Белка и Стрелка помогают смеясь расстаться с социалистическим прошлым
Собаки Белка и Стрелка, полетевшие когда-то в космос, просто обязаны были стать киногероями. Они были уникальны, они что-то сумели, они стали символами. Как Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид, как Дживс и Вустер, как серп и молот в конце концов. Удивительно, что собаки-первооткрыватели космоса удостоены полнометражного мультфильма только сейчас, к 50-летию их полета.
Мультфильм «Белка и Стрелка. Звездные собаки» режиссеров Святослава Ушакова и Инны Евланниковой — большой российский 3D-проект. Неуверенное 3D фильму только вредит, зато по увлекательности мультфильм вполне сопоставим с «Мадагаскарами» и «Вольтом». Авторы основывались на реальных событиях, но позволяли себе вольности, чтобы разнообразить сюжет. Все начинается с того, что щенок Белки по имени Пушок, подаренный дочери президента Кеннеди, рассказывает американским домашним животным историю о том, как Стрелка и ее подруга Белка в 1960 году слетали в космос и вернулись.
Стрелка (с голосом Елены Яковлевой) — хамоватая дворняжка, считающая, что ее отец — звезда Сириус. Живет она в памятнике «Рабочий и колхозница». Белка (Анна Большова) — кокетливая цирковая собачка, которая в каждой кляксе из теста Роршаха видит «мужчину… сильного мужчину… мужчину в форме». Как пела когда-то группа «Мегаполис»: «Белка строже, Белка сильней, Стрелка очень хороша собой». Эти барышни вместе с крысом Вениамином (Евгений Миронов), который попал в российский кинопроект прямиком из пиксаровского «Рататуя», оказываются на курсах подготовки космонавтов и знакомятся там с овчаркой-инструктором Казбеком (Сергей Гармаш). Потом они летят в космос, где героически справляются с метеоритным дождем и другими проблемами. Это очень благостное кино, тут все хорошие, даже хулиганы и дядьки, занимающиеся отловом бродячих собак: они же не просто так отлавливают животных, а для космоса. Но и взрослым есть где посмеяться: например, фраза stupid Russian dog бесстрастно переводится как «загадочная русская душа».
Советские символы Белка и Стрелка в современном кино — что-то вроде guest stars, «звездные гости», как приглашенные знаменитости в мультсериалах «Симпсоны» или «Южный парк». В этих сериалах появляются десятки реальных персонажей: от настоящих, озвучивавших самих себя Пола Маккартни и его тогдашней жены Линды (они рассказывали Лизе Симпсон, что являются вегетарианцами) до Саддама Хусейна и Барака Обамы в «Южном парке».
Эти сериалы берут культурных героев или антигероев и делают их частью придуманного мира, вписывая в свою реальность и Иисуса, который в «Южном парке» оказывается телеведущим, и Билла Гейтса. Можно поступить иначе: взять реальных персонажей и сделать их главными героями абсурдной сказки вроде слюнявой «Анастасии» о дочери Николая II или пошлого шрекоподобного «Переполоха в Гималаях» об австрийской императрице Елизавете.
Исторические и идеологические символы можно перемолоть в сатиру, можно романтизировать. С Белкой и Стрелкой произошло и то и другое: пару лет назад в интернете начал выходить сериал «Настоящие приключения Белки и Стрелки» студии Toonbox, где собачки оказались в дальнем космосе и были вынуждены мотаться по разным планетам, чтобы найти дорогу домой. «Мы взяли этих героев, потому что знали, что будет юбилей полета Белки и Стрелки, — объясняет продюсер сериала Павел Мунтян. — Идея пришла от сценаристов “Камеди клаб”, концепт был их».
В этом сериале оба зверя — кобели, Белка очень интересуется сексом, едой и алкоголем, а Стрелка аккуратный, интеллигентный и не замечен в пристрастии к напитку «Собагон». Вышло лишь несколько эпизодов, и скорее всего продолжения не будет. Собаки веселились в космическом баре с не очень приличным названием, путешествовали по бюрократической планете и смеялись над существом, у которого рот был расположен не поперек, а вдоль лица. «Деда Мороза не существует. А водка существует. Поэтому она лучше», — говорит Белка в сериале.
«Звездные собаки» другие — они рассчитаны на семейный просмотр, про водку тут нет ни слова. Они разбираются с советским символом с совершенно иной стороны. Один из лучших эпизодов фильма — когда собачки выходят в открытый космос, чтобы заменить батарейку у спутника. Это лучшая рекламная пауза в отечественном кино едва ли не за всю его историю: конечно, речь идет о конкретной батарейке, но зритель запоминает исключительно «перезагрузку» спутника. Мигая красной звездой, спутник вновь выходит на орбиту — почти то же самое авторы фильма делают с идеей о советском освоении космоса. Да и вообще с идеей о прекрасном советском детстве.
Авторы фильма окружили Белку и Стрелку животными, отдаленно напоминающими знакомых героев: здесь есть цирковой лев почти из «Каникул Бонифация», обезьяна — близкая родственница Мартышки из серии мультфильмов о Попугае, Мартышке, Слоненке и Удаве, есть и Попугай из этого же сериала. Будущим космонавтам показывают «Белое солнце пустыни», а крыс Веня и без того разговаривает цитатами из киноклассики. Лишней в этом большом советском стиле кажется ворона с сыром, насмотревшаяся «Ледникового периода» и играющая в белку с орехом, но, возможно, тут следует винить авторов сценария: Джон Чуа и Александр Талал — выпускники американских сценарных школ, так что доля здоровой голливудщины в фильме очевидна.
Но «Звездные собаки» — это история не с той же полки, где «Каникулы Бонифация» и «38 попугаев». Это скорее что-то в духе аниме «Первый отряд», где мертвые пионеры-герои дерутся с фашистами. Идеологический символ становится главным героем сказки или пародии, а в процессе приключений очеловечивается и, таким образом, позволяет переосмыслить саму идеологию.
Примерно то же самое могло случиться с Гагариным (фильм «Внук Гагарина», он же «Внук космонавта» Андрея Панина), если бы не протест настоящих дочерей несимволического Гагарина. На недавнем фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске был показан канадский фильм «Троцкий», где герой-старшеклассник по имени Леон Бронштейн считает себя реинкарнацией Льва Троцкого и пытается воспроизвести жизнь революционера в сегодняшней старшей школе. Все это — более или менее удачное приручение идеологических символов, и «Звездные собаки» не выбиваются из этой тенденции. Белка и Стрелка — действительно «приглашенные звезды», советские гости в сегодняшней поп-культуре.
Режиссер-постановщик мультфильма Святослав Ушаков говорит, что ни о какой советской пропаганде авторы «Звездных собак» не думали. Действие фильма происходит в советской стране в 1960 году, и Москва тех лет выписана тщательно, от памятника «Рабочий и колхозница» до песочниц и старой схемы метро, где «ВДНХ» была конечной станцией. Но приключения Белки и Стрелки, как уверяют создатели, это в первую очередь просто хорошая история.
Ушаков работал над гениальными «пилотовскими» мультфильмами, в том числе над альманахами «Лифт» и клипом группы «Ноль» о человеке и кошке. Он же режиссер меланхолического мультфильма «Раньше я жил у моря», психованного клипа «Хару Мамбуру» группы «Ногу свело» и трогательного девятиминутного анимационного фильма «Два итальянца». «Белка и Стрелка. Звездные собаки» ничуть не похожи на все вышеперечисленное. Компьютерные песики с носами в полморды не вызовут нежности у бывших советских детей, так же как «Варежки» и «Бонифации» советского детства вряд ли заинтересуют детей современных. Зато новые «Белка и Стрелка» — это остроумно, иногда забавно и похоже на цирковое представление, где клоун быстро-быстро жонглирует символами из идеологии и поп-культуры, всякий раз умудряясь поймать серп за рукоятку. Идеология, сидеть! Дай лапу.