Зияд Манасир

Родился: в 1965 г. в столице Иордании Аммане

Образование: Институт нефти и химии им. М. Азизбекова (инженер-технолог нефтяной и газовой промышленности) г. Баку

Профессиональный опыт:

после 1990 года — специалист отдела внешних связей в КООП Союза

1992 — учредитель компаний «МВ» и «Балтика»

в 1994 году приобрел домостроительный комбинат в Тюмени

в 1996 году создал компанию «Стройгазконсалтинг»

Семейное положение: женат, пятеро детей

26 ноября 2013 г. по дороге, связывающей МКАД и 33-й км трассы М1 «Беларусь», прокатились премьер-министр Дмитрий Медведев и московский мэр Сергей Собянин, и, таким образом, обход был официально открыт. Новая дорога позволяет разгрузить Минское, Можайское и Рублевское шоссе на 30-40%. Но жители Одинцовского района не очень счастливы: в жертву принесен Подушкинский лес (вырублено 148 га), не построена развязка-съезд на обход из Трехгорки, где 40 000 жителей стоят в многочасовых пробках, ну и цена за пробег длиной 18,5 км — рекордно высокая для России. Так, на М4 «Дон» плата составляет 30 руб. за 23 км, а тут 150 руб. за 18,5 км. И тариф будет расти в зависимости от инфляции. «Здесь тариф установила частная компания, а на М4 — ГК «Автодор», — объясняют разницу в «Автодоре». Впрочем, для ценящих время жителей Рублевки 150 руб. в одну сторону — пустяки.

Но проект этот знаменателен еще в нескольких отношениях.

Во-первых, выручка от эксплуатации обхода, проложенного на деньги российских налогоплательщиков, пойдет в кипрский офшор Farncombe Limited. При этом средства, вложенные государством, даже не будут ему возвращены: через 30 лет передадут саму дорогу.

Во-вторых, можно сказать, что именно благодаря этому проекту известный российский предприниматель иорданского происхождения Зияд Манасир, до этого узко специализирующийся на строительных подрядах «Газпрома», выходит на рынок гражданского и дорожного строительства.

Как создавалась концессия

«Северный обход Одинцово», или «Новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» Москва — Минск», построил консорциум «Главная дорога», созданный в 2009 г. Федеральным дорожным агентством и ОАО «Главная дорога».

В состав консорциума вошли: ЗАО «УК «Лидер», ООО «Стройгазконсалтинг», австрийская Alpine Bau, испанская FCC Construccion SA, португальская Brisa Auto-Estradas de Portugal. УК «Лидер» управляет активами объемом 420 млрд руб., из них 300 приходится на Газфонд, пенсионный фонд «Газпрома». «Лидер» контролируется страховой компанией «Согаз», в акционерах которой «друзья» президента Владимира Путина: 51% у ООО «ИК «Аброс» Юрия Ковальчука, по 12,47% — у ООО «Кордекс» Геннадия Тимченко и ООО «Акцепт» Михаила Шеломова, еще 19,04% акций принадлежит Газпромбанку.

«Стройгазконсалтинг» — второй по величине подрядчик «Газпрома», специализирующийся на обустройстве нефтегазоконденсатных месторождений. Компания создана в 1996 г. иорданцем Зиядом Манасиром. Он приехал в СССР по программе студенческого обмена, закончил нефтяной институт в Баку, затем познакомился со многими влиятельными нефтяниками, наладил бизнес по продаже нефтепродуктов и, наконец, добился подрядов у «Газпрома». До сих пор Манасир занимался строительной деятельностью в основном в рамках ТЭКа. Так, с 2007 г. по 2009 г. «Стройгазконсалтинг» приобрел девять родственных «Газпрому» строительных компаний, в 2009 г. он выиграл тендер «Транснефти» на строительство 415 км нефтепровода в рамках ВСТО-2. Однако работать на «Газпром» все труднее: конкуренцию «Стройгазконсалтингу» на подрядах газовой монополии составляют «Стройгазмонтаж» братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов и «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, то есть структуры, принадлежащие людям, близким к Владимиру Путину. Они постепенно вытесняют Манасира. В октябре 2013 г. Зияд Манасир, по слухам, даже направил послание ответственному секретарю президентской комиссии по ТЭКу Игорю Сечину, жалуясь, что «Газпром» откладывает ввод проектов и оплату по ним. По данным СМИ, после этого письма конкуренты получили часть заказов, принадлежащих господину Манасиру.

Но в одинцовском проекте подрядчик «Газпрома» и «Транснефти» вышел на новый для него рынок. В этом проекте «Стройгазконсалтинг» учредил вместе с австрийской Alpine Bau генерального подрядчика, ЗАО «Канон». FCC Construccion SA — материнская компания Alpine Bau, крупнейший строительный конгломерат в Испании, 53,9% у испанской миллиардерши Эстер Копловиц. Brisa Highways of Portugal управляет 14 дорогами в Португалии, США и Нидерландах (всего 1500 км), самый крупный пакет акций (30%) у португальской José de Mello Group.

Роли участников распределяются так: «Лидер» привлекает деньги, «Стройгазконсалтинг» вместе с Alpine Bau строят, Brisa Auto-Estradas de Portugal делится опытом управления дорогами. Все ключевые участники консорциума, так или иначе, работают с газовой монополией. Роль FCC главный участник консорциума в своих сообщениях и корпоративных документах не раскрывает. Стоит отметить, что FCC, помимо строительства дорог и мостов, разрабатывает газовые и нефтяные месторождения. В 2007 г. у Alpine Bau и FCC Construccion SA были планы по участию в строительстве другой платной трассы, Москва — Санкт-Петербург. Но не сложилось: головной участок этой платной дороги построила Северо-Западная концессионная компания, 50% которой у французской Vinci, еще 50% — у структур Аркадия Ротенберга, бывшего спарринг-партнера Владимира Путина.

Концессионное соглашение заключено на 30 лет, до июля 2039 г. В ноябре оно продлено еще на полтора года: проект не смог вовремя стартовать из-за земельных трений с собственниками участков. Так, спор с застройщиком ООО «Авангард Плюс» из-за суммы компенсации за участок длился два года и закончился лишь в 2011 г. В итоге ООО «Авангард Плюс» за 43 383 кв. м в Одинцовском районе (деревня Крюково) получило 124,6 млн руб.

После 2041 г. либо соглашение будет продлено, либо дорогу передадут в собственность государства.

На вопрос «Ко», как в проекте появилась Brisa Auto-Estradas de Portugal, директор ОАО «Главная дорога» Михаил Плахов ответил, что «участие иностранного партнера с большим опытом управления дорогами было требованием Министерства транспорта как организатора конкурса. На момент организации тендера в России не было платных дорог. Brisa Auto-Estradas de Portugal оказалась заинтересованным в партнерстве опытным оператором и концессионером и вошла в консорциум с долей 10% в компании, владеющей дорогой. Такая же ситуация с привлечением Alpine Bau, являющейся крупным и опытным строителем платных автодорог в Европе». В «Стройгазконсалтиге» «Ко» сообщили, что Alpine Bau появилась в проекте по инициативе ЗАО «Лидер». Как известно, «Лидер» тоже тесно связан с «Газпромом» (через структуры Газпромбанка, «Согаза» и Газфонда), так что можно сказать, что в одинцовском проекте заняты «друзья» «Газпрома». Как стало известно «Ко», Alpine Bau не строила обход Одинцово, а была просто консультантом в проекте. В июне австрийский участник консорциума, вторая по величине инфраструктурная компания Австрии обанкротилась (сумма долгов — около 2,6 млрд евро). Однако представитель Alpine Bau в России советник Дэнис Дитте остался советником генерального подрядчика ЗАО «Канон» и концессионера ОАО «Главная дорога».

Мало кто из пользователей новой трассы знает, что владеет ОАО «Главная дорога» кипрский офшор Farncombe Limited. 61% этого офшора принадлежит российским компаниям: 50% у ЗАО «Инвестиционная компания «Лидер» (входит в УК «Лидер»), 10% у «Стройгазконсалтинга» и 1% у Газпромбанка. Остальные 39% у иностранных участников консорциума: по 14,5% у Alpine Bau и FCC Construccion SA, 10% у Brisa Highways of Portugal.

В сентябре 2008 г., когда проводился тендер на строительство обхода Одинцово, Федеральная антимонопольная служба оспорила его результаты, так как в нем участвовала только одна компания. Но «Росавтодор» признал конкурс состоявшимся и в октябре 2008 г. объявил о своем решении доверить консорциуму осуществление проекта.

Как финансировалась дорога

Стоимость трассы составила 32,4 млрд руб., из них 11 млрд руб. вложил Инвестиционный фонд России, а остальные 21,4 млрд руб. — ОАО «Главная дорога». 11 млрд руб. — целевой безвозвратный грант. Более 18,1 млрд руб. ОАО «Главная дорога» привлекло путем размещения семи выпусков облигаций (последний перенесен на 2014 г.). Эти облигации были первыми инфраструктурными облигациями в РФ, а такие ценные бумаги обеспечиваются гарантией Минфина. Это означает, что государство выплатит полную компенсацию основной суммы долга и процентных платежей по нему при расторжении концессионного соглашения и в случае дефолта концессионера. Обязательства по облигациям будут исполнены даже в ситуации незапланированных негативных изменений в проекте и его реализации, в том числе в условиях значительного ухудшения финансовых показателей проекта.

Кто купил обязательства компании, у которой нет корпоративной истории, не раскрывается. Сайт Cbonds среди крупных держателей этих ценных бумаг называет лишь Deutsche UFG Capital Management. «Дойче Банк», контролировавший Deutsche UFG Capital Management на момент сделки (в ноябре УК была куплена ИК «Атон»), являлся одним из консультантов проекта.

Можно предположить, что в облигации «Главной дороги» вложились коммерческие структуры, аффилированные с участниками консорциума. Прежде всего это негосударственный пенсионный фонд «Газфонд» под управлением ЗАО «Лидер», организатор выпуска ценных бумаг Газпромбанк, компании Зияда Манасира. Кроме того, как сообщалось ранее, эти бумаги выкупил ВЭБ, вложив в них деньги пенсионеров-«молчунов». На облигации «Главной дороги» предусматривалось потратить 10 млрд руб. пенсионных денег. Финансовая схема получилась далекой от рыночной, но зато с государственными — минфиновскими — гарантиями. Рейтинговое агентство AK&M присвоило этим бумагам высокий рейтинг А с позитивным прогнозом. «Одним из ключевых факторов поддержки высокой рейтинговой оценки является фактическое наличие государственных гарантий», — отметил в своем отчете аналитик агентства Александр Чумаченко.

Более 25,4 млрд руб. стоили работы подрядчика, ЗАО «Канон». 89% в этом ЗАО у «Стройгазконсалтинга», а остальные 11% у Alpine Bau. Соответственно большую часть денег от прокладки обхода Одинцова — более 22,2 млрд руб. — заработал «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира, который до этого не построил ни одной федеральной трассы, но зато строил все дороги, ведущие к газпромовским месторождениям, например, участки трассы «Колыма» автодороги КС «Воркутинская» — КС «Ярынская». Обход Одинцово обеспечил Зияду Манасиру новые возможности: в настоящее время компания достраивает развязки на М1 и может стать победителем в составе консорциума по возведению моста через реку Лена, самого дорогого в России.

Половину объемов работ по укладке верхних слоев дорожной «одежды» выполнил субподрядчик — ООО «Автобан», учрежденное немецкой Wirtgen и несколькими российскими дорожно-строительными компаниями. «Автобан» построил в 2012 г. первую в нашей стране гоночную трассу для «Формулы-1».

Когда дивиденды пойдут в офшор

На вопрос «Ко», как получилось, что дорогу на деньги государства и пенсионеров строила компания, у которой хозяин — кипрский офшор, в ГК «Автодор» не ответили. Зато ответил руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт: «Мы на своих объектах такого не допускаем». Михаил Плахов рассказал «Ко», что «все инвесторы проекта, среди которых три иностранные компании, предпочли регистрировать проектную компанию по английскому праву, российский закон «Об акционерных обществах» не защищает их права, выбор пал на Кипр. Кипр предпочтительнее еще и потому, что для россиян сюда предусмотрен безвизовый въезд». Напомним, в офшоре Farncombe Limited доля россиян доминирует и составляет 61%, а иностранцы играли роль консультантов, а не инвесторов, тем более, что ключевой иностранный участник этого консорциума, австрийская Alpine Bau, к моменту завершения работы над обходом Одинцово уже была банкротом. Роль ее материнской компании, испанской FCC, вообще непонятна. А например, немецко-российское СП «Автобан», строившее обход, долю в офшоре не получило. Поэтому офшор Farncombe, скорее всего, нужен был не только и не столько иностранцам, сколько российским акционерам Farncombe Limited, которые, даже будучи личными друзьями Владимира Путина, как выясняется, не уверены в действии законов на территории Российской Федерации.

Президент Путин в декабрьском послании Федеральному собранию пообещал, что офшорные структуры российских компаний лишатся господдержки: они не смогут получить кредиты ВЭБа и госконтракты. Однако ноябрьское распоряжение правительства РФ успело предусмотреть госпомощь для ОАО «Главная дорога». В первые два с половиной года, до июля 2017 г., когда дорога не будет приносить своим владельцам достаточной выручки, ГК «Автодор» станет выплачивать деньги ОАО «Главная дорога». То есть, если консорциум не сможет получить в этот период плановой минимальной выручки, «Автодор» ему доплатит. Речь идет минимум о $25 млн в год: в 2014 г. выручка должна составить около 780 млн руб., в 2015 г. — до 980 млн руб., в 2016 г. — до 1,1 млрд руб., в первые шесть месяцев 2017 г. — до 670 млрд руб. Если вспомнить, что облигации консорциума тоже имеют госгарантии, бизнес дорожных строителей оказывается застрахованным со всех сторон. Но при этом тарифы на проезд установила частная компания «Главная дорога», а не государство в лице ГК «Автодор», и тарифы очень высокие для России.

По поводу этой финансовой схемы стоит добавить, что законы, благодаря которым работает эта дорожная концессия, разработали не случайные для проекта люди. Закон о платных дорогах писал экс-начальник отдела федерального дорожного департамента Министерства транспорта РФ Михаил Покатаев; сегодня он — в числе руководителей ОАО «Главная дорога». Юрий Сизов, заместитель генерального директора УК «Лидер», бывший председатель регионального управления ФКЦБ по Москве, разрабатывал схемы частно-государственного партнерства.

Для защиты интересов держателей облигаций предусмотрена одна мера: деньги, заработанные концессионерами от эксплуатации дороги, станут выводиться в офшор после того, как будут погашены облигации. «По условиям выпуска облигаций ОАО «Главная дорога», единственный владелец эмитента, кипрский офшор Farncombe Limited будет получать дивиденды только после того, как осуществит выплаты по купонам и погасит все облигации ОАО «Главная дорога», — поясняет Юрий Тулинов из Газпромбанка. Действительно же в корпоративных документах ОАО нет положения о дивидендной политике компании. Погашение облигаций произойдет в 2028 г. К окончанию срока обращения облигаций (2028 г.) на резервном счете ОАО «Главная дорога» с учетом своевременного осуществления всех выплат по долгам должно скопиться 18,4 млрд руб., прогнозируют в компании. Чистая прибыль за 30 лет составит, по собственным оценкам, 138 млрд руб. Вот эти деньги концессионеры и хотят спрятать от налогообложения в кипрском офшоре. Как известно, на Кипре налог на прибыль и дивиденды значительно меньше, чем в России. На острове Афродиты налог на прибыль для юрлиц с 2013 г. составляет 12,5%, а в РФ — 20%, налог на дивиденды на Кипре — до 3%, в России — до 15%.

«Блатной рублевский проезд»

Один километр объезда стоил инвесторам проекта 1,837 млрд руб. Это не абсолютный рекорд в дорожном строительстве: в Сочи километр дороги от «Альпика Сервис» и дублера Курортного проспекта потянул более чем на 5 млрд руб. Но все же дорого. Отчасти это объясняется большим количеством мостов и развязок. Мостов вместе с путепроводами — 14, развязок — 6. Трасса прошла через промзоны и жилые массивы. Количество полос здесь колеблется от 4 до 8.

Кроме того, дорожная «одежда» выполнена по немецким нормативам с коэффициентом запаса прочности 2 против обычных для России 1,3. Суммарная толщина асфальтовых слоев — как на немецких автобанах, 30 см. Причем в двух верхних слоях дорожной «одежды» впервые в РФ применены полимербитумные вяжущие вещества, что усиливает устойчивость дороги к колееобразованию под воздействием шипованных шин. Это позволяет безопасно двигаться со скоростью 120 км в час, хотя допустимая скорость установлена пока в значении 90 км в час.

«Руководство основного инвестора УК «Лидер» поставило перед нами задачу — сделать дорогу не хуже немецкого автобана. Ровность полотна оценили по европейской методике самым современным оборудованием и получили оценку «отлично», — доволен Михаил Покатаев, первый зам. директора по производству ОАО «Главная дорога».

Простые жители Одинцовского района уже окрестили обход «блатным рублевским проездом». «Ездил по Минке регулярно, теперь, видимо, не смогу. Цена 8,1 руб. за 1 км! Над нами просто посмеялись. 150 руб. за 18 км: не много ли? — пишет на форуме автовладелец. — Рублевские сделали себе дорогу, чтоб челядь им не мешала — все просто… Печально все это».

Ну и вызывает вопрос эффективность самой трассы у МКАД: все три дороги, которые она может разгрузить — Минское, Можайское и Рублевское шоссе, упираются в МКАД. Кроме того, некоторые населенные пункты не имеют выездов на эту суперскоростную магистраль. Концессионер ЗАО «УК «Лидер» против строительства большей части съездов: компания боится, что они понизят скорость на трассе. А люди, и активнее всех жители Трехгорки, требуют их построить. Вопрос стоит очень остро. Каждый день около 40 000 человек стоят здесь в пробке, чтобы выехать на МКАД. Жители Одинцовского района даже требовали отставки главы района Александра Гладышева из-за уничтоженного леса и не построенной развязки на Трехгорку — в итоге Гладышев ушел в отставку 23 декабря.

«Эта развязка не является частью нашей трассы «Северный обход Одинцово, — поясняет Михаил Покатаев, — но мы не возражаем против ее строительства». Сначала ее пообещала построить компания «СУ-155», у которой в Трехгорке расположен крупный жилой комплекс «Новая Трехгорка». Потом идею развязки упростили до лево- и правоповоротного съездов. Но год назад СУ-155 отказалось их делать. Прошлый год был тяжелым для холдинга: его пытались обанкротить кредиторы. Потом исправить ситуацию взялась ФСК «Лидер» Владимира Воронина, поскольку у нее рядом есть участок и жилой проект на 300 000 кв. м, который она начнет строить, возможно, уже в этом году. Техусловия от Росавтодора администрация Одинцовского района получила. Съезды, по оценке Михаила Покатаева, стоят 400-500 млн руб. Но пока их так и не построили.

ФСК «Лидер» (она не имеет отношения к своей «тезке», УК «Лидер») настаивает на съездах и в районе деревни Ромашково, где она возводит малоэтажный «Up квартал Западное Кунцево». Рядом с Ромашково построен мост, под ним проходит скоростная трасса «Обход Одинцово», но этот мост построен в никуда, от него нет съездов. «Они не были даже предусмотрены проектом. Мы вместе с ООО «Ронд» за собственные средства согласовали предпроектную схему примыкания. Уже более чем полгода ждем технические условия для дальнейшего проектирования и строительства», — констатирует коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов.

Но УК «Лидер» не хочет, чтобы в Ромашково появились новые съезды. Сергей Кербер, руководитель дирекции инвестиционных проектов и программ УК «Лидер», говорит, что «если мы будем строить съезды каждые 50 м, скоростная трасса превратиться в МКАД и скорость понизится до 40 км. Нам кажется, что практически все потенциальные пользователи автодороги будут против этого». Однако если «Автодор» согласовал предпроектную документацию на съезды возле Ромашково, то, скорее всего, вопрос решится в пользу жителей деревни. После реализации заявленных проектов здесь будут жить около 40 000 человек. Если так, то, возможно, категорийность трассы действительно снизится, и комфорт проезда тоже, но зато появится гораздо больше водителей, вынужденных платить по 150 руб., лишь бы не стоять в пробке.


Что такое УК «Лидер»

Крупнейшая в России управляющая компания по сумме активов в управлении — 439,039 млрд рублей на 30.09.2013. Основана в 1993 г. «Лидер» контролируется страховой компанией «Согаз», в акционерах которой «друзья» президента Владимира Путина: 51% у ООО «ИК «Аброс» Юрия Ковальчука, по 12,47% — у ООО «Кордекс» Геннадия Тимченко и ООО «Акцепт» Михаила Шеломова, еще 19,04% акций принадлежит Газпромбанку. Среди других акционеров «Лидера» — ОАО «Газпром», «Внешэкономбанк», Негосударственный пенсионный фонд «Газфонд» и ОАО «Газпромбанк».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *