Коллеги не ждали в Москве сенатора Андрея Вавилова, потому что он снова под прицелом прокуроров в связи со старым делом об исчезнувшем в 1996 г. госкредите на поставки истребителей МиГ в Индию. Но на прошлой неделе бывший первый замминистра финансов Вавилов вернулся. А по информации Newsweek, незадолго до этого спикер Совета федерации Сергей Миронов уточнил у президента, что если прокуроры пришлют запрос, выдавать им Вавилова не следует, так как у прокуроров «санкции сверху нет» и это самодеятельность. Владимиру Путину самодеятельная прокуратура не нужна. И он уже решил ее реформировать.


Новый генпрокурор Юрий Чайка рапортует об успехах и демонстрирует исключительную активность, чтобы прямо сейчас доказать президенту свою полезность. А у Путина в голове другое: он стравливает и перестраивает своих силовиков, чтобы остаться хозяином положения после своей отставки. Прокуратура — самый мощный силовой орган. Кистень. Отставки Владимира Устинова Путину показалось недостаточно, и вот он сдул пыль со старой идеи — лишить прокуратуру права заниматься следствием. Обсуждаются варианты: от создания новой структуры, в которую вошли бы следователи из всех ведомств — прокуратуры, МВД, ФСБ, Госнаркоконтроля, таможни, — до формирования независимой следственной вертикали внутри самой генпрокуратуры. Но «внутреннее решение» уже принято, утверждают близкие к Кремлю источники. По их словам, шансы проведения реформы приближаются к 100%.



Ситуация стала быстро меняться после прошлогодней отставки близкого к Сечину генпрокурора Устинова. Установился новый баланс сил: теперь Сечин — за реформу, команда силовиков раздроблена, да и сами они растеряли аппаратный вес. «Сопротивляться уже некому», — объясняет близкий к Кремлю источник. С заменой Устинова на Чайку прокуратура оказалась как бы сама по себе и к тому же в конфликте почти со всем окружением Путина. «Играет роль личностный фактор, — говорит депутат Госдумы Михаил Гришанков, — руководители целого ряда ведомств могут быть заинтересованы в ослаблении прокуратуры».


Первым о необходимости создания Следственного комитета (СК) в конце прошлого года заговорил спикер Думы Борис Грызлов — с подачи, как утверждают собеседники Newsweek, президентской администрации. Он предлагает построить внутри самой прокуратуры нечто вроде стенки — организовать Следственный комитет со своей автономией в регионах, а его руководитель в чине первого замгенпрокурора будет назначаться Совфедом по представлению президента, а не генпрокурора, и, соответственно, сохранит независимость от своего формального начальника. Иными словами, вслед за Путиным, который с прошлого года исповедует принцип искусственной конкуренции и всё делит надвое, Грызлов предлагает разделить пополам и генпрокуратуру. «В СК сядут люди с амбициями, — объясняет источник Newsweek, — и разделение [полномочий] случится само собой».


Идею вынужден был подхватить сам Чайка. Он записал себя в «активные сторонники создания некоего общего следственного комитета, в котором были бы объединены следственные части ФСБ, МВД, прокуратуры», при условии, что за прокуратурой останется право расследования особо важных дел. «В СК отойдут все следственные службы, и это будет единственный орган следствия, — объясняет депутат Александр Хинштейн. — Это уже относительно окончательное решение». Хинштейн не скрывает своей близости к новому руководству генпрокуратуры и раскручивает в печати громкие дела, в том числе и дело Вавилова. Другие депутаты говорят, что всех этих проектов на бумаге пока не видели.



Если отвлечься от аппаратных раскладов, реформа, по выражению Николая Петрова из Центра Карнеги, — это «административно-политический долгострой». Сейчас российская прокуратура, как и советская, ведет следствие, одновременно осуществляет надзор за ним — на предмет незаконности и ошибок — и представляет обвинение в суде. Сочетание этих полномочий порождает конфликт интересов и наделяет прокурора огромной властью. Прокурор руководит следствием, дает любые поручения, одобряет и отклоняет по своему усмотрению обвинительное заключение. «Это даже не надзор, а управление. А следователь — чисто номинальная фигура», — объясняет юрист Независимого экспертного совета Сергей Насонов. От этого, говорят правозащитники, в правоохранительной системе насилие и пытки, а так называемая досудебная стадия фактически заменяет суд. Поэтому Путин хочет создать СК. Для выстроенной им конструкции, которой он намерен после 2008 г. управлять из-за кулис, и без того достаточно хрупкой, это серьезный риск.


Но решить и спланировать всё гораздо легче, чем с успехом осуществить на практике. В России в последнее время реформы как-то не идут. В МВД с декабря ходит слух, рассказывает сотрудник министерства, что на здании Следственного комитета МВД в Газетном переулке просто заменят вывеску и добавят денег, вот и вся реформа. У наблюдателей тоже преобладает скепсис. «Это, конечно, нонсенс — следствие и надзор за ним в одном ведомстве, — говорит депутат Геннадий Гудков, — но реформа только парализует систему, а разделение внутри прокуратуры в любом случае будет виртуальным. Так что ничего не будет». Депутат Гришанков тоже считает, что при нынешнем положении дел всерьез реформировать прокуратуру весьма сложно. И вообще, вдруг что-то пойдет не так, — а ведь Путин очень не любит рисковать.



Владимира Путина, конечно, беспокоит положение дел с преступностью. Но собственные перспективы и формирование правильного аппаратного баланса его наверняка беспокоят еще больше. Поэтому он так активно и последовательно «взялся» за своих силовиков. Сначала уволили Устинова. Близкие к Сечину глава ФСБ Патрушев и глава МВД Нургалиев уже давно на грани отставки, а в их ведомствах — скандал за скандалом. Путин перешел с кадрового уровня на следующий. Теперь его цель — система. И на сегодняшний день ситуация выглядит так, что, чем активнее рапортует об успехах Чайка, тем охотнее Путин доведет свое новое дело до конца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *