Бороться с национализмом, ксенофобией и религиозной рознью под знаменами «Единой России» согласились более полутысячи общественных организаций из разных регионов. Новгородская область обеспечила тринадцать участников: тут и Всероссийское добровольное общество автолюбителей, и Центр профилактики наркомании, и некоммерческое партнерство «Губернское кредитное содружество», и Облпотребсоюз. Даже слепые поставили подпись. Это нетрудно, к тому же единороссы слепым помогают. «В прошлом году на 80-летие нашей организации на каждого члена партия выдала по 200 рублей»,—не видит ничего плохого в таком сотрудничестве глава областного отделения Всероссийского общества слепых Николай Голованов. А если бы с «Родиной» были партнерские отношения, добавляет он, то и ее бы пакты подписывали.


Кампания в прошлый понедельник увенчалась торжественным подписанием Антифашистского пакта—то есть соглашением о противодействии этому самому национализму, ксенофобии и религиозной розни. Из крупных партий в мемориальном комплексе на Поклонной горе в Москве отсутствовали «Яблоко», «Родина» и КПРФ. Они заявили, что эта бессмысленная акция, тем более что среди подписантов оказался бессменный вождь ЛДПР Владимир Жириновский, который, как известно, только «за русских и за бедных». Член президиума генсовета «Единой России» Андрей Исаев объяснил парадокс тем, что Жириновский, хоть и много выступает, в отличие от коммунистов и членов «Родины» не подписывал антисемитских писем. Тем осталось только отшучиваться—лидер «Родины» Дмитрий Рогозин называл соглашение «Пактом Исаева–Риббентропа». А у «Единой России» антифашистская риторика, видимо, надолго: народу нравится.


Угроза фашизма—одна из главных тем прошлого года. Убийство перуанского студента в Воронеже, Правый марш в Москве и нападение на синагогу на Большой Бронной многих напугали. Традиционно это было поле правозащитников—у демократов руки доходили от случая к случаю, единороссы никакой позиции не имели, а исполнительная власть норовила списать все на бытовое хулиганство. Знамя борьбы с национализмом из рук общественников выпало в этом году после шпионского «скандала с камнем». Кто знает эти неправительственные организации, внушали населению, вдруг они и с антисемитами борются, чтобы подорвать режим Владимира Путина по заказу западных спецслужб.


Партия власти перехватила тему оперативно. Пока даже никаких механизмов борьбы не придумали—в пакете просто содержится указание не сотрудничать «с теми, кто проповедует националистическую идеологию». ЛДПР и «Патриоты России» под этим призывом подписались одними из первых. Поддержку, как и положено, обеспечил президент. На ежегодной коллегии МВД 17 февраля попенял милиционерам за то, что «недооценили опасность» ксенофобии, а членов Общественной палаты месяцем раньше предупредил, что «любые призывы к ненависти и нетерпимости должны становиться для их авторов концом общественной, а значит, и политической карьеры».


С лидером «Родины», эксплуатирующей «русскую идею», так и может получиться. В этой нише работает Жириновский—это у него «гослицензия» на аккуратную работу с ксенофобскими чувствами избирателей, говорит руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. Рогозин за грубое вторжение на чужую территорию уже поплатился. Партию последовательно сняли с выборов в Москве, Оренбургской, Нижегородской и Калининградской областях, а три депутата из ее думской фракции сбежали в «Единую Россию».


Еще сбежал пиарщик Николай Новичков и начал публиковать на бывшего работодателя компромат с зажигательными заголовками («Перед политсоветом Рогозин принимал ЛСД?»). В «Известиях» вышла его статья «“Родине” нужна мать» о том, что Рогозина хотят заменить на женщину, депутата Наталию Нарочницкую. По мнению Орешкина, в том числе на уничтожение «Родины» направлен и Антифашистский пакт—очень уж легко растет рейтинг рогозинской партии на ксенофобских лозунгах.


Сам Рогозин подтверждает, что идею поставить вместо него Нарочницкую обсуждали в Кремле, но депутат оказалась «женщиной с принципами», поэтому «посчитали, что это не тот вариант, который их может устроить». А самому Рогозину «поставили условие»: если останется во главе партии, ее закроют «под любым предлогом». Не закроют, но на съезде в марте она может быть распущена, поправляет источник в администрации президента, в том случае, если замену подыскать не удастся.


Кандидатов, по словам Рогозина, пять. Орешкин считает, что среди них может быть и бывший соратник Рогозина Сергей Бабурин, расколовший в прошлом году фракцию «Родины» в Госдуме. Бабурин, правда, говорит, что никто с ним никаких переговоров на этот счет не вел.


Но «Родина»—это на поверхности. У антифашистской идеи потенциал не меньше, чем у националистической—как выяснил недавно ВЦИОМ, ее поддерживает 79% граждан. Это не значит, что накануне церемонии на Поклонной горе те, кому противны мигранты, сдали позиции и дружно полюбили кавказцев. Просто только 41% граждан относят к фашистам исповедующих ненависть к людям иной национальности. Для остальных фашизм—это Гитлер и свастики, которые воспринимаются как абсолютное зло, объясняет директор ВЦИОМ Валерий Федоров, и «Единая Россия» названием своего пакта вводит людей в заблуждение.


«Я не понимаю в формулировках, мне 67. Я помню [Великую Отечественную] войну и голод. Как после этого не подписать?»—подтверждает руководитель новгородского общества автолюбителей Сергей Бушманов. В Великом Новгороде подписание акта вообще прошло гладко. Обзвонили Облпотребсоюз, Центр профилактики наркомании, общество автолюбителей и общество слепых, чьи руководители входят в совет сторонников «Единой России», попросили подъехать. «Инвалиды по зрению сидят дома и слушают радио. Мы привыкли всей информации верить, поэтому и подписали, что фашизм не пройдет—как раньше в СССР за мир все время подписывали»,—объясняет глава общества слепых Голованов.


Даже в СПС решили, что проще подписаться под инициативой идеологических противников, чем объяснять потом, почему они не против фашистов. Поставив свой автограф, лидер партии Никита Белых думал, что от него отстанут, и очень расстроился, когда его пригласили на Поклонную гору. Прямо во время церемонии он заявил, что это спектакль. «Мы подписали его [пакт] в январе. Торжественное подписание после того, как пакт уже подписан,—это особый цинизм. Поэтому я в своем выступлении сказал, что фашизм—это еще и то, что в стране [нагнетается] шпиономания и в мирное время гибнут солдаты»,—ругается лидер правых. «А как же иначе? Нам нужно было продемонстрировать наше единение всем организациям фашистского и националистического толка»,—отвечает на это секретарь президиума генсовета «Единой России» Вячеслав Володин.


А бизнесменам, ассоциации которых тоже фигурируют в единороссовском списке борцов с ксенофобией, так просто «спокойней работать», добавляет глава новгородского «Губернского кредитного содружества» Валерий Баишев.


Не прошло и недели, как появились и наглядные результаты борьбы: в Волгограде закрыли газету «Городские вести», а в Уфе против Володина устроили митинг. Газета провинилась тем, что репортаж о местном подписании пакта с заголовком «Расистам не место во власти» сопроводила иллюстрацией—карикатурой на Христа, Моисея, Будду и Мухаммеда, чем сразу прославилась на всю страну. Единороссы усмотрели тут разжигание розни против всех религий сразу и добились закрытия издания.


Володин же в интервью «Известиям» упомянул о Союзе башкирской молодежи и национальном центре «Урал». «Поставил в один ряд с ваххабитами. Разве можно сравнивать? Ваххабиты ведут вооруженную борьбу. И раньше у нас не было никаких экстремистских выходок»,—обиделся один из основателей «Урала», декан истфака Башкирского университета Марат Кульшарипов, который ходил на митинг. Теперь башкиры попытаются наказать Володина—через суд или по партийной линии.


Володину непонятно, чего они так волнуются. «Мои коллеги разберутся и дадут полную информацию о том, что же там встревожило представителей общественных организаций, которые в статье были обозначены как организации, в недавнем прошлом занимавшие крайние позиции. Если у них сегодня этой позиции нет, то это хорошо»,—говорит он.


Может, партийцы еще сами не до конца разобрались, что надо, а чего не надо делать—не обжились, так сказать, на новой платформе. Ведь в их пакте многое «созвучно» идеям молодежного «антифашистского» движения «Наши», скромно замечает его лидер Василий Якеменко. Одна из формулировок—«Борьба с фашизмом—это составная часть борьбы за целостность и суверенитет страны»—вообще дословно повторяет то, чему он учит своих подопечных. А замглавы президентской администрации Владислав Сурков—своих, тех же единороссов, например. «Все знают о веймарских ротозеях, которые допустили к власти Гитлера. Демократическим способом. Предлагаю рот не разевать и не зевать. И не дать сторонникам олигархии разрушить демократию с помощью демократических процедур. То же касается и поклонников национал-диктатуры»,—увещевал он партийцев на курсах подготовки кадров в начале февраля. И поставил им задачу: «Не просто победить в 2007 году, а думать о том и делать все, чтобы обеспечить доминирование партии в течение минимум 10–15 предстоящих лет».


Политолог Орешкин допускает, что в таком ключе Антифашистский пакт можно будет использовать до самых выборов в Госдуму—предложить выбирать между «Единой Россией» и теми темными силами, которых будут обвинять в экстремизме. «Теперь понятно, почему они так яростно разгоняли наш антифашистский пикет в ноябре. Потому что готовили себя к роли главных борцов с фашизмом»,—смеется правозащитник Олег Орлов. С точки зрения Алексея Чадаева, чья книга «Путин. Его идеология» рекомендована единороссам для партийной учебы, это называется «нормальное политическое позиционирование в качестве центра политики».


 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *