Звонки в лондонский офис международного благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF) стали поступать один за другим, как только на сайте появилось объявление: «Антикризисная горячая линия. Вы волнуетесь о будущем вашей благотворительной организации? Уходят крупные спонсоры? Звоните на наш бесплатный номер». Денег фонд дать не обещает. Где их взять или куда вложить оставшиеся, не объясняет. Помочь предлагают только добрым словом и советом. Рекомендация у экспертов одна: делайте ставку на мелкие частные пожертвования.
В российском отделении Charities Aid Foundation горячую линию еще открыть не успели. Но открывать, видимо, придется. Российская благотворительность, которая бурно развивалась в течение последних двух-трех лет, впала в состояние анабиоза. По данным «Форума доноров», в 2008 году на благотворительность отечественные компании, в первую очередь нефтяные и финансовые, потратили почти 14 млрд рублей. В этом году столь щедрыми они быть не смогут: непрофильные траты не по карману.
Компании неохотно признаются в том, что вынуждены сокращать благотворительные проекты. «Русал» закрывает региональные отделения своего Центра социальных программ и замораживает большинство социальных проектов. От благотворительных программ отказывается и «Норильский никель». Samsung в прошлом году подарил российским детским домам 28 игровых площадок (по $35 000 каждая). В этом году новых площадок не будет, хотя компания обещает ремонтировать те, что уже построены. Coca-Cola заявила, что в период кризиса будет активнее привлекать к благотворительности собственных сотрудников, например, агитировать их сдавать кровь. Что делать со своими благотворительными программами, представители бизнеса даже обсуждали на недавнем экономическом форуме в Давосе и пришли к единому мнению: придется урезать.
Детские приюты и больницы, дома престарелых, ночлежки и экологические организации по всей стране уже говорят о резком снижении своих доходов. Спасти их, уверены эксперты, теперь может только одно — щедрость простых людей. Вложения бизнеса вполне можно заменить более скромными, но многочисленными пожертвованиями частников.

ДЕФИЦИТ ДОВЕРИЯ

В период экономического роста крупные российские компании тратили на социальные нужды до 10–12% прибыли. В США этот показатель редко превышает 1–2%. Удивительной расточительности отечественных бизнесменов есть простое объяснение. «Нашим корпорациям еще с советских времен достались значительные непрофильные активы из социальной сферы, — говорит Мария Черток, директор CAF России. — Они были вторым социальным бюджетом страны, добровольно-принудительно поддерживая часть инфраструктуры городов и регионов, от больниц до детских садиков и лагерей». В условиях кризиса компании больше не могут выполнять функции государства, уверена Черток.
Мария и ее коллеги на днях подготовили для российских благотворительных организаций «антикризисный план» — как выжить без былой поддержки корпоративных попечителей. Один из главных его пунктов — развитие новых форм фандрайзинга, то есть сбора пожертвований. CAF предлагает делать ставку на средний класс. В его документе говорится: «При резком снижении финансовых возможностей бизнеса привлечение индивидуальных пожертвований может стать спасением. В долгосрочной перспективе те организации, которые научатся это делать, обретут большую финансовую независимость и устойчивость».
Задача, однако, не из простых, признают эксперты. В США до 90% пожертвований приходятся на частных лиц. По данным Independent Sector (форум лидеров благотворительности США), каждая американская семья жертвует в среднем 3,2% своего годового дохода. В России люди с деньгами расстаются не так охотно. В первую очередь потому, что люди толком и не знают, кому и как помогать. В 2008 году только 24% опрошенных социологами из Высшей школы экономики и фонда «Общественное мнение» слышали об акциях по сбору денег и вещей для нуждающихся. Кроме того, по данным социологов, в России просто не доверяют тем, кто собирает средства на благие проекты. По данным опроса группы «Циркон», 60% опрошенных если уж и дают деньги, то предпочитают делать это без посредников — на улице и в общественном транспорте. В целом же принято считать, что помогать детям, старикам и инвалидам — это дело государства.

ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

В этом году тех, кому требуется помощь, станет намного больше, прогнозируют эксперты. Светлана Розанова, директор благотворительного фонда «Детские домики», ожидает, что уже к лету число воспитанников в детских домах возрастет в разы. Многие останутся без работы, начнут пить, и их лишат родительских прав. Некоторые из-за материальных проблем не смогут сами заботиться о своих детях. На ночлежки нет денег, бомжи и бродяги вернутся в подъезды и на помойки. Их будет все больше и больше. На улицы выгонят собак, потому что содержать их станет не по карману, закроются приюты для бездомных животных, прекратится принудительная стерилизация городских стай.
Хуже всего придется инвалидам, престарелым и тяжело больным детям, уверена Розанова: детские дома поддерживает государство, да и проблемы бомжей и бездомных животных слишком очевидны, чтобы не обращать на них внимания. А вот тем, кто не на виду и заперт в больницах, и в «жирные» годы часто отказывали в помощи: во-первых, из-за брезгливости, во-вторых, результаты помощи таким людям видны не сразу. «В кризис эти люди окажутся в совсем бедственном положении», — опасается она.
Ольга Иорданская — старшая медсестра в частном приюте для престарелых. Сюда берут только самых безнадежных стариков — тех, кто не может двигаться и сам себя обслуживать, и тех, от кого отказались дети и родственники. Небольшой, всего на 12 постояльцев, но уютный и вполне комфортабельный приют расположен в двух трехкомнатных квартирах.
Домашняя обстановка, разноцветные декоративные подушки и лоскутные одеяла, красивые занавески на окнах, ухоженные цветы на подоконниках, полки с книгами. На кухне, абсолютно домашней на вид, в вазе фрукты и конфеты, на плите варится морс из замороженных ягод, которые одна из сестер каждое лето собирает на даче. В каждой комнате телевизор и музыкальный центр. Все это на деньги двух спонсоров, которые несколько лет полностью обеспечивали приют.
При входе Ольга просит корреспондента Newsweek шепотом: «Пожалуйста, не разговаривайте с нашими подопечными слишком много о кризисе. Они начнут нервничать — многие уже волнуются, что окажутся на улице или их отправят в государственный дом престарелых». Сами сестры уже тоже боятся остаться без работы. В конце прошлого года сестер предупредили, что спонсоры приюта не могут больше помогать в полной мере. «Перед самым Новым годом нам сказали, что, возможно, не выплатят зарплату за декабрь, будут сокращать персонал, — вздыхает Иорданская. — А кого сокращать? У нас и так одна сестра обслуживает шесть стариков и выполняет все хозяйственные работы».
Пока сестры пытаются экономить, но с трудом понимают на чем. На еду обычно тратили 30 000 рублей в месяц. Сейчас расходы на питание сократили. Старики этого не замечают, потому что повар умеет готовить вкусно и из недорогих продуктов. На лекарства уходило около 20 000 рублей в месяц. На них сэкономить и не получится: у многих пациентов возрастные проблемы с психикой, бывают галлюцинации, повышенная тревожность. Если это не корректировать с помощью медицинских препаратов, жизнь в приюте превратится в ад. Кроме того, старикам нужны регулярные консультации психиатра, а его услуги с этого года существенно подорожали. «Можно, конечно, отказаться от памперсов и пользоваться пеленками, — рассказывает Иорданская. — Но тогда у нас в несколько раз увеличатся объемы стирки. А рабочих рук и так не хватает».
На объявление помочь приюту, которое разместила на своем сайте благотворительная организация «Милосердие», откликнулись очень многие. Пенсионеры, студенты, мелкие предприниматели и менеджеры помогли кто чем смог. «Приносили продукты, покупали лекарства, пришли какие-то люди и привезли нам телевизор и видеомагнитофон, — говорит Ольга. — Некоторые приносили деньги». Это помогло решить многие проблемы, по крайней мере, временно.

ЧАСТНОЕ ДЕЛО

Николай Слабжанин, директор благотворительного фонда SOS, уверен, что именно такие акции помогут пережить сложные времена. «В нашей стране приблизительно 40 млн трудоспособного населения, — говорит он. — Если каждый даст по 10 рублей в год, получится огромная сумма». Для этого идею благотворительности необходимо пропагандировать, уверен он: доносить до людей, что их 10 рублей могут спасти больного ребенка или бездомного человека.
Коллеги Слабжанина поддерживают, но на пропаганду теперь денег тоже нет. Единственная надежда — дождаться помощи от государства: недавно в Общественной палате и Благотворительном совете Москвы тоже говорили о том, как лучше спровоцировать на благие поступки простых людей. Пока ответа не нашли, но обещали подумать.
В России уже есть несколько благотворительных организаций, которые собирают значительные суммы, работая именно с «частниками». Их рецепт прост: уважаемая публичная персона как лицо фонда, подробная отчетность о сборах и тратах, необычные акции, удобные способы сбора денег, хороший интернет-сайт. Фонду «Подари жизнь», помогающему детям с онкологическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями, именно так в прошлом году удалось собрать 170 млн рублей — 57% этой суммы поступило от частных лиц, остальное — от компаний. Это в два раза больше, чем в 2007-м. В январе 2009-го — как правило, не самом доходном месяце — пожертвования составили 17 млн рублей. Если предположить, что обороты не сбавят, то годовой объем может превысить сборы рекордного 2008-го.
Лица организации — актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун. Детальный отчет о расходах фонда есть на сайте: 51 330 рублей — на работу психологической службы, 210 000 рублей — для девятилетнего Ромы Сутормина из Королева с диагнозом «опухоль ствола головного мозга» и т. д. Стать донором — так называют всех жертвователей — можно, не выходя из дома: фонд принимает деньги через банковские онлайн-переводы, системы электронных платежей и даже sms.
В декабре фонд «Подари жизнь» совместно со Сбербанком выпустили первую в России благотворительную банковскую карту. Ее владелец автоматически переводит в фонд 0,3% от стоимости покупок, сделанных по карте. Сбербанк добавляет к этим деньгам столько же своих и еще отдает в фонд половину дохода от обслуживания этих карт. Таким образом, к примеру, 50 000 человек при средней сумме покупок по банковской карте 2500 рублей в месяц за год смогут собрать 34 млн рублей на лечение детей. Только за декабрь карты приобрели 1136 человек.
«Частные лица нам всегда помогали и нынче помогают больше, чем компании, — рассказывает исполнительный директор фонда Григорий Мазманянц. — А теперь перечисления от компаний стали еще меньше, чем в 2008 году». Сейчас фирмы вместо денег часто предлагают товары и продукты: банки кофе, коробки чая, недавно подвезли «Газель» с гигиеническими прокладками. «Мы им за это очень благодарны, — говорит Мазманянц. — Но лекарства, которые производятся за границей, а потому дорожают, на прокладки не купишь». Средняя сумма пожертвований от частных лиц в фонде «Подари жизнь» составляет 3500 рублей. Иногда переводят по 50 рублей; на прошлой неделе поступило анонимное пожертвование в 1 млн рублей — такое, кстати, случается регулярно.
У Екатерины Слесарь, 27-летнего фотографа из Москвы, двое малолетних детей. Тем не менее они с мужем в конце января пожертвовали 15 000 рублей на покупку деревянных кроватей для палаты детей-отказников больницы подмосковного Ступино. Объявление о сборе денег девушка увидела на сайте otkazniki.ru. В сообщении говорилось, что груднички спят на железных кроватках и поэтому все в синяках. Екатерина и раньше уже помогала детям-сиротам — покупала памперсы, кремы и шампуни. В этот раз решила помочь деньгами. «На государство особенно рассчитывать не стоит, на бизнес в нынешних условиях тоже, — говорит девушка. — Нам несложно чуть ограничить себя в чем-то, чтобы помочь. В трудные времена потребность в милосердии возрастает особенно». Екатерина будет переводить деньги и дальше — по возможности. «Кто им поможет, если не мы?» — говорит она.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Благотворительные акции, которые запланированы на ближайшие месяцы
15–22 февраля, Рязань
Первая городская акция «Сухая попа» по сбору одноразовых подгузников для 150 воспитанников Рязанского дома ребенка и для детей-отказников, которые находятся в больницах города. В пунктах сбора волонтеры будут принимать подгузники и средства по уходу за детьми: крем, шампунь, присыпку, мыло, влажные салфетки. Организатор – инициативная группа «Поможем вместе». Аналогичные акции регулярно проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Мурманске и Уфе.
19–20 февраля, Екатеринбург
Акция «В семье без мамы главный – папа». Сбор спортинвентаря, игрушек и строительных инструментов в помощь отцам-одиночкам и их детям. Организатор – Центр социальной помощи семье и детям «Каравелла».
20 февраля, Москва
Благотворительный живой концерт в пользу Фонда поддержки обреченных больных и бездомных «Справедливая помощь», который возглавляет доктор Лиза (Елизавета Глинка). В ДК Горбунова выступят Земфира, Вячеслав Бутусов с «Ю-Питером», Ирина Богушевская, Пелагея, Светлана Сурганова со своим «Оркестром», Елена Погребижская, Billy`s Band Билли Новика и коллектив Петра Налича.
21 февраля–1 марта, Москва
На выставке «Мы живем на этой Земле» будут представлены фотографии, сделанные детьми с онкологическими заболеваниями и волонтерами, которые с ними работают. В рамках выставки пройдет благотворительный аукцион. Организаторы – фонд «Подари жизнь» и галерея FotoLoft на Винзаводе.
23 февраля, Москва
Благотворительный концерт в память патриарха Алексия II «Музыка. Вера. Милосердие». Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнит 8-ю симфонию Бетховена и 5-ю симфонию Чайковского в Большом зале Московской консерватории. Средства, собранные от продажи билетов, и добровольные пожертвования пойдут на поддержку двух православных детских домов, богадельни, патронажной службы и покупку автобуса для спасения бездомных.
До 8 марта, Санкт-Петербург
В Фонде помощи онкологическим больным «АдВита» продаются открытки к 8 марта, нарисованные подопечными фонда, с которыми на добровольной основе рисованием занимаются профессиональные художники-аниматоры. Необходимы волонтеры на дежурство в выходные для продажи открыток. Стоимость рисунков – 10 и 20 рублей. Процедуру оформления благотворительных пожертвований больным детям в обмен на открытки необходимо уточнить в фонде.
28 марта, Москва
Пасхальный благотворительный базар в Культурно-просветительском центре во имя святителя Иоанна Златоуста. Организатор – ЖЖ-сообщество charity_stitch.
Желающим принять участие необходимо что-то сделать своими руками – игрушку, подушку, подвеску для мобильного, открытку, закладку, варежки, прихватки, подсвечники, украшения и др., – назначить цену своего лота, вывесить его фотографии в ЖЖ-сообществе или переслать организаторам и принести изделие на базар или передать на продажу через организаторов. Средства от продажи передаются родителям тяжело больных детей, как правило, пациентов РДКБ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *