Возможно, АвтоВАЗу повезет: сделанные в России автомобили дешевеют на глазах, спрос на них начал расти

Александр, предприниматель из Тольятти, с удовольствием сжег бы свою новую машину на пустыре, но пока, хоть и с трудом, держит себя в руках. Недавно ему срочно понадобились деньги. Он продал любимую Corolla и пересел на Lada Kalina, потому что «ВАЗ» куда дешевле в обслуживании, чем Toyota. В автосалонах говорят, что это не редкость: люди один за другим пересаживаются на отечественные автомобили. Плачут, но пересаживаются. Автодилеры решили поймать момент. Они готовы работать в убыток, но подтолкнуть продажи.

На АвтоВАЗе не случайно большие сложности. Отечественный автопром — одна из самых проблемных отраслей. Девальвация рубля, подорожание комплектующих и сокращение доходов обвалили спрос на российские автомобили, и на отечественные бренды, и на собираемые в России иномарки. Спрос упал на 55%. Десятки автодилеров разорились, заводы останавливают конвейеры. Еще немного, и автомобильная отрасль могла бы умереть. Но в июне падение продаж остановилось. А скоро начнется осторожный рост, считают в PricewaterhouseCoopers. С этой надеждой и дилеры начали тотальную распродажу автомобилей.


В начале года никто не собирался снижать цены. Девальвация сильно ударила по дилерам: покупатели заглядывали в салоны, возмущались и уходили. Но продавцы держались. «Они не столько продавали, сколько обслуживали автомобили. На этом и зарабатывали», — рассказывает глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрий Гулин. У крупных компаний, набравших кредиты в надежде на постоянный рост, начались проблемы. К весне обанкротился один из лидеров рынка «Инком-Авто». Продавцы поняли, что выбор у них небольшой: или заманивать клиентов низкими ценами, или закрывать салоны.
Схема работы у всех одинаковая. Практически у всех дилеров на складах есть автомобили 2008 года выпуска. Они дают на них хорошие скидки. А для автомобилей этого года большинство компаний уже запустили специальные кредитные программы. Ford — одна из самых популярных машин, собираемых в России. Демократичный Focus в базовой комплектации стоил 549 200, а сейчас продается со скидкой 60 000 рублей. На самую популярную комплектацию Comfort скидка еще выше.
«Сейчас продажи по крайней мере перестали падать. Появилось хрупкое равновесие», — говорит директор салона «Автомир на Дмитровке» Игорь Виноградов. Равновесие возникло из-за того, что производители стали распродавать машины. С наступлением летнего сезона распродаж салоны больше похожи на базары. Клиенты объезжают автоцентры и торгуются, требуя максимальную скидку.
Корреспондент Newsweek сам выяснил, на что готовы пойти дилеры. «Fiat Panda хотите? Конечно, сделаем скидку», — говорит продавец автоцентра «Автогермес Север» Александр. В продаже у него машины 2008-го и 2009 года выпуска: «Те, что 2008 года, идут со скидкой в 15 000 рублей, то есть купите машину всего за 305 000 рублей. Правда, выбор цветов ограничен». Корреспондент Newsweek изобразил на лице отчаяние. «Если точно решите брать, подарим вам кожаный салон, и вы сэкономите еще 30 000 рублей», — настаивает продавец. Отчаяние сменяется легким сомнением. Александр достает последний козырь: «Берите. Мы вам еще ксеноновые фары подарим».
Тем, у кого нет денег, предлагают льготные программы. Они действуют практически на все марки. К примеру, на любой Ford до 30 сентября можно взять годовой кредит по ставке 2,9%. Это примерно в семь раз ниже нынешних ставок в банках. Правда, первоначальный платеж должен быть не менее 30% стоимости автомобиля. А автосалоны «Рольф» хотят повысить продажи автомобилей Mitsubishi Lancer девятого поколения и предлагают беспроцентный кредит.
Большой популярностью пользуется и государственная программа кредитования, по которой часть процентной ставки (7,3%) по кредиту оплачивает бюджет. В этом случае кредит можно взять и по ставке около 12% годовых и за три года сэкономить на выплате процентов, по расчетам Минпромторга, примерно 42 500 рублей. В пресс-службе Минпромторга рассказывают, что список автомобилей, включенных в программу льготных ставок, уже насчитывает около 50 названий, и в основном это машины российского производства. В министерстве сообщают, что за последние полгода было подано 34 290 заявок на такой льготный кредит. Участвующий в этой программе Сбербанк уже выдал больше 24 000 кредитов. «Несмотря на кризис, люди все больше интересуются такими кредитами», — говорит представитель Сбербанка Ирина Кибина.


До кризиса доля российских автомобилей в общем объеме продаж все падала и падала. Рынок четко реагировал на сигнал покупателей: брать «Жигули» можно только от беды. Среди проданных в прошлом году машин лишь 40% были произведены в России — люди предпочитали покупать подержанные иномарки. Теперь все поменялось: импорт подержанных авто упал почти вдвое из-за новых запретительных пошлин. Ну а доля отечественных машин выросла до 52%.
Беда пришла. Это только начало, утверждают в автосалонах. «Этим летом все встало с ног на голову: люди пересаживаются на Lada. Уволили с работы, снизились доходы, или у человека больше нет возможности выплачивать кредит. Хочешь не хочешь, а расходы сокращать придется», — говорит начальник отдела продаж салона «Авто Техна» Алексей Кремлев. То же самое подтверждают и в других салонах. «Предприниматели меняют свои корпоративные иномарки на Lada, — рассказывает Евгений из управления по продажам дилерского холдинга “Лада-сервис”. — Например, недавно приходил коммерческий директор одной торговой фирмы и купил несколько Priora. Обслуживать иномарку сейчас дорого».
Эксперты говорят, что оживление спроса — единственный шанс умирающего АвтоВАЗа. Сейчас дела у него идут совсем плохо — на складах более 80 000 непроданных машин. Завод впервые решил серьезно снизить цены и начал программу «100 дней скидок». На автомобили 2008 года скидки от 20 000 до 42 000 рублей в зависимости от модели, утверждает пресс-служба завода. Ну и опять-таки льготная программа кредитования, которая позволяет взять автомобиль по ставке от 0 до 12,9%.
Российское правительство могло бы стимулировать спрос еще активнее, считают аналитики Bank of America и Merrill Lynch. Например, выплачивать премию за утилизацию старого автомобиля при покупке нового. Во Франции «утилизационная премия» составляет €2500, в Германии — ?2500, а в Италии доходит до ?3000. И продажи автомобилей в этих странах выросли в июне на 12–40%.
К зиме аналитики прогнозируют рост спроса на автомобили в России — примерно на 20%. Действуют и психологические мотивы: «Народ постепенно возвращается в салоны. Для нашего покупателя лишь бы была скидка», — говорит директор компании «Автодилер.ру» Олег Дацкив. Сейчас рынок достиг дна — 120 000 проданных автомобилей в июне, в июле столько же. Но производство с апреля уже выросло — с 123 000 до 164 000 машин. А вслед за ним вырастут и продажи, уверены в PricewaterhouseCoopers.
В компании «Рольф» тоже ждут роста. «Ситуация на рынке постепенно улучшается. Массовых сокращений уже нет, рынок автокредитования стабилизировался, банки делают клиентам интересные предложения», — говорит региональный директор розничного подразделения «Рольф» Алексей Шашкин. Не исключено, что скоро сезон скидок потребителей сменится сезоном бонусов менеджерам автосалонов. Кажется, у АвтоВАЗа все же есть шанс.


В рамках совместного проекта «Русского Newsweek» и Livejournal «ЖЖивое мнение» блоггеры ответили на вопрос, готовы ли они поддержать российский автопром и пересесть с иномарки на отечественный автомобиль. Дискуссия развивалась в сообществе opinion.ru.

   

   

   

  

sinoptina
Хоть бы он не выжил, честное слово…А то мы все из-за этого калеки страдаем: повышение пошлин, дышим всем тем смрадом, который они испускают из выхлопных труб и толкаемся в пробках из-за того, что какой-нибудь лихой «Жигуль» сломался/закипел в самом неподходящем для этого месте… Ну, и масса других причин. А пересаживаться на отечественный а/м — НИ-ЗА-ЧТО!

Отъездил на «Акценте» 160 т, компрессия ровная — 12 , двигатель 5 лет работал как часы, ежедневно, забыл о прелестях езды на ВАЗе и никогда, находясь в здравом уме, больше не куплю «Жигули». Сейчас ползаю на «Элантре». Считаю, что заводы ВАЗ, ГАЗ нужны властям только для вымогательства у граждан запредельных пошлин и налогов, привыкли к халяве, рабочий народ в качестве не виноват, вина целиком лежит на властях и организаторах производства, директорах.

Нет, не готов. Как писали классики советского юмора «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Продукция отечественного автопрома абсурдна и потому, что роскошью она быть не может по определению, равно как она не является и надёжным средством передвижения. В конце концов, поддерживать своим рублём халтуру как принцип организации бизнеса никоим образом недопустимо.

Сама идея «пересесть» на продукцию ВАЗа несколько озадачивает. Это все равно что задать вопрос «Согласны ли вы снова надеть советское пальто за 70 рублей фабрики «Большевичка» и носить ботинки «Прощай, молодость» фабрики «Скороход»?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *