Несмотря на экономический кризис, на рынке услуг в России по-прежнему есть ниши, где наблюдается развитие и даже запускаются новые проекты.

Одной из них остается фитнес – отрасль, которой даже в непростых экономических условиях 2015 г. удалось показать четырехпроцентный рост. По итогам текущего года рынок спортивных услуг снова обещает положительную динамику. Развитие стало возможно в том числе и за счет выхода на рынок фитнеса игроков новых форматов: отрасли прочат бум клубам-дискаунтерам, бюджетные ценники которых очевидно контрастируют с приличным уровнем сервиса, а бизнес организован по последнему слову техники.

Недоразвитый рынок

Сегодня многие эксперты говорят, что развитие фитнес-отрасли подстегивают кризис имода – заниматься спортом престижно и популярно, а абонемент в спортзал зачастую оказывается заменой зарубежным поездкам, которые из-за обвалившегося рубля стали не по карману.

«Спрос на услуги фитнес-клубов стабильно растет, ведь мода на здоровый образ жизни только начинает набирать обороты», – поясняет управляющий клубом «Атлетика» Эдуард Сааков. «Рынок фитнес-услуг и здорового образа жизни однозначно растет. Подорожание отдыха за границей, например, позволило многим людям взглянуть на альтернативные варианты проведения досуга, они начали активно вкладывать в свое здоровье», – уточняет тренер 5Qualities Fitness & Run Club Денис Алексеев.

Но более очевидной кажется все же иная причина. Отечественный рынок спортивных услуг все еще крайне неразвит и весьма далек от насыщения (особенно это касается регионов) ипопросту растет органически. Согласно данным NeoAnalytics, фитнесом в России занимаются лишь 3–4% граждан. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель, конечно же, выше – вовлеченность в фитнес здесь оценивается в10–11%, однако по сравнению с западными странами это очень немного. Например, в США 18% жителей регулярно занимаются фитнесом, в Нью-Йорке же этот показатель доходит почти до 40%. И если в США и Европе количество фитнес-клубов измеряется десятками тысяч, причем его рост продолжается, то по всей России по итогам 2015 г. их насчитывалось 3500–3700.

«Если в развитых странах фитнесом занимаются около 15–20% населения, то в нашей стране – только 2–3%. Нам есть куда расти», – уточняет директор по развитию World Gym в России Ольга Киселева. Пока же общий объем отечественного рынка фитнес-услуг оценивается в пределах 100 млрд руб., если учитывать сопутствующие сегменты (данные «РБК.Исследования рынков»), это не более 2% мирового рынка.

Лоукост в рост

О смещении интереса посетителей спортклубов в сторону более дешевых услуг говорится тоже не первый год. Несмотря на пропаганду здорового образа жизни и веяния моды, клиенты не готовы много платить за услуги фитнес-центров. По данным опроса, проведенного РБК среди потенциальных посетителей спортклубов, почти треть (31%) не готова платить больше 15 000 руб. за годовую карту, еще 45% готовы тратить на фитнес от 15 000 до 30 000 руб. К тому же, до 20% посетителей фитнес-клубов, где абонемент стоит до 50 000 руб., готовы сменить их на более дешевые.

Безусловно, на рынке есть сети эконом-сегмента, однако они в большей степени всегда интересовались регионами. Так, с 2008 г. по франшизе развивает региональный проект Fit-Studio сеть клубов премиум- и бизнес-класса X-Fit. Для сравнения: стоимость годовой карты в клубе «X-Fit Монарх» стартует от 53 000 руб., а карта Fit-Studio в Челябинске стоит 21 900 руб. Сеть с более низкой ценовой политикой, «Физкульт», врегионах, опять же по франшизе, развивает корпорация «Русская фитнес группа», в столице известная по бренду World Class. Есть и сети, изначально поставившие на работу в лоукост-сегменте, в том числе за счет активного развития в регионах – так, за семь лет количество клубов сети «Алекс фитнес» выросло до 71, включая клубы вСША иВеликобритании. Клубные карты в Москве сегодня стоят в пределах 13 000 руб. в год, врегионах они еще дешевле: вВоронеже иОмске– 7500руб., авЯрославле и вовсе 6500руб.

Сегодня именно у недорогих форматов гораздо больше шансов на развитие бизнеса. «Лоукост-сегмент однозначно будет расти. Клубы с бассейнами и более широким спектром услуг, работающие в среднем ценовом сегменте, будут испытывать отток клиентов. Желающие сэкономить станут уходить в лоукост»,– говорит главный редактор видеоканала «Фитнес по-русски» Александр Дементьев.

Спортивная перестройка

Есть одно но: сегмент бюджетных клубов переполнен, тем более, что туда стремятся в прошлом более состоятельные клиенты. Чтобы зайти на рынок, новые игроки предлагают не только тренировки по бюджетной цене, но и новый формат организации фитнеса.

Речь идет о популярном во всем мире, но до последнего времени не реализованном в России формате фитнес-дискаунтеров, которые есть, к примеру, в Германии (McFit) и Чехии (Jatomi Fitness), причем обе сети успешно масштабируются.

«Принцип модели состоит в минимизации персонала, ведь именно фонд оплаты труда в расходной части фитнес-бизнеса составляет более 40%»,– говорит Ольга Киселева. Главным образом, именно это позволяет разместить фитнес-лоукостер не в крошечных подвальных клубах, а в просторных залах с хорошим оборудованием и нормальной системой вентиляции и кондиционирования.

На отечественном рынке такой формат решилась опробовать сеть Raketa, намеренная потратить на развитие 320млн руб. (деньги в стартап вложил зарубежный инвестфонд, название которого не разглашается по условиям соглашения). Клиентам новый игрок предлагает умеренную, 1500 руб. за месяц, цену абонемента, к тому же, за эти деньги клиент получает возможность посещать все клубы сети, а не тот, который выбран при оплате. «Наши клубы, как «Макдоналдс», все абсолютно одинаковые. За 1500 руб. в месяц вы получаете доступ во все клубы сети», – говорит основатель Raketa Тихон Косых, до этого известный на рынке как соучредитель клубов «Физика» (в настоящее время вышел из капитала компании). Для сравнения: цена групповой тренировки в велостудии может стартовать от 1000 руб.

Правда, пока готовы к открытию только два клуба Raketa в Москве, но в2017 г. их количество планируется довести до 17, а за шесть лет – до 200(включая клубы в регионах, которые будут развивать по франшизе).

Идея посещать все клубы сети по одной карте не уникальна для России– такая услуга есть всети «Зебра»,– другое дело, что Raketa предлагает ее дешево. В новой сети, впрочем, не будет бассейна, Raketa – это так называемый сухой клуб. Зато здесь предлагают клиентам самый большой тренажерный зал в столице, одновременно тренироваться в нем могут до 500 человек.

«Низкая стоимость достигается не за счет экономии на качестве, а за счет максимальной технологичности клубов,– объясняет Тихон Косых. – Наша задача – минимизация затрат за счет экономии на персонале и максимальной автоматизации».

Например, попасть в клуб можно при помощи электронного браслета иотпечатка пальца, абонемент купить только через Интернет, оплатив его пластиковой картой (абонемент предполагает автоматическое продление), приостановить или прервать членство вRaketa также можно на сайте сети. Цена при этом одинаковая для всех, иона не будет меняться.

«Люди устали от отсутствия возможности приобретать услугу на стандартизированных условиях», – объясняет Тихон Косых.

Фитнес-фудкорт

На рынке довольно многие относятся к лоукост-формату с недоверием.

«Низкая цена – хорошая приманка для новичка в фитнесе. Желая сэкономить, люди снижают требования к клубу и в итоге разочаровываются уровнем сервиса», – говорит генеральный директор сети клубов «Территория фитнеса» Александр Колмыков. К тому же, низкая стоимость абонементов лоукост-сетей и клубов бывает обманчивой. «Многие идут в залы подвального типа, платят за месяц всего 3000–4000 руб. Годовое членство в нашем клубе с бассейном возле м. «Авиамоторная» обойдется в пересчете на месяц дешевле», – объясняет Александр Колмыков.

«Мы никогда не говорили, что самые дешевые, и не стремимся к этому,– уточняет Тихон Косых. – Наша задача, цель, одна из наших ценностей– это обеспечить соотношение цены и качества. За 1500 руб. мы предлагаем клиентам спортивную инфраструктуру стоимостью 100 млн руб. – это не может оставить ни одного человека равнодушным».

В принципе больше ни на что, кроме как на сам абонемент, в сети можно и не тратиться. Тем более что в Raketa настаивают, что не будут монетизироваться за счет продажи допуслуг, основной доход должна приносить продажа абонементов. Тренироваться здесь можно полностью самостоятельно – так, при регистрации на сайте клуба клиенты получают программу тренировок в соответствии со своими задачами (кто-то хочет сбросить вес, а кто-то– повысить выносливость). Взале всетренажеры зонированы при помощи цвета и света – где тренировать спину или ноги, не перепутаешь.

«Большое число людей перестает пользоваться залом, поскольку они не могут сориентироваться в оборудовании, а услуги персонального тренера не всем доступны», – говорит Тихон Косых.

Впрочем, дополнительные услуги всети все-таки будут. Здесь, к примеру, планируют сдавать площади в субаренду популярному формату специализированных студий, например, студиям танцев, йоги, пилатеса, единоборств или классических групповых программ, организовав тем самым подобие фудкорта, где быстро инедорого можно позаниматься разными видами спорта за отдельную плату. Также в сети будут и персональные тренировки в тренажерном зале. Другое дело, что формат работы с тренерами будет особенный – тренер, который работает качественно имного, не будет отчислять администрации клуба никаких комиссий (вином случае он будет платить почасовую аренду зала). У тренеров, работающих сRaketa, можно будет также приобрести через сайт программу тренировок, чтобы затем заниматься вклубе самостоятельно. «У нас была задача привлечь лучших тренеров и сделать так, чтобы они были максимально лояльными», – говорит Тихон Косых.

Это опять же дань формату западных лоукостеров. «Базовая стоимость членства в таких клубах низкая, в пакет входит минимум услуг, все остальные услуги клиент докупает при необходимости», – объясняет Ольга Киселева.

Себе не отказывай

Новый формат занятий спортом готовы сегодня предложить не только предприниматели, запускающие сети фитнес-клубов. ВРоссии стали появляется еще и фитнес-агрегаторы, которые также намерены изменить правила игры на рынке фитнеса. Вместо того чтобы становиться клиентом одного клуба или же, как в случае с Raketa, сразу целой сети, клиент фитнес-агрегаторов можетзаниматься по одному абонементу в нескольких десятках, а то и сотнях клубов города.

На рынок только в прошлом году вышло несколько таких агрегаторов. Так, активно демпингует в сегменте проект Onefit – за 1900 руб. в месяц здесь предлагают доступ в более чем 200спортивных заведений столицы, включая клубы «Зебра фитнес», «Физкульт» и т.д. Другая система, Classfit, развивается в Казани, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге и предлагает еще более дешевый доступ в спортклубы. Так, в Казани абонемент Classfit стоит 799 руб. в месяц.

Время и место занятий агрегаторы предлагают бронировать на сайте вИнтернете именять виды тренировок, посещая разные студии и центры. Спортивным клубам при этом агрегаторы компенсируют часть стоимости тренировок, которые посетили их клиенты,

Модель фитнес-абонементов пришла в Россию опять же из-за рубежа: в частности, в США активно развивается агрегатор ClassPass, который в 2015 г. привлек $70 млн инвестиций. Отечественные проекты пока не могут похвастаться огромными сборами, к тому же, их перспективы оцениваются по-разному. Так, в 2015 г. в Classfit на паритетных началах вкладывались Тихон Косых ифонд KamaFlow (объем инвестиций – $100000). Сегодня инвесторы больше не занимаются проектом. «Протестировав бизнес-модель, мы поняли, что российская фитнес-индустрия пока не готова кподобным сервисам», – объясняют вKamaFlow. При этом проект Onefit получил летом 2016 г. $1 млн от российского фонда BG Invest.

Клиентов могут оттолкнуть, к примеру, ограничения по посещению: вкаждый клуб можно прийти лишь три раза в месяц. Не факт, что сотрудничество будет выгодно и фитнес-клубам, иони от него не откажутся – агрегаторы не разглашают суммы выплат клубам за посещение занятий их клиентами, однако очевидно, что они стоят дешевле обычных посетителей сетей. Иесли трафик от агрегаторов будет расти, это станет невыгодно, ивсем придется поднять цены.

Кстати, предлагающий аналогичные услуги в Москве проект Fitmost продает ежемесячный доступ к спорту за 3990руб. (в проект основатели вложили 9,5 млн руб.). По словам представителей Fitmost, их отличает уровень клубов-партнеров (например, можно попасть на тренировки в помещениях заводов «Арма» и «Красный Октябрь»). Однако вмарте 2016 г. было всего восемь продаж, сегодня это несколько сотенактивных пользователей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *