Чтобы отдаленные регионы стали более управляемыми, Дмитрий Медведев уплотняет время

В этом году парад Победы пройдет в России не как обычно, а вертикально интегрированно. Обычно он повсюду начинается в 10 утра по местному времени. Но теперь по распоряжению президента парад начнется во всех регионах одновременно, в десять утра по Москве. Значит, ветеранам в Хабаровске и Владивостоке придется ждать до пяти вечера. Почему — в распоряжении не сказано.
Начиная с прошлого года борьба со временем стала одной из любимых тем президента Медведева. В прошлом году в своем послании Федеральному собранию он задал вопрос: не мешает ли обилие часовых поясов эффективно управлять страной? Именно с этой целью — сделать Россию более управляемой — Владимир Путин в свое время поделил страну на семь федеральных округов, а потом отменил выборы губернаторов. Дмитрий Медведев придумал свой способ. На прошлой неделе он заявил, что сокращение числа часовых поясов одобрено экспертами, и предложил объединить по времени Урал с Сибирью. Еще он предложил подумать, не стоит ли отменить летнее время.
Москву не может не беспокоить, что отдаленные регионы не ощущают себя частью России. Дальний Восток, например, не только живет в часовом поясе МСК+7, там даже российское телевидение не такое, как в Москве. Дело в том, что на «первой орбите» федеральные каналы показывают неотцензурированную версию ток-шоу и новостей. Телевизионные менеджеры обычно смотрят эфир вместе с Дальним Востоком и потом вносят необходимые коррективы.
В минувшие выходные в России уже самоликвидировались два часовых пояса. Теперь их не одиннадцать, а девять. Уловив сигнал президента, Самарская область и Удмуртия перешли в соседние пояса — теперь они живут по московскому времени. А Чукотка и Камчатка присоединились к магаданскому поясу. Ближе к Москве стала и Кемеровская область, влившись в омский часовой пояс MСK+3.
По словам замминистра промышленности и торговли Владимира Саламатова, рассматриваются варианты сокращения нынешней карты и до пяти часовых поясов, и до семи, и создания укрупненного уральско-сибирского пояса, и включения Калининграда в московский пояс, и перехода к общеякутскому времени (сейчас Якутия делится на три часовых пояса). Как пояснил Newsweek министр промышленности и торговли Виктор Христенко, мнения будут собирать и обобщать до конца года.

НЕСПЯЩИЕ ЧИНОВНИКИ

«В разное время назывались разные причины плохой управляемости Дальнего Востока. Но пока президент не связал это с разницей во времени, никто так этот вопрос не ставил!» — горячится депутат гордумы Владивостока Николай Марковцев. Раньше он работал вице-мэром и вспоминает случаи, когда его поднимали среди ночи звонком из федерального центра. «Ночью в краевой администрации всегда где-нибудь горит свет — это дежурный на “вертушке”, — говорит Марковцев. — Если есть экстренная необходимость, то любого нужного человека оперативно разбудят».
Это общая практика для отдаленных от Москвы регионов, утверждает чиновник правительства. Причем дежурный — это не сторож и не сотрудник ФСО, а чиновник на немаленькой должности, способный принять ответственное решение — будить или не будить губернатора. Бывает и наоборот, рассказывает чиновник федерального правительства. Если кто-то из первых лиц улетает на Дальний Восток или в Сибирь в командировку, то в три часа ночи расталкивают уже тех, кто остался в Москве, — если начальству нужны документы или справки.
Провалы в связи случаются не только вечером, но и утром, когда сибирякам, например, приходится ждать, «пока откроется Москва». «Нам-то еще легко ждать открытия столицы, у нас разница всего три часа, — рассуждает сотрудник аппарата областного правительства одного из регионов Западной Сибири. — Но и на мобильный мне Москва звонит часов в 10 вечера регулярно, а то и позже».
Москвичи и регионалы часто общаются друг с другом на селекторных совещаниях или в режиме видеоконференции. Замминистра финансов Антон Силуанов говорит, что по неписаному правилу селекторы стараются назначать не позднее 10 утра по московскому времени, чтобы все регионы смогли участвовать. Если селектор начинается вовремя, то, например, хабаровчанам не приходится задерживаться на службе: когда в Москве десять утра, в Хабаровске пять вечера.
Но не всегда графики москвичей складываются удачно для регионов. Бывает, что время на видеоконференцию находится только после обеда. «Случается, кто-то зевнет на селекторе, ну, один раз можно, все всё понимают», — ехидничает чиновник из Москвы. Особенно региональные чиновники переживают, если в совещании должен участвовать Владимир Путин — он славится своей непунктуальностью.
Плохому танцору разница во времени мешает, иронизирует бывший директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин. «Наше государство по-прежнему управляется архаично, вручную, по телефону, — рассуждает он. — Все замкнуто на Москву, полномочий принятия решений у регионов мало — естественно, что при таком раскладе невозможность дозвониться до Анадыря в Москве считают проблемой. Между Вашингтоном и Гавайскими островами пять часов разницы, но разве Гавайи — трудноуправляемый штат?»
«Федеральный центр поставил регионы в условия так называемого конкурентного федерализма, — говорит директор Института региональной политики Булат Столяров. — В борьбе за внимание Москвы те регионы, которые физически находятся ближе к столице, имеют существенную фору. Нужно или децентрализовать систему управления, или поставить регионы в равные условия по времени». Выбор президента, судя по всему, — второй вариант.

СДВИГ ПО ФАЗЕ

Как нет единого мнения по вопросу, сколько часовых поясов нужно оставить в России, так нет и точных расчетов, сколько будет стоить эта реформа. Официальной оценки изменений энергопотребления не существует, а неофициальные разнятся между собой. Его трудно просчитать, признается зампред думского комитета по энергетике Иван Грачев: «Пики потребления сдвинутся, но как именно, насколько — до начала эксперимента предсказать нельзя».
Переход регионов из одних часовых поясов в другие — если речь идет о сдвиге на один час — почти не отражается на энергопотреблении в масштабах страны, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Но если скачки будут свыше часа, людям придется больше времени проводить при электрическом освещении, и никакой экономии не получится. Ресурсы для производства дополнительных мегаватт–часов есть на Дальнем Востоке, в Сибири и в Поволжье, только за перерасход придется переплатить. В Самаре даже подсчитали, сколько именно: лишних три рубля в день, то есть около 100 в месяц в среднем на семью.
Еще одной жертвой медведевской реформы времени станет, скорее всего, летнее время. Главный аргумент президента — люди против ежегодного перевода стрелок. Депутат Грачев подсчитал экономическую выгоду и уверяет, что от перехода на летнее время и обратно — только рост потребления.
Сергей Пикин возражает: экономия от перехода на летнее время есть, правда, в масштабе всей страны небольшая — около 1% от всех мощностей. В денежном выражении сбереженные мегаватты равны 2–3 млрд рублей — это экономия не для промышленности, которая работает не по дневному свету, а для людей.
А доцент географического факультета МГУ Андрей Панин подсчитал, что летнее и декретное время позволяют уберечь от гибели в автокатастрофах порядка 2500 человек ежегодно — просто за счет того, что автолюбители меньше ездят в темноте. Чем раньше наступает вечер, тем больше аварий, и это, по словам Панина, доказанный факт. А негативный эффект перевода стрелок вперед-назад, по его убеждению, — миф.
«В каждом законопроекте об отмене летнего времени упоминается одна и та же гигантская цифра якобы умерших из-за резкого и массового ухудшения состояния сердечных больных спустя день-два после перевода стрелок, — рассказывает Панин. — Я стал искать, откуда эти десятки тысяч взялись, и не обнаружил в журнальных архивах ни одной серьезной научной работы с ее подтверждением!»
От летнего времени не надо отказываться — надо отказаться от возврата к зимнему, считает географ: так мы получим дополнительный час при свете не утром, когда мы спим, а вечером, когда мы бодрствуем. Если же ликвидировать не только летний час, но и декретный — то есть вернуться к жизни по солнцу, — то летом, по расчетам Панина, солнце будет вставать над Москвой в три часа утра, а зимой — заходить в три часа дня. Но таких страстных, как Панин, защитников летнего времени мало, и, кажется, у него мало шансов.

ВРЕМЕННОЙ СЕПАРАТИЗМ

Переход Самарской области в московский часовой пояс совпал с окончанием школьных каникул. В понедельник, первый день четвертой четверти, в школе села Могутово Оренбургской области наверняка не досчитаются учеников. Они скорее всего проспят. Дело в том, что в школу ходят дети из соседнего поселка Комсомольский Самарской области. Раньше им приходилось преодолевать виртуальную границу в один час. Теперь они будут перепрыгивать сразу через два.
Если занятия в школе начинаются в девять утра по Оренбургу, а сборы и дорога занимают, например, один час, то вставать «самарским» школьникам придется в шесть. А ложиться вечером спать им придется даже раньше, чем в эфир выйдет «Спокойной ночи, малыши!»: когда в Самаре будет девять вечера по новому времени, в часовом поясе школы будет уже одиннадцать. Другой школы вблизи поселка Комсомольский нет, говорит депутат Самарской облдумы Михаил Матвеев. Если часовые пояса будут укрупнять, то такими неудобными, со скачком в два часа, станут все границы часовых поясов.
Матвеев — главный организатор единственного пока регионального протеста против перехода в другой часовой пояс. Хотя инициатива, говорит Матвеев, истинно народная — подписи в защиту самарского времени начал собирать простой торговец краской для волос Николай Харитонов. «Они же людей не спросили! — возмущается Харитонов. — Что за дела?!» За две недели петицию в адрес премьера подписали 12 000 человек.
«Большинство населения, как показывают опросы общественного мнения, положительно относится к введению на территории Самарской области московского времени», — говорится в документе, подготовленном областной администрацией. Правда, большинство это не очень убедительное. По результатам опросов Самарского фонда социальных исследований, 33% жителей области высказались за московское время, 30% — против. Протестуют те, кому ближе Оренбург и другие регионы-соседи, объясняет президент фонда Владимир Звоновский.
Перемены во времени, как и в лексике, и в пространстве, — дело политическое, а значит, 30% недовольных — это слишком много, чтобы их игнорировать. Он не сомневается, что переход во времени вызовет народные протесты. Противники московского времени уже запланировали как минимум три митинга в защиту самарского. Два из них власти не согласовали, а третий предложили перенести подальше от центра города.
Для самарцев собственное время было поводом для гордости за регион и символом ее самостоятельности. «А теперь ставленник Москвы Артяков решил все за самарцев, — возмущается педагог Павел Воронков. — Он давно вынашивал эту поясную идею и наконец распоясался!» Он пересказывает и городскую шутку — мол, губернатор потому хотел перевести Самарскую область на московское время, что устал переводить стрелки своих дорогих часов в частых поездках в столицу.
Депутат Матвеев напоминает, что в середине 90-х Самара уже переходила в соседний часовой пояс. Однако жители области быстро пожалели о потерянном часе светлого времени суток и засели писать жалобы губернатору. Самарское время вернули. Сейчас, считает Воронков, жаловаться губернатору, которого не выбирают, а назначают из столицы, бесполезно.
«Кто хочет жить по московскому времени, пусть едет в Москву и там живет!» — решительно заявила жительница Самары, комментируя вопросы блиц-исследования, проведенного порталом SuperJob.ru по заказу Newsweek. 16 000 человек из разных городов России отвечали на вопросы о своем отношении к федеральному центру. Результаты исследования по Самаре оказались чуть более «сепаратистскими», чем в среднем по России. «Москва для меня — это государство в государстве, которое существует отдельно от меня и моего региона по своим законам», — недовольна 36-летняя жительница Самары.
Возглавляют список «сепаратистов» Хабаровск, Санкт-Петербург, Тольятти, Калининград и Новосибирск. «Москву оградить колючей проволокой, и пусть живет сама с собой», — призывает 48-летняя хабаровчанка. «Москве абсолютно наплевать на Тольятти, они просто убивают ВАЗ», — жалуется 25-летняя жительница этого города. «Не дай бог, чтобы мы остались наедине с местными чиновниками!» — не согласен ее 38-летний земляк. «По всей России растет смертность от туберкулеза, а Москва в это время обсуждает нанотехнологии, причем не в области медицины!» — негодует выпускница вуза из Петербурга. «Я предпочла бы горизонтальную систему власти, а не вертикальную», — размышляет 48-летняя петербуржанка.
Российские власти упорно отказываются определить российскую общенациональную идею, и это работает на дезинтеграцию, считает директор Центра по изучению России РУДН Игорь Чубайс. По его словам, беды страны вовсе не из-за многообразия поясов — напротив, в этом уникальность самого большого государства в мире.
На Чукотке и Камчатке протестов против перехода в соседние часовые пояса не замечено. Однако во Владивостоке и Хабаровске уже возмущаются решением Москвы перенести парад Победы на пять вечера. «Зачем же Москва так демонстративно наплевала на регионы? — недоумевает политолог из Владивостока Петр Ханас. — Ветераны же все очень сильно немолодые, к вечеру устанут. Еще и московский парад по телевизору не увидят, и непонятно, как быть с традиционными фронтовыми ста граммами». Впрочем, 90-летний глава городского Комитета ветеранов Владивостока Яков Кан, узнав о решении президента, сказал, что «приказ главнокомандующего не обсуждается».
МЕРЫ ВРЕМЕНИ

Поясную систему времени придумал канадский инженер Сэндфорд Флеминг, предложивший разделить весь мир на 24 часовых пояса по 15 градусов в каждом, где за «ноль» был принят Гринвичский меридиан – середина нулевого пояса. Разница между поясами составляла час, а отклонение от солнечного времени не должно было превышать получаса. В 1883 году эту систему приняли США, в 1884-м соглашение о применении новой системы подписали 26 стран. Российская империя предпочла остаться в старой системе измерения – солнечного времени, лишь по мере развития железных дорог на всех станциях ввели единое петербургское время.

1917
Временное правительство России вслед за многими европейскими странами в целях рационального использования светлого времени суток переводит страну на летнее время. Впервые эта идея появилась, но была отвергнута в 1908 году в Англии, однако в годы Первой мировой войны Великобритания, Германия и Австрия все же переходят на новое время. В России впервые летнее время действовало с 1 июля по 28 декабря 1917 года, но советское руководство не возвращалось к идее сезонного перевода часов до 1980-х.

1919
Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет «О введении счета времени по международной системе часовых поясов». С 1 июля 1919 года Россия была разделена на 11 поясов: со второго по двенадцатый. В 1924 году поясное время распространилось на весь новообразованный СССР. Москва опережала Гринвич на два часа.

1930
Для перераспределения электроэнергии между бытовым и производственным потреблением СНК СССР ввел декретное время: передвинул стрелки часов во всей стране, кроме Татарской АССР, на час вперед от поясного времени. Хотя это решение предполагалось временным, отменять его не стали, и страна стала жить по декретному времени, а разница между Москвой и Гринвичем составляла теперь три часа.

1957
Решением Межведомственной комиссии единой службы времени при Комитете стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР были установлены новые границы часовых поясов. Если раньше они проходили по меридианам, то теперь за основу было принято административное деление страны так, чтобы края и области не разбивались по часовым поясам.

1981
Постановлением Совета министров СССР в стране вводился ежегодный переход на летнее и зимнее время. Поскольку в Союзе продолжало действовать декретное время, летнее время стало опережать поясное уже на два часа, то есть разница между Москвой и Гринвичем летом составляла четыре часа.

1982
В 1982 году постановлением Совмина СССР отменено декретное время в 27 областях и автономных республиках и округах на территории РСФСР. Благодаря этому почти весь «третий пояс» (Центральная Россия, юг России и Северный Кавказ, Верхнее Поволжье, а также Архангельская область и Коми) стал жить по московскому времени, а Таймыр, Хатанга и Эвенкия – по красноярскому.

1988–1989
Совет министров СССР возвращает в поясное время также Калининградскую область и республики Прибалтики (теперь там время на час меньше, чем в Москве), Уральскую область Казахстана (на час больше, чем в Москве), а также Нижнее Поволжье и Кировскую область (стали жить по московскому времени).

1990 – весна 1991
По решению местных властей декретное время отменили на Украине, в Белоруссии, Грузии, Молдавии, Азербайджане, а с 31 марта 1991 года – во всем Советском Союзе.

Осень 1991
Верховный Совет РСФСР решил вернуть Россию на декретное время, хотя и с исключениями. Де-факто на поясном времени остались Калининград, весь «третий часовой пояс» (за исключением Удмуртии и Саратовской области), а также Архангельская и Тюменская области и Республика Коми. Москва по-прежнему живет по декретному времени (разница с Гринвичем в три часа зимой, четыре часа летом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *