Воровство топлива в России — хорошо организованный и
структурированный бизнес. Его обороты оцениваются в миллиарды рублей ежемесячно.
Причем зарабатывают на этом не только дальнобойщики, но и их начальство, и
сотрудники заправок, а также представители правоохранительных органов. «Ко»
попытался раскрыть секреты их «ремесла».

Традиционно считалось, что «сливом» топлива занимаются исключительно
дальнобойщики, которые где-то сэкономят солярку, где-то припишут «левые»
километры пробега или дополнительное время простоя в пробке, а затем продают
излишки «горючки» знакомым по соседнему гаражу. Но это лишь вершина айсберга, и
водители во всей криминальной цепочке оказываются одними из самых «скромных».
Они воруют «всего» 15 — 25% выделяемого им фирмой топлива. «Наибольший урон
работодателям наносят водители спецтехники — грейдеров, дорожных катков,
экскаваторов. Как правило, это не менее 50%, — рассказывает коммерческий
директор компании OmniComm Станислав Емельянов. — У нас был своеобразный рекорд
— 80% слитого топлива при работе асфальтоукладочного катка». Чуть меньше, чем
при дорожных работах, «сливают» сотрудники горнодобывающих предприятий — около
40%. Если перевести проценты в цифры потерь, суммы получаются колоссальные.
Инженер по контролю топлива предприятия «Агат-Логистик» Роман Торопов признался,
что до установки специализированных систем контроля его компания теряла по 800
тонн дизтоплива в месяц. При цене в 18 руб. за литр получается почти 15 млн
руб., которые шли в карман водителям и тем, кто помогал им избавляться от
краденого. Между тем желающих «помочь» достаточно много: отдельные заправочные
станции устраивают настоящие рекламные кампании, предлагая дальнобойщикам
заправиться «неучтенкой». «На трассе Москва — Питер в эфире радиоканала, которым
обычно пользуются дальнобойщики, неоднократно звучало приглашение заехать на
заправку, работающую под брендом одной известной нефтяной компании, — говорит
работник транспортной фирмы, пожелавший остаться неназванным. — Там с оплатой
«мимо кассы» обещали залить дизельное топливо по цене в 13 руб. за литр (на 30%
дешевле среднерыночной цены — «Ко»)». Это не единичный пример, не говоря уже о
том, что на многих АЗС сотрудники «обналичивают» топливные карты, заливая в бак
меньше положенного, а остальное выдают деньгами. «Главное — встать к камере
наблюдения спиной, чтобы эти махинации не засекла служба безопасности», —
делится секретами «ремесла» водитель.

ПОВЯЗАННЫЕ «ДИЗЕЛЕМ»

   С вопросом о том, можно ли на
заправке залить «левую» «горючку» по сниженным «тарифам», «Ко» обратился к
нескольким крупным нефтяным компаниям. «На АЗС ТНК и ВР случаи реализации
ворованного топлива не происходили и не происходят. Системы контроля и
безопасности устроены таким образом, что исключают как продажу, так и покупку
топлива, не принадлежащего компании», — заверил пресс-секретарь ТНК-ВР Николай
Горелов. «На АЗС, принадлежащих ЛУКОЙЛу, продажа краденого бензина через
топливораздаточные колонки исключена, в том числе и по техническим причинам. Все
АЗС оборудованы системой «Струна», которая измеряет уровень топлива в
резервуарах. Соответственно, если не было нашего бензовоза, а уровень повысился,
это моментально обнаружат», — пояснил пресс-секретарь ОАО «ЛУКОЙЛ» Дмитрий
Долгов. Правда, он не исключил, что подобного рода махинациями могут заниматься
на заправках, не принадлежащих компании, но незаконно использующих ее фирменный
стиль. «На трассе Москва — Санкт-Петербург есть несколько АЗС, «замаскированных»
под ЛУКОЙЛ, что может ввести в заблуждение относительно их принадлежности нашей
компании», — говорит Дмитрий Долгов. В «Роснефти», Петербургской топливной
компании, Московской топливной компании и российском подразделении Shell
отказались комментировать эту тему и не смогли ответить на вопрос даже о
количестве их заправок в Москве. Но, как стало известно позднее, в двух
компаниях, куда «Ко» обратился за комментариями, началась внутренняя проверка
изложенных в запросе фактов.
   

ЛОВКОСТЬ РУК

   Существует несколько способов получить
деньги за украденное топливо. «Классическая» схема — банальный слив и
перепродажа. Таким образом много не заработаешь: во-первых, «сцеживать» из бака
большой объем в канистры неудобно; во-вторых, розничная реализация отнимает
много времени, разве что предложить топливо по знакомым либо заправить личное
авто. Сейчас этот «метод» постепенно сходит на нет из-за внедрения транспортными
компаниями технических средств контроля. А водителю необходимо подкрутить
одометр или счетчик моточасов с одновременным списанием по путевому листу якобы
пройденного километража. «Более популярный метод — покупка кассовых чеков.
Водителю достаточно приобрести на трассе чеки АЗС, а потом сдать в бухгалтерию и
получить деньги», — рассказывает Станислав Емельянов. При безналичной оплате
топлива шоферу уже приходится искать помощников, которыми часто выступают
сотрудники АЗС. «Например, по чекам заливается 500 литров, а по факту — 200.
Разницу делят оператор и водитель. Большой популярностью пользуется заправка
чужих машин по своей топливной карте», — отмечает эксперт. «В сговор с
персоналом АЗС вступают не только сами водители, но и менеджмент среднего звена
транспортных компаний, договариваясь уже с руководителями заправок», — добавляет
директор абонентской службы компании «М2М телематика» Владимир Клименко.
Махинации на АЗС можно назвать мелочью по сравнению с тем, сколько могут
заработать топливозаправщики на закрытых предприятиях, например, в аэропортах
или добывающих карьерах. Там неудобно бегать с канистрами, и слив солярки
организован в промышленных масштабах. «Топливозаправщик всегда присутствует в
цепочке снабжения технологических АЗС, находящихся на территории предприятий, —
говорит Станислав Емельянов, — значит, и участвует в распределении сливаемого
топлива». По его словам, топливозаправщик может свободно вывезти любое
количество топлива за охраняемый периметр и там его реализовать. По опыту его
компании, с одного бензовоза в сутки сливается около тонны горючего. Как это
происходит? «При заправке водители бензовозов применяют разного рода технические
приспособления, в том числе магниты, чтобы счетчик фиксировал меньший объем
заливаемого топлива, чем реально поступает», — рассказывает собеседник «Ко», не
пожелавший называть своего имени. Хитрость заключается еще и в том, что внутри
бака существует потайная емкость, которая соединяется с основной цистерной
клапаном. После того как бак якобы опустеет, у заправщика еще остается несколько
сот литров «в заначке». Слив происходит после выезда автотранспортного средства
за территорию предприятия. «Если у водителя есть рация, топливо отпускается
непосредственно из бака: продавец передает, что есть столько-то горючего по
такой-то цене. Если нет, начинается разлив по канистрам и бочкам, — описывает
«технологию» руководитель отдела продаж и развития ООО «АЗС-Маркет» Николай
Щербинин. — У большинства водителей есть постоянные клиенты, которые по звонку
забирают весь объем».
   

БЮДЖЕТНЫЙ «СТЕЛС»

   Для борьбы с воровством транспортные
компании изобретают множество способов. «До сих пор многие используют тахографы
и навигационные системы. Однако они не всегда эффективны. Шайбы тахографов
необходимо расшифровывать ежедневно, что делает автоматизацию невозможной, а
информации по контролю расхода, заправкам и сливам тахографы не дают», —
отмечает Емельянов. Навигационные системы могут показывать местоположение и
пробег техники, но они не отследят фактического расхода и числа заправок. Кроме
того, для строительной спецтехники километраж не главное, а объем выполненной
работы со спутника не виден. Именно поэтому строительная отрасль лидирует по
объемам хищений. Не говоря уже о том, что навигационную систему достаточно легко
обмануть.Дальнобойщики используют простой до гениальности и, как сами
утверждают, эффективный способ подавления сигнала спутника. Новейшие технологии
пасуют перед российской изобретательностью. «Достаточно на приемник сверху
надеть фольгированный пакет, например, из-под семечек, которые продаются в
каждом киоске, — делится секретами бюджетного варианта технологии «стелс» один
из водителей. — Приемник теряет сигнал, и можно делать все что угодно, главное —
продержать аппаратуру в «слепом» режиме несколько часов, чтобы не было
зафиксировано резкого изменения уровня топлива. Дальше — сделать честные глаза
перед механиком: «Я откуда знаю, почему эта штуковина не работала, я в этих
высоких технологиях вообще не разбираюсь». Существуют и более простые способы
обмана контролирующих устройств. Как и перед продажей автомобиля, дальнобойщики
часто вносят изменения в показания одометра, только не в меньшую, а в большую
сторону. Тем самым водитель показывает, что сжег больше горючего. Для борьбы с
«накручиванием» одометра место его расположения на панели и все возможные пути
доступа пломбируются. Но водители нашли выход: они выводят из строя тросик,
передающий информацию на прибор, а во время замены (ее они, как правило,
производят сами, но с санкции механика) делают дополнительную «врезку», к
которой потом легко подключается моторчик для «накручивания» километров.

   

БЕЗ ПРАВА НА УДО

   Поймать за руку тех, кто сливает
топливо, оказывается крайне сложно, да и не до этого работодателям, которые
зачастую сами озабочены вопросом списания горючего «налево». Привлечь водителя к
ответственности, конечно, можно, но мало кто занимается подобными вопросами.
Работодателю легче уволить нерадивого сотрудника, чем обратиться в суд. «В нашей
практике был только один такой случай, когда предприятие отсудило порядка 50 000
руб.», — вспоминает Николай Щербинин. «При поимке водителя единственное, что
можно доказать — это факт одного конкретного слива. Как правило, речь идет о 200
— 300 литрах. Из-за них идти в суд нецелесообразно, а остальные случаи
недоказуемы. К сожалению, максимальной мерой наказания для попавшегося водителя
остается увольнение», — подтверждает Станислав Емельянов.
   «ЗНАЮТ О
НЕДОЛИВЕ И ДРУГИХ МАХИНАЦИЯХ ОПЕРАТОРОВ И ВЛАДЕЛЬЦЫ АЗС», — УВЕРЕН НИКОЛАЙ
ЩЕРБИНИН. БОЛЕЕ ТОГО, ОБ ЭТОМ ХОРОШО ИЗВЕСТНО И В КОНТРОЛИРУЮЩИХ, И В
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ. «ЧТОБЫ ДОКАЗАТЬ ФАКТ МОШЕННИЧЕСТВА, НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ
В ОБЭП, НЕФТЯНУЮ ИНСПЕКЦИЮ И ДРУГИЕ ОРГАНЫ НАДЗОРА. А ОНИ ВСЕ «КОРМЯТСЯ» С ЭТИХ
ЖЕ ЗАПРАВОК», — УТВЕРЖДАЕТ ЭКСПЕРТ. В ПРЕСС-СЛУЖБЕ МВД НЕ СМОГЛИ ВСПОМНИТЬ
ПРИМЕРОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИЛИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, УЛИЧЕННЫХ В УКРЫВАТЕЛЬСТВЕ ФАКТОВ ВОРОВСТВА ТОПЛИВА
НА АВТОЗАПРАВКАХ (ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ). «ЕСЛИ
ТАКИЕ СЛУЧАИ И ЕСТЬ, ТО ОНИ ЕДИНИЧНЫ, НО ВЫ ЖЕ ПОНИМАЕТЕ, ТУТ НАВЕРНЯКА ЗАВЯЗАНЫ
И ПОЖАРНЫЕ, И МНОГИЕ ДРУГИЕ СЛУЖБЫ. НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ, ЧТО СИСТЕМУ ВОРОВСТВА
ТОПЛИВА ПОКРЫВАЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТДЕЛЬНЫЕ НЕЧИСТЫЕ НА РУКУ СОТРУДНИКИ МВД», —
ЗАЯВИЛ В ПРИВАТНОЙ БЕСЕДЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МВД. ПО ЗАКОНУ РАСХИТИТЕЛЕЙ МОЖНО
ПРИВЛЕЧЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — МАКСИМАЛЬНЫЙ СРОК ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
СОСТАВЛЯЕТ ДВА ГОДА. ЕСЛИ ЖЕ БУДЕТ ДОКАЗАНО, ЧТО ДАЛЬНОБОЙЩИК ДОГОВАРИВАЛСЯ С
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ АЗС ИЛИ ТОПЛИВОЗАПРАВЩИКОМ, ТО СЕСТЬ ОН МОЖЕТ УЖЕ НА ПЯТЬ ЛЕТ,
ПРИЧЕМ ВМЕСТЕ С «ПОДЕЛЬНИКАМИ». ОДНАКО НИ ОДНОГО ФАКТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТЕХ, КТО СЛИВАЛ ТОПЛИВО, «КО» НАЙТИ ТАК НЕ УДАЛОСЬ. ПО ВСЕЙ
ВИДИМОСТИ, ПОКА ЭТОТ БИЗНЕС БУДЕТ ВЫГОДЕН ВСЕМ, НАЧИНАЯ ОТ ВОДИТЕЛЯ И ЗАКАНЧИВАЯ
НАЧАЛЬНИКОМ ТРАНСПОРТНОГО ЦЕХА, ОН БУДЕТ ПРОЦВЕТАТЬ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УХИЩРЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ БИЗНЕСА.
   

   КАК БОРОТЬСЯ
   Технические средства контроля расхода топлива
от компаний-разработчиков на рынке представлены. «М2М телематика» предлагает
систему собственного производства для мониторинга транспорта с установкой
датчика уровня топлива, позволяющую в режиме реального времени не только
определять направление передвижения ТС, но и уровень горючего в бензобаке. «Мы
предлагаем регистратор уровня топлива, простую надежную систему, позволяющую
контролировать все, что происходит с автопарком предприятия. Особенностью нашей
системы является полная обособленность работы. От машины мы берем исключительно
питание, остальные данные (расход топлива, объем заправленного, слитого топлива,
пробег, количество отработанных моточасов) мы получаем от наших датчиков», —
описывает свое техническое решение руководитель отдела продаж и развития ООО
«АЗС-Маркет» Николай Щербинин. Компания OmniComm реализует собственную
разработку под названием FMS (Fuel Monitoring System). «Когда мы начинали
международную активность, мы думали в первую очередь о развивающихся странах.
Идея была проста — топливо стоит во всем мире примерно одинаково, а заработная
плата в разных странах существенно разнится. Украсть топливо в богатой стране —
увеличить себе доход на 20%, а украсть топливо в бедной стране — увеличить доход
в три раза, — вспоминает генеральный директор OmniComm Борис Паньков. — На
сегодняшний день отечественные разработки востребованы не только внутри страны,
но и за ее пределами, оборудование по контролю за расходом топлива поставляется
в ЕС и Северную Америку». Однако никакие системы не в состоянии полностью
избавить транспортные и строительные компании от хищений, признаются участники
рынка, а позволяют лишь минимизировать потери. «Самый эффективный метод борьбы с
воровством горючего — это заправка из собственного кармана водителя (т. е.
хозяин платит больше шоферу за рейс, и он сам заинтересован в экономии). Минус
один: качество топлива, заливаемого в бак, остается на совести водителя.
Некачественное топливо влечет за собой дорогостоящий ремонт, а не желанную
экономию», — резюмирует Николай
Щербинин.

   

   ОГРАБЛЕНИЕ ПО-…
   В Европе и США организованного бизнеса по
воровству топлива, похоже, не существует. Компании, конечно, несут убытки, но
всплески в основном бытовые, связанные со скачками цен на бензин.
   Потери
на всех американских АЗС в 2006 году составили около $100 млн, то есть примерно
по $1000 на точку, в 2008-м — уже $134 млн. На АЗС в среднем происходило по 2 —
3 случая заправок и поспешного отъезда без оплаты ежедневно, что обходилось в
$200 — 300 в неделю. Кстати, нередки случаи, когда мошенник переставляет шланг в
свой автомобиль, пока водитель заходит в магазин при автозаправке. В Клируотере
(штат Флорида) полиция сейчас расследует кражу 6000 галлонов топлива на $14 000
с заправки BP. Джим Смит, глава местной отраслевой ассоциации, после
происшествия заявил, что такое не часто, но бывает, и, скорее всего, речь идет о
намерении перепродать топливо по ценам ниже рыночных покупателю, с которым уже
договорились. В начале сентября 2009 года шерифу округа Эль-Пасо в Техасе стало
известно о нелегальной торговле бензином в восточной части округа. Полицейские
установили наблюдение и нашли несколько точек, вычислив схему хищений:
автоцистерны заправлялись на терминале, а потом водители сливали несколько сотен
галлонов. Процедура повторялась несколько раз в день. Преступников арестовали.
Наказание в разных штатах за подобные хищения разное: от $100 до $2500, тюремное
заключение от двух месяцев до года, испытательный срок или лишение прав (с
возможностью восстановления).
   Воровство бензина в благополучной Швеции
обходится АЗС в 40 млн крон (около $5 млн) ежегодно. Как пишет газета южного
региона страны Sydsvenska Dagbladet, тысячи автомобилистов не платят за горючее,
залитое в машину на заправке. Автозаправочные станции в Швеции работают по
принципу самообслуживания, и оплата производится либо кредитной картой у
автомата бензоколонки, либо в кассе после заправки машины. В результате
заправочным станциям приходится покрывать потери за счет «накрутки» цен на
сопутствующие товары. В Пакистане Федеральным агентством расследований (FIA)
раскрыта криминальная сеть из работников заправок КПГ (компримированным
природным газом), сотрудников заводов и персонала, по некоторым источникам,
включая высокопоставленных менеджеров компании Sui Northern Gas Pipelines LTD
(SNGPL). Их действия ежегодно наносили бюджету страны урон в 11 млрд
пакистанских рупий (3,86 млрд руб.). Суть схемы — дистанционное скручивание
счетчиков на газопроводах.

   

   КАК ВОРУЮТ
   Заместитель генерального директора по
транспорту ООО «КомиКуэст Интернешнл» Юрий Захаров:

   «Хищения на нашей
спецтехнике по ремонту нефтяных скважин носили массовый характер. Достигнутый
результат экономии после внедрения систем контроля близок к 50%. Борьба с
топливными махинациями ведется и путем личного разговора с нарушителями: обещаем
увольнять их по статье «Потеря доверия». Обычно после этого вопросов к персоналу
больше не возникает».
   Начальник гаража ЗАО «Айсбит» (замороженные
продукты «4 сезона») Геннадий Айдиньян:

   «Грузовой парк ЗАО «Айсбит»
состоит из автомобилей грузоподъемностью от 3-х тонн до 20 тонн. Весь транспорт
заправляется по топливным картам. Около 20% водителей активно занимались
обналичиванием денежных средств, договариваясь с операторами АЗС. Из той группы
водителей, которая занималась махинациями, около трети водителей обналичивали
аккуратно и понемногу — 20 — 30 литров в неделю на человека, половина водителей
— около 100 литров топлива в неделю каждый, остальные шли «ва-банк» — брали
каждый по 1 — 1,5 тонны в месяц. Общие потери компании составляли около 10 000
литров топлива в месяц, или 180 000 руб.».
   Руководитель отдела продаж
и развития ООО «АЗС-Маркет» Николай Щербинин:

   «Государственные
организации не заинтересованы в контроле за расходом топлива. Я много раз
разговаривал с директорами, и все они в один голос говорят: «Зачем нам контроль
топлива, если мы сами с этого кормимся». Объясню как: заказывается и
проплачивается один объем топлива, а привозится меньший. Разница кладется в
карман».
   Директор по автотранспорту ООО «Кинтетцу Уорлд Экспресс (РУС),
Инк.» Леонид Кащеев:

   «Бороться с хищениями мы пытались и ранее, но не
хватало инструмента. Наиболее распространенные схемы воровства при международных
перевозках — обналичивание топливных чеков и сговор с сотрудником АЗС. Как
руководитель, пришедший, что называется, «от станка», могу сказать, что воруют в
стране безбожно. Я работал в коммунальном предприятии, и хищения на городской
технике (поливальные машины, мусоровозы) происходили
феноменальные».
   Коммерческий директор компании OmniComm Станислав
Емельянов:

   «Наш опыт показывает, что после внедрения систем
комплексного контроля расхода топлива на предприятиях раскрываются целые системы
хищений, предполагающие не только банальные сливы на продажу, но и сложные
махинаторские цепочки. В них задействованы не только водители, но и заведующие
гаражом, главные механики и даже отдельные представители руководства
компании».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *