Главная проблема российской экономики, безусловно, заключается в том, что слишком много бизнесменов надеются не на достижение честного успеха на рынке, не на выигрыш в конкурентной борьбе, а на использование связей в крупных государственных структурах.

 

Выиграть тендер у госкорпорации или министерства в конечном итоге всегда легче, чем привлечь клиента на рынке. И откат – не менее надежный источник инвестиционных ресурсов, чем средства акционеров или вкладчиков. Соответственно вокруг работающих на благо государства топ-менежеров и чиновников вырастают коммерческие организации, записанные на их жен, детей, родственников, доверенных лиц или просто друзей. Иногда, конечно, у общественности возникают смутные подозрения, когда в СМИ всплывает информация об очередном «шубохранилище» или панамском офшоре, принадлежащем высокопоставленному лицу. 

Именно это недавно произошло с одной из ключевых персон российского ТЭКа – президентом корпорации «Транснефть» Николаем Токаревым. Как известно, «Транснефть» – одна из естественных монополий, управляющая всеми магистральными нефтепроводами страны. Одна только чистая прибыль «Транснефти» достигает 143 млрд руб., а годовая выручка – 816 млрд руб. Поэтому таким «мелочам», как роскошная зарубежная недвижимость топ-менеджеров «Транснефти», наверное, удивляться не стоит. Тем более что недвижимость, информация о которой недавно стала достоянием гласности, связана не с самими топ-менеджерами, а всего лишь с родственниками президента госкорпорации и ее деловыми партнерами.

Хорватский след

В фокусе внимания СМИ оказался живописный хорватский остров Лошинь в Адриатическом море, считающийся одним из лучших курортов Европы еще со времен Австро-Венгерской империи. На туристических сайтах про Лошинь можно прочесть, что «мягкий субтропический климат, отсутствие сильных ветров, сосновые леса и морской воздух принесли ему славу оздоровительного курорта еще в начале XX века, а прекрасные пляжи и развитая туристическая инфраструктура сделали отдых на Лошине популярным в наши дни».

Так вот, что касается инфраструктуры. Как сообщает «Независимая газета» со ссылкой на документы, опубликованные в Интернете известным блогером Олегом Лурье, родственники Николая Токарева имеют самое непосредственное отношение к дорогой недвижимости, находящейся в одном из самых живописных уголков Лошиня – бухте Чикат. 

О стоимости шикарных вилл, занимающих довольно большую площадь, издание пишет так: «Очевидно, что речь идет о десятках, если не сотнях миллионов долларов». Вся эта многомиллионная собственность официально принадлежит четырем хорватским компаниям – «Катина д.о.о.», «Т.Г.А. д.о.о.», «Магнум ХР Нова д.о.о.» и «Ядранка д.д.». 

Чо касается фирмы «Катина д.о.о.», то ей принадлежит фешенебельная Villa Carolina. Владелец «Катина д.о.о.» – офшор «Ксерейт инвестментс лимитед», о собственниках тоже кое-что известно: при приобретении долей «Катина д.о.о.» от имени офшора «Ксерейт инвестментс лимитед» по доверенности выступал Андрей Болотов – зять прездента «Транснефти» и муж его дочери Майи. Он же впоследствии и стал директором «Катина д.о.о.». 

Есть информация и о другой хорватской фирме – «Т.Г.А. д.о.о.». Ее учредитель – Токарева Галина Алексеевна, родившаяся 24 сентября 1951 г. Эти данные полностью совпадают с персональными данными супруги главы «Транснефти».

В 2012 г. Галина Алексеевна передала долю единственному члену общества «Т.Г.А. д.о.о.» – Майе Болотовой – своей дочери и супруге Андрея Болотова. То есть дочь главы «Транснефти» Николая Токарева и ее супруг контролируют элитные виллы и отели, принадлежащие офшорам.

Но почему родственники главы «Транснефти» покупают недвижимость именно на этом хорватском острове? Об этом, конечно, можно только гадать, однако немаловажно то, что осваивать райскую бухту Чикат родственники президента «Транснефти» стали вместе – и в дружном соседстве с хорватскими партнерами компании. 

Важнейшие девелоперские проекты в бухте Чикат осуществляет хорватское акционерное общество «Ядранка д.д.», чей капитал эквивалентен почти $138 млн, и ей принадлежит роскошный отель Bellevue – по сути, это один комплекс с контролируемой родственниками Токарева Villa Carolina.

Вопрос: имеет ли отношение «Ядранка» к «Транснефти»?

Прежде всего, у «Ядранки» есть российские корни. Как объясняет «Независимая газета», ссылаясь на Олега Лурье, «Ядранку» фактически контролирует российское ООО «Управляющая компания «Промсвязь». Она принадлежит Промсвязьбанку и управляет неким ЗПИФом «Де фонд». Между тем, если поднять старые публикации, можно узнать, что пути Токаревых и Болотовых и УК «Промсвязь» уже пересекались. «Новая газета» установила, что Майя Болотова в прошлом имела отношение к фирме «Каприз-Стелл», которая в тот период была компаньоном УК «Промсвязь» – вместе они составляли группу акционеров, владевших миноритарным пакетом акций крупнейшего российского оператора стационарной связи «Центртелеком». 

И это не единственное пересечение бизнеса Майи Болотовой с империей Промсвязьбанка. Как сообщает «Новая газета», «дочь Николая Токарева Майя Болотова к 2004 г. имела отношение к малоизвестным компаниям («Промсвязьавто», «Стройвип» и «Индустрия импорт»), которые относят к Промсвязьбанку». 

Кроме того, в наблюдательный совет «Ядранки» входит Крешимир Филипович, первый вице-президент фирмы «Велесстрой» – одного из главных подрядчиков «Транснефти», участвующих в масштабном строительстве нефтепроводов. В 2010 г. Филиповичу, как первому вице-президенту «Велесстроя», был вручен российский орден Дружбы – «за большой вклад в строительство первой очереди нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан и развитие экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Хорватия». «Ведомости» связывают «Велесстрой» с известным хорватским бизнесменом Михайло Перенчевичем, имеющим давние связи с Россией и «Транснефтью» и также получившим орден Дружбы за трубопроводы. Перенчевич давно работает в нефтяной сфере. Он занимался антикоррозийным покрытием резервуаров для хранения нефти еще для ЮКОСа, строил резервуары для «Лукойла», а затем стал работать с «Транснефтью».

И еще одно любопытное пересечение: первоначально обе связанные с родственниками Николая Токарева хорватские компании – и «Катина д.о.о.», и «Т.Г.А. д.о.о.» – были зарегистрированы по одному и тому же адресу. Однако впоследствии «Т.Г.А. д.о.о.» сменила адрес, переехав в расположение общества «Ядранка трговине д.о.о.» – дочерней компании «Ядранка д.д.», контролируемой УК «Промсвязь». 

Таким образом, мы видим, как в тугой узел завязались интересы родственников главы «Транснефти», российских банкиров и подрядчиков «Траснефти». Явно связанный с «Траснефтью» Крешимир Филипович помогает россиянам осваивать побережье хорватского острова. 

Случай в порту

Разбираться в сложных бизнес-схемах, которые возникают вокруг государственных корпораций, трудно, но СМИ и блогеры продолжают расследования. В последнее время «Транснефть» засветилась не только в эпизоде с хорватской недвижимостью, к которой имеют отношение и родственники президента госкомпании, и ее подрядчики. «Независимая газета» смогла распутать сложный клубок схем, возникший вокруг перевалки нефти через Новороссийский морской порт.

При «Транснефти» существует дочернее АО «Черномортранснефть», ведающее нефтепроводами в шести регионах, в том числе и в Краснодарском крае. АО «Черномортранснефть», в свою очередь, учредило АО «Транснефть-терминал», занимающийся перевалкой экспортируемой нефти через Новороссийский порт и наливом нефти в вагоны-цистерны для последующей отправки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Возглавляет «Транснефть-терминал» Сергей Киреев.

Интересно, что, по данным СПАРК, фамилия Киреева фигурирует в списках руководства еще ряда компаний, формально не имеющих отношения к «Черномортранснефти». Среди них – АО «ТНТ», название которого расшифровывается как «Транснефть-терминал», что совпадает с названием официальной «дочки» АК «Транснефть», а на самом деле «ТНТ» контролируют некие малоизвестные физические лица. И тем не менее адрес электронной почты АО «ТНТ» – Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Он же обнаруживается в базе СПАРК в контактах головной «Транснефти», а также ООО «Морсервисфлот».

Получается, что Сергей Киреев возглавляет компанию, которая формально принадлежит неведомым частным лицам, но при этом теснейшим образом интегрирована с бизнесом «Транснефти».

Интересно, что АО «ТНТ» – крупная компания с миллиардным оборотом – к тому же, заказчик модернизации Новороссийского морского порта. Согласно материалам СПАРК, в нынешнем году она провела два конкурса на оказание услуг, по итогам которых заключила с победителем, ООО «Порткомплектимпекс», два контракта – на строительство складских помещений для технологического перевалочного комплекса (на 179 млн руб.) и техническое перевооружение насосной станции легких нефтепродуктов (на 63 млн руб.).

Однако, как отмечает «Независимая газета», Киреев не только является заказчиком этого конкурса, но и имеет отношение к исполнителю. Ведь, по данным СПАРК, Киреев через ряд промежуточных компаний, контролирует также крупную долю в «Порткомплектимпексе». То есть АО «ТНТ», по сути, проводит конкурс, в котором победила аффилированная с ним структура. 

Похоже, что в морском порту Новороссийска сложилась странная схема, с помощью которой некие частные компании и их руководители выступают посредниками в перевалке нефтепродуктов под крылом АК «Транснефть». «Скорее всего, задействованные в схеме фирмы сами определяют размер своего вознаграждения, а в итоге возникает «бизнес-чудо», в результате которого посредники обогащаются за счет нефтяников», – отмечает «Независимая газета».

Банки

В кризис одна из серьезных угроз для крупных компаний – волатильность рубля. И многие пытаются подстраховаться от валютных скачков. Сложные деривативные контракты принесли «Транснефти» убыток от переоценки в 76,4 млрд руб. 

Также именно «Транснефть» из всех нефтяных компаний стала рекордсменом по так называемым лопнувшим депозитам. По странному стечению обстоятельств, государственная компания открывала счета и хранила деньги не в банках первой десятки, а в небольших частных организациях, у которых была отозвана лицензия и шансы получать свои деньги назад фактически равняются нулю. А это миллиарды государственных рублей. 

Грядет ли ротация?

Разумеется, все, кто читает подобные разоблачительные публикации, задаются вопросом, есть ли от них польза. Еще не было случая, чтобы в России после публикации даже самых острых разоблачений наступал бы правительственный кризис или летели головы высших должностных лиц. Однако вода камень точит – такие публикации не забываются. Тем более, по мнению политологов, элита страны вовсе не статична, и в окружении Владимира Путина происходит плавная ротация кадров. Не такая резкая и тотальная, какую мог позволить себе Сталин, но все-таки в безопасности не может себя чувствовать никто. Увольнение президента РЖД Владимира Якунина показывает, что прошлые заслуги не всегда гарантируют неприкосновенность сановника. Не в последнюю очередь достоинством любого крупного руководителя является умение жить со всеми в мире и не возбуждать медийные дрязги. И с этой точки зрения атака аппаратных оппонентов на главу «Транснефти» выглядит перспективной. «Многие, кто попадает в список Forbes, в Топ-5 или Топ-10, хотели бы, чтобы их фамилий там не было. Лучше не светиться», – говорит глава сообщества «Политическая экспертная группа» Константин Калачев. – И хорошая новость для наших СМИ не новость, новость у нас – это плохая новость. И поэтому, конечно же, умение работать со СМИ очень важно. Умение генерировать хорошие новости или блокировать плохие новости необходимо».

Больших побед и достижений у «Транснефти» в последнее время нет. Между тем, как считает известный политолог Евгений Минченко, в топливно-энергетической сфере начались серьезные подвижки, о чем свидетельствует, в частности, анонсированная замена в президентской комиссии по ТЭКу Антона Устинова на Кирилла Молодцова, имеющего гораздо более сложный, но тоже питерский бэкграунд. А подобного рода изменения, как правило, влекут за собой цепочку кадровых решений. По словам Евгения Минченко, «вокруг «Транснефти» наиболее заметны интересы Сечина, Тимченко, Алекперова и братьев Магомедовых, и наличие целого ряда негативных информационных поводов (причем вбрасываемых аккуратно и без привлечения «токсичных» фигур типа Навального) вокруг компании и лично Токарева свидетельствует, что над главой «Транснефти» сгущаются тучи. Впрочем, если отставка состоится, то произойдет она, скорее всего, по максимально комфортному для Токарева сценарию – с предложением хорошей синекуры (например, места в Совете Федерации или должности посла, или даже того и другого, но в обратной последовательности, учитывая особенности нашего законодательства)».

«Кадровые решения у нас не часто бывают предсказуемые. Можно предполагать, что какого-то человека заменят, но вот кого поставят, это уже большой вопрос», – считает Константин Калачев и не исключает возможность перемен в госкомпаниях .

«Сегодня ставится во главу угла не только наличие высоких покровителей, но и эффективность топ-менеджмента, а также скромность и экономность, – уверен эксперт. – Также важны административный талант и отсутствие больших амбиций. Думаю, что сегодня, если и можно заинтересовать президента и мотивировать его к смене того или иного топ-менеджера, нужно показать примеры редкой расточительности. Должны быть вопиющие факты, которые смогут сыграть, потому что у нас все кадровые решения принимаются одним человеком – главой государства».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *