироперевозок по кольцевой железной дороге (остановки, транспортно-пересадочные узлы, мосты, переходы) и третий путь для грузовых вагонов. И в этом проекте ценой 55 млрд руб. будут участвовать Искандер Махмудов и Андрей Бокарев. Они стали совладельцами Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая совместно с «Аэроэкспрессом» будет перевозчиком на МКЖД, а Трансмашхолдинг станет поставлять вагоны и локомотивы. В мае ЦППК заключила первый контракт на 1,6 млрд руб. То есть сама Московская кольцевая железная дорога принадлежит Москве и РЖД, но обслуживать ее — возить пассажиров, поставлять вагоны — будут компании экс-партнеров нового вице-мэра по транспорту.

Передел на дорогах

Четырехлетняя городская программа «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы» оценивается в 624 млрд руб. Но получить подряд на миллиардные заказы могут только крупнейшие строительные холдинги. Ради них московское правительство осенью 2011 г. изменило условия участия в торгах по горзаказу. Теперь претендент должен выполнять сразу весь цикл работ, от проектирования до строительства, и подтверждать наличие в собственности производственных мощностей. Средний, тем более мелкий бизнес городской заказ получить не сможет. «Процессы, например, связанные со строительством столичных автодорог, монополизированы в Москве узкой группой компаний», — констатирует экс-префект САО Москвы Олег Митволь. Принципиально деловая среда в столице по сравнению с поздним лужковским периодом не изменилась. «Издержки «на кормление» всевозможных проверяющих и надзирающих очень велики, коррупционная рента велика на всех уровнях, — объясняет политолог Станислав Белковский. — И чтобы успешно делать деньги в Москве, нужно быть человеком, масштаб бизнеса которого покрывает все издержки».

«Одна из целей назначения Собянина — привести в столицу федеральные компании, для «питерских» было важно перенаправить финансовые потоки, которые Юрий Лужков перераспределял по-своему», — говорит Александр Краснов. И Сергей Семенович с этим прекрасно справился.

Осенью 2010 г., почти одновременно с назначением Собянина на должность мэра, Аркадий Ротенберг (состояние $3,3 млрд) и его сын Игорь купили контрольный пакет акций в ОАО «Мостотрест». Сегодня у семьи 26,4% этого ОАО и дорожные подряды от департамента строительства города Москвы почти на 70 млрд руб. Напомним, что Аркадий Ротенберг — спарринг-партнер Владимира Путина по дзюдо, он строит главную дорогу в предолимпийском Сочи — дублер Курортного проспекта, газопроводы и поставляет трубы для «Газпрома».

Летом 2011 г. другой приятель Владимира Путина Геннадий Тимченко (состояние $14,1 млрд) купил 21% инвестиционно-финансовой компании «АРКС» с правом довести свой пакет до контрольного. Сегодня у АРКС Тимченко дорожных подрядов в Москве на 37 млрд руб. Это реконструкция Каширского шоссе стоимостью 8,53 млрд руб.; Дмитровского шоссе с развязками (21,13 млрд руб.); Рублевского шоссе вместе с эстакадой на Мичуринском проспекте (7,415 млрд руб.).

У других дорожных генподрядчиков — «Ингеокома», «Мостовика» и даже «Трансстроя» Олега Дерипаски, где пока остаются прежние владельцы, — суммарные объемы госзаказов меньше в разы. «В Москву пришли представители «питерских» кланов, что не получалось при Юрии Лужкове, — отмечает Павел Салин. — Самое главное, что произошло изменение их профиля. Если при Лужкове основные деньги зарабатывались на строительстве недвижимости, то сейчас масштабных проектов в городе нет, а точечная застройка не дает больших прибылей, зато создает серьезные социально-политическеие риски». По его мнению, именно поэтому структуры «друзей» Путина начали специализироваться, скупив доли в таких компаниях.

«Группы влияния в Москве с приходом Сергея Собянина перераспределились, — поясняет директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» Елена Панфилова. — На рынке стало больше транспортных и дорожных «тяжеловесов», а игроки в системе строительства доступного жилья потеряли свои позиции». По ее словам, у города изменились приоритеты. Если Юрий Лужков делал упор на жилищное строительство, то Сергей Собянин «ставит» на дорожную и транспортную инфраструктуру.

Парки и зоопарк

Когда москвичи негодуют, что пробок в мегаполисе с приходом Собянина меньше не стало, а плитка, положенная вместо асфальта, кривая, в ответ им часто говорят: зато какой у нас стал прекрасный Парк имени Горького. Действительно, платный Парк им. Горького, в последние десять лет пребывавший в полузаброшенном состоянии, стал бесплатным, а главное — модным местом отдыха, где есть не только кафе и ночные клубы, но и пляж, ролледром, Wi-Fi. Там проводят фестиваль «Черешневый лес», День города, Масленицу, концерты, работает центр современной культуры «Гараж» Даши Жуковой, подруги Романа Абрамовича. А сделал это его директор Сергей Капков, человек из команды Романа Абрамовича. Потом Капков возглавил департамент культуры Москвы и получил в управление 14 парков и зоопарк. На их развитие город выделяет 30 млрд руб. Хотя поначалу был план, что в развитие парков будут вкладываться частные инвесторы: Роман Абрамович — в Парк им. Горького, Арас Агаларов — в «Сокольники».

В городе наступает «парковый ренессанс». В «Сокольниках» появился самый большой каток в Москве (22 000 кв. м). Зоопарк к августу 2014 г. превратится в образовательный центр для детей и взрослых. Филевский парк станет аналогом датского «Тиволи». В разработке концепций парков неизменно участвует институт «Стрелка» Александра Мамута, друга Романа Абрамовича. Осенью появится концепция парка «Зарядье» на месте снесенной гостиницы «Россия». Парк будет строиться за счет городского бюджета. «Москва превращается в более комфортный, живой город, расположенный к жителям: реконструируются парки, делаются скверы, укладываются газоны, создаются велосипедные дорожки. Все это весело и привлекает на сторону мэра молодежь, — констатирует Павел Толстых. — Но с точки зрения столичного бизнеса в городе никаких улучшений не произошло». А Станислав Белковский замечает, что и со стороны культурной жизни город не сделал и шага вперед, остается провинцией и далеко отстает в этом плане от Северной столицы.

Чего бояться

Выборы мэра могут состояться уже 8 сентября 2013 г. К этому времени исполнится почти три года с момента назначения Собянина на эту должность. Почему Кремль (а именно оттуда исходила инициатива перевыборов) так заинтересован в срочном продлении полномочий Сергея Семеновича? Что такого может случиться, что власть опасается потери им популярности к 2015 г.? Существует несколько версий на этот счет.

Первая — экономическая. 2015 г. может оказаться менее выигрышным для выборов. «Экономика движется к рецессии, и через два года риск успешности выборов будет гораздо выше, чем сегодня, — поясняет Игорь Николаев. — Пока экономика продолжает расти». Кроме того, по словам главы ФИЦ «Аналитика и безопасность» Руслана Мильченко, именно к 2015 г. станут видны первые результаты исполнения контрактов, заключаемых сегодня командой Собянина.

Вторая — политическая. Существует опасность, что к 2015 г. административного ресурса Сергея Семеновича будет недостаточно, дабы избраться, с учетом нарастания недоверия к власти со стороны активной части населения, что особенно ярко проявлялось в Москве в прошлом и позапрошлом годах. Кроме того, в 2014 г. предстоят выборы в Мосгордуму, а это весьма продолжительная избирательная кампания с большим числом депутатов, которые так или иначе попытаются раскачать политическую ситуацию.

Третья — кабинетная. «Собянин рассчитывал, что в 2015 г. он сможет сменить Дмитрия Медведева на посту главы правительства и с этой позиции уже претендовать на роль преемника Владимира Путина, — предполагает Станислав Белковский. — В этом случае Михаил Прохоров мог претендовать на освобождающееся кресло мэра. И слом этого сценария был одной из задач досрочных выборов». По его мнению, Владимир Путин дал понять, что не поддерживает подобное развитие событий.

Все эти версии, так или иначе, взаимосвязаны и предполагают падение рейтингов нынешнего градоначальника.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *