Сгореть на работе

Десятки миллионов человек хорошо знают американскую компанию Amazon. Как клиенты. Но внутренняя жизнь гиганта ритейла известна гораздо меньше, и это принципиальная позиция Amazon: сотрудники даже на невысоких позициях подписывают соглашение о конфиденциальности. Компания беспрестанно набирает персонал, что вызвано ростом бизнеса и тем, что не все новички остаются в Amazon достаточно долго, чтобы стать «старичками». Люди уходят, не выдержав требований, и делятся впечатлениями.

Основавший Amazon в 1994г. Джефф Безос стал применять в управлении компанией близкий к математическому подход. Взападных СМИ циркулирует характерная история об юном Джеффе, который в 10 лет убедил свою бабушку бросить курить, предварительно доведя ее до истерики. Мальчик не стал приводить аргументов в пользу безникотинового образа жизни, а просто посчитал, что каждая сигарета уносит несколько минут жизни бабули и вывел, что она, таким образом, прокурила 9 лет, о чем он ей и сообщил.

«Совместный труд для моей пользы»

Джефф Безос по-прежнему верит в силу измерений и вычислений. Еще он всегда готов указать, как и кому следует поступить, выражаясь при этом без экивоков, не опасаясь конфронтации и даже приветствуя ее. В результате потенциальным новичкам сразу предлагают забыть о том, как они трудились на прежнем месте работы, и усвоить: если перед сотрудником Amazon вдруг выросла стена, путь один – лезть на стену. Эта философия сформулирована в 14 правилах, которые стажерам раздают на специальных ламинированных карточках. «Можно работать много, тяжело или хорошо, но в Amazon нельзя ограничиваться какими-то двумя характеристиками», – цитируют американские деловые СМИ обращение Безоса к акционерам компании в 1997 г., когда Amazon торговал только книгами.

Так все осталось и до сих пор. Инсайдеры рассказывают, что электронное письмо с работы может прийти в полночь, а следом – SMS с вопросом, почему до сих пор письмо остается без ответа. В каком-то смысле сотрудников можно сравнить с бегунами. Только этот бег– с особыми правилами. Например, в Amazon приветствуются «подножки». На корпоративных совещаниях требуется разносить в пух и прах идеи и предложения коллег. Так набираются очки в глазах начальства.

Важный принцип – деятельность каждого должна быть прозрачна, чтобы было ясно, кто и как работает, сколько приносит компании. Поощряется информирование руководства о том, кто, на ваш взгляд, работает недостаточно, не соответствует высоким стандартам Amazon. Сделать это можно втихомолку, связавшись с непосредственным начальником того, к кому возникли претензии. Здесь тоже все алгоритмизировано, сведено к набору кодовых фраз. Например, «меня беспокоит его негибкость и то, что он открыто жалуется, хотя задачи перед ним стоят совсем небольшие».

При этом похвалы не дождешься. Как рассказал один из бывших сотрудников, шеф как-то долго распекал его, раскритиковав все, что можно, а в последний момент оказалось, что речь шла о повышении. Просто так выглядело напутствие на новую должность.

Практика кадровой работы в Amazon попирает все общепринятые правила – ни о каких проявлениях заботы о сотрудниках речи не идет. Никаких привычных для офисной Америки бесплатных буфетов или доставки снеков за счет компании. Зато минималистский подход к оборудованию рабочих мест, нередко – переговоры по мобильным телефонам и расходы на командировку за счет самих сотрудников.

Личная жизнь персонала компанию не волнует вообще, люди рассматриваются как носители некоего функционала. Отсюда – печальные истории о том, что от женщины с онкозаболеванием требовали не сбавлять темпов работы, что беременность и роды– фактически отягчающее обстоятельство, если только не наращиваются показатели работы и т. п.

Есть немало тех, кого все это устраивает. Ну или, по крайней мере, они так говорят, отмечая возможность полностью раскрыться и многому научиться. Да и бизнес идет, как надо. По итогам II квартала нынешнего года Amazon получил прибыль, которая превзошла все ожидания,– $92млн. Выручка компании увеличилась на 20% и достигла $23,2млрд. Операционная прибыль компании достигла $464 млн против убытка в $15млн в 2014 г.

Сгореть на работе

Жесткая корпоративная культура Amazon – не открытие. Подобное практикуют многие компании. Иногда совсем не с теми результатами, на которые рассчитывали. Во время кризиса 2008–2009 гг. France Telecom пошла на реструктуризацию, то есть увольнения, ужесточение требований к остающимся сотрудникам, с чем гендиректор французского оператора связи Дидье Ломбар явно переборщил. Это вылилось в череду более чем трех десятков самоубийств. Все покончившие с собой написали в предсмертных записках: дело в невыносимых условиях работы. «С Ломбара началось пренебрежительное отношение начальства к сотрудникам, которое доходило даже до физического унижения», – сообщали адвокаты семей погибших. Представители профсоюзов считали, что виной всему завышенные требования: «Ежемесячно перед сотрудниками компании ставились невыполнимые производственные показатели». В 2009 г. британская The Guardian опубликовала предсмертное письмо одной из покончивших с собой к отцу. Она писала, что просто боится своего непосредственного начальника. В итоге против Дидье Ломбара были выдвинуты обвинения в психологическом давлении на подчиненных. Он, конечно, это отрицал и объяснял, что иначе в условиях кризиса действовать было просто нельзя.

Не так давно много шума наделало также самоубийство финансового директора швейцарского страхового гиганта Zurich Insurance Group Пьера Вотье. В предсмертной записке Вотье жаловался на председателя совета директоров Йозефа Аккермана и писал об ужасающей культуре общения в компании. Аккерман тогда ушел в отставку.

В 2012 г. Японию шокировало самоубийство 26-летней сотрудницы сети ресторанов быстрого питания Watami. Расследование показало, что в течение долгого времени объем ее сверхурочных составлял до 140 часов в месяц.

Это факты, которые невозможно было скрыть. Сколько всего самоубийств происходит на почве невыносимых условий на работе, неизвестно. Есть только косвенная статистика. Так, с 1999 г. по 2010 г. число самоубийств среди американцев активного рабочего возраста (от 35 до 64 лет) выросло на 30%, до 17,6 на 100 000 человек. В период кризиса 2008–2010гг. темпы роста показателя увеличились в четыре раза. Зафиксировать здесь прямую связь с корпоративными самоубийствами трудно, но для многих она очевидна. «Компании одерживают победу, – писал в своем блоге в Huffington Post американский специалист по сфере труда Дэвид Мэкэрэй. – Они требуют увеличить производительность, растягивают рабочие часы сотрудников (после того, как часть из них уволили), они предъявляют ультиматумы, и все это – на фоне замораживания зарплат».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: