В правительстве России идут дискуссии о введении ограничений на использование наличных денег врасчетах. Среди обсуждаемых мер – ограничение продажи автомобилей, квартир и предметов роскоши за наличные с помощью «цены отсечения», понижение ставки НДС для платежей по карте.

Изучается опыт Индии и Азербайджана, где введен налог на снятие наличности в банках. Даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что тема ограничения хождения наличных заслуживает внимания – это плохой знак для тех, кто пользуется наличными.

Константин Корищенко, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, отмечает, что для этого есть и экономические причины: резкое снижение процентных ставок (вплоть до отрицательных) приводит к поиску альтернативных объектов инвестирования, к которым можно отнести наличные деньги. Такое поведение инвесторов несет серьезные риски как для банковской системы, так и для бюджета, поэтому правительства разных странстремятся ограничить наличный оборот.

Впрочем, вероятно, ограничительные меры будут эффективными, когда на полную мощь заработает карта «Мир» – тогда выходящие из тени потоки наличности станут загонять в«национальную платежную систему».

Безналичные расчеты находятся под контролем государства. Мы бы проще относились к ограничению хождения наличности, если бы доверяли государству и не опасались резких его решений вроде очередных санкций, списания денег без суда и т.д. Социальные последствия того, что расчеты самозанятых возьмут под контроль, непредсказуемы, но ясно, что в итоге налоговая нагрузка на экономику вырастет. Также очевидно, что на значительной части территории страны не хватает инфраструктуры. «Технологическое и аппаратное обеспечение существует только в крупных и средних городах. Уже в 100 км от Москвы в любом небольшом магазине или на рынке с вас потребуют наличные. Даже в Москве есть ряд услуг, расчеты за которые осуществляются только наличными – например, у нотариусов нет даже кассового аппарата. Кроме того, большинство пожилых людей, особенно в регионах, забирают пенсию наличными на почте, и им не по карману платить за банковское обслуживание»,– замечает заместитель генерального директора Berkshire Advisory Group Александр Артемьев.

По мнению заместителя председателя правления платежной системы «Лидер» Константина Соловьева, на практике работают как раз ограничения безналичных платежей, в первую очередь на крупные покупки. Они связаны с тем, что ритейлеры должны платить международным платежным системам и банкам-эмитентам комиссию за транзакцию по карте. Регуляторы во всем мире пытались и пытаются административно ограничить оборот наличных, но решить вопрос вприказном порядке в реальной жизни невозможно. Более того, это приведет к очередному витку роста неконтролируемых наличных платежей. «Для любой экономики, не только российской, вредны, а подчас просто губительны, резкие и, как это часто бывает, из-за этого не до конца продуманные решения, – считает эксперт. – И такие последствия будут, если это ограничение ввести завтра, не подготовив инфраструктуру и не разобравшись со стоимостью безналичных платежей по отношению к наличным».

Безусловно, существует целый ряд отраслей – например, торговля автомобилями, недвижимостью, некоторые сегменты общепита, – активно сопротивляющихся внедрению безналичных расчетов, и даже «штрафующих» клиентов за использвание карточек. С другой стороны, расширение сферы действия карточек– прогрессирующий тренд: по данным НАФИ, в 2011–2016 гг. доля россиян, пользующихся безналичными рассчетами, выросла с 3% до 30%. Но, как верно отмечает шеф-аналитик ГК TeleTrade Петр Пушкарев, основа безналичного оборота – серые зарплаты, которые возникают из-за высоких социальных взносов. Только понижение социальных взносов с фонда оплаты труда может привести к перелому в этой сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *