В новом фильме Владимира Хотиненко «Поп» Сергей Маковецкий исполнил главную роль священника, отца Александра. «Поп» рассказывает историю Псковской православной миссии, которая восстанавливала церковную жизнь на Псковщине и в Прибалтике, оккупированных фашистами — и во многом под их контролем. При этом священники — отец Александр был одним из них — помогали пленным и партизанам. Когда немцы отступили в 1944 году, бОльшая часть миссии осталась и была арестована органами НКВД.
На создание картины режиссер получал благословение еще патриарха Алексия II. Премьеру назначили на Пасху — в храме Христа Спасителя. Сергей Маковецкий рассказал Елене Мухаметшиной, что патриотизм бывает разный и что не стоит говорить, что чего-то не было, если было на самом деле.

В фильме «Поп» многие ищут в нем сверхидею, подтекст. Как вы думаете, почему?
Не надо его искать. Фильм ни за что не агитирует, ничего не пытается доказать зрителю. Это фильм о ч-е-л-о-в-е-к-е, который попал в исключительные обстоятельства. Это часть нашей с вами истории. И время, о котором рассказывает фильм, очень спорное, тяжелое. Историю столько раз переписывали. Все зрители реагируют на картину по-разному, главное, что никто не остается равнодушным. Я сам видел, как люди выходили из зала со слезами на глазах.

Каково вам было играть священника?
Было страшновато, поскольку надо было много знать, попробовать еще до съемок, посмотреть. Хотя бы взять в руки кадило, чтобы понять, как оно в руках существует, так, чтобы не рассыпались уголечки. Это ведь особое искусство — кадить. Этому подолгу обучают в семинариях.

Как вы готовились?
Читал литературу, смотрел, слушал. У нас был замечательный консультант, настоятель храма на Сухаревке отец Кирилл. Мы после каждого съемочного дня с ним встречались и обсуждали следующую сцену. Обсуждали те фразы, которые у меня вызывали сомнения. Была, например, сцена, в которой один из героев издевается над отцом Александром, рассказывая о своих преступлениях. И мой герой говорит: «Не будет тебе, Владыкин, прощения ни на этом свете, ни на том». Я почувствовал, что это не совсем правильная фраза. В ней отец Александр слишком многое на себя берет. Он-то откуда знает. Это одному Всевышнему известно: будет прощение или нет. А бывают случаи, когда и в последнюю секунду человек получает прощение. Нам Господь каждую секунду дает выбор, как поступить. Поэтому мне показалось, что эта фраза не совсем верна. Мы нашли другую: «Ты ведь не каешься, какое тебе прощение». Она совсем по-другому звучит, согласитесь, чем «не будет тебе прощения», — в этой слишком много гордыни. Истинный батюшка не смеет так сказать. И все в таких обсуждениях, в пробах аккуратно делалось. Я курю много, но когда находился в облачении, не смел этого делать. Если мне хотелось покурить, я снимал облачение и оставался в костюме. Есть вещи, которые нельзя делать.

Ваш фильм патриотический?
Что считать патриотизмом? Жить по вере, по совести — разве это не патриотизм? По мне, это фильм об удивительном человеке, который ничего героического не совершает. Он не совершает подвигов. Он живет так, как, наверно, и должен жить человек — по душе, помогая, спасая, молясь. Само его существование — это обыденный подвиг. Очень многие священники Православной миссии участвовали в партизанском движении, помогали партизанам, за что были расстреляны немцами.

Но ваш герой отец Александр не помогал, так ведь?
Патриотизм бывает разный. Кто как не отец Александр служит Родине? Разве это не служение Родине — поддерживать людей, помогать пленным? Церковь — единственная, кто помогал пленным. Конвенция ведь не была подписана. Все люди, попавшие в плен, считались предателями.

Но партизанам не помогал?
Это не вошло в фильм. Но в повести он прятал партизана Луготинцева у себя под куполом, когда тот был ранен. Он выхаживал человека, который пытался его убить, рискуя собой, рискуя детьми приемными и матушкой. Могли же нагрянуть полицаи и найти.

Где-то писали, что настоящий отец Александр эмигрировал, вы что-то про это знаете?
Это неправда. Это отец Георгий Бенингсен эмигрировал. А отец Александр получил пятнадцать лет, даже двадцать. И отсидел от звонка до звонка. Он был посажен в 1944 году и вышел только в 1959 году. Даже после 1953 года он не был освобожден.

Немцы, фашисты в этом фильме показаны человечными. Происходит какая-то переоценка?
Это не переоценка. Никто не показывает немцев человеколюбивыми. Мы прекрасно знаем их зверства, загубленные, сожженные деревни. Никто не пытается перекроить историю. Но в первые месяцы немцы вели себя очень лояльно. Они считали, что они освободители. Я видел много фотографий, читал про это. Они, например, крестьянам давали наделы земли и говорили — работайте на себя и отдавайте в фонд Германии не 99%, как по продразверстке, а половину. Потом пришли советские войска: «Вы пахали? Вы отдавали?» — «Но я вынужден был свою семью кормить». — «Вы предатель, потому что помогали Германии». Так же ставили вопрос в НКВД. А людям нужно было как-то выжить.

Одна из реплик в фильме – «не случись война, все церкви были бы уничтожены». Получается, фашисты спасли Русскую православную церковь?
Церкви и в самом деле были бы уничтожены, не случись война. Это очень сложный поворот нашей истории, сложное испытание, которое Господь нам послал. Почему Псковская миссия? Потому что Псковская земля была практически атеистическая — там было все сожжено и разрушено. И все храмы были превращены в клубы — не было ни одного действующего храма, там была пустыня. Поэтому на этой земле немцы возрождали церковь. И представляете, какое счастье для батюшки, который вновь может войти в храм, оскверненный большевиками. И опять служить, отправлять требы, крестить, отпевать, молиться. Мы забываем о том, почему мы живы на этой земле.

Потому что наши деды победили в той войне, разве нет?
Но помимо подвигов солдат, есть подвиг духовный. Вы что думаете, что молитва имеет меньшую силу, чем пуля? Она имеет большую силу, и сколько есть чудес необъяснимых. Когда ханское войско подошло к городу, на стенах города стояла икона Божией Матери, и войско видело волну, которая их отгоняла. Они поворачивали назад и уходили. А что иначе как не провидение было, когда немцы вошли в Петербург и повернули назад.

Сила духа советского народа?
Вы хотите только человеческим подвигом все объяснить? Да, я не отнимаю человеческий подвиг наших дедов и прадедов. В чем вы меня хотите уличить?

Просто на вопрос, как бы отнеслись к этому фильму ветераны, вы ответили, что на память ветеранов нельзя опираться. Как-то обидно за ветеранов.
Да, я сказал. Я не верю, что ветераны отнесутся к этому фильму плохо. Память избирательна. Я вчера слышал Алексея Германа-младшего, он рассказал о реальной ситуации с его семьей, когда ехал эшелон с заключенными и на одной из станций немецкий солдат подошел к одному эшелону, открыл дверь и сказал: «Уходите». И тем самым он спас, как я понял, бабушку Алексея. Или он же рассказал, что его близкие шли в Бабий Яр и один из офицеров вытащил их из этого ряда. Если это было на самом деле — надо говорить, что этого не было? Если кто-то из немецких солдат не стрелял в человека, если он отказывался стрелять — говорить, что этого не было?

То есть пришло время рассказать про то, что не все немцы были тогда плохими?
В этом фильме никто не делит никого на хороших и плохих. И говорить, что ветераны на что-то обидятся, — это странно. Сегодня ветеран скажет, да, мы шли «за Родину, за Сталина». Но он забудет, что за ними стояли заградотряды. Эта картина — история священника Александра. Какая может быть обида ветеранов на фильм? Что? Не показано, как немцы зверствуют? А сцена казни?

Премьера фильма пройдет в храме Христа Спасителя – вы считаете это нормально?
А почему нет? Там же есть специальный Зал церковных соборов. Мне кажется это очень хорошо. И спасибо Святейшему Патриарху Кириллу, который благословил и позволил.

То есть, по-вашему, церковь и масскульт совместимы?
Это не масскульт. Есть кино разных жанров. Есть «Аватар», а есть фильм «Поп» — это два совершенно разных полюса. Но несмотря на сложную тематику фильма «Поп», он понятен любому зрителю, независимо от возраста и вероисповедания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *