Александр Железняк

Образование: Московская государственная юридическая академия (1988 г.), Финансовая академия при Правительстве РФ, специальность «Банковское дело» (1995 г.). В 2003 г. защитил кандидатскую диссертацию, кандидат экономических наук. В 2007 г. защитил докторскую диссертацию, доктор экономических наук

Профессиональный опыт:

1988-1991 — Московская коллегия адвокатов, адвокат

1991-1993 — внешнеэкономический центр «Пробизнес», партнер

С 1993 — председатель правления ОАО «АКБ «Пробизнесбанк»

Семейное положение: женат, двое детей

Хобби: автомобили, горные лыжи

Александр Железняк признается, что ему очень нравилась работа адвоката и он даже не помышлял о другой профессии. Продолжая семейную традицию, поступил на юридический факультет, но после смерти родителей перевелся на вечернее отделение и пошел работать — сначала обычным юристом, потом сформировалась практика в суде. Но вот в 1990 г. к Железняку обращается друг детства Сергей Леонтьев с просьбой стать партнером во внешнеэкономическом центре «Пробизнес», который он организовал за год до этого.

Компания занималась консалтингом в области ВЭД, но основным ее заработком была посредническая деятельность: продавали запчасти для автомобилей, промышленное оборудование и многое другое. На тот момент Сергей Леонтьев принял решение выйти на качественно иной уровень, создав собственный банк. Именно для этого он и пригласил в партнеры Александра Железняка.
Первыми клиентами Пробизнесбанка стали промышленные предприятия, с которыми Сергей Леонтьев ранее сотрудничал в рамках посреднической деятельности. Это были Кременчугский колесный завод, АЗЛК и ряд оборонных структур. В самом начале Пробизнесбанк оказывал только консультационные услуги и помогал с оформлением счетов, кредитов он не выдавал, так как собственных средств у него попросту не имелось. Кредиты появились потом, когда Пробизнесбанк постепенно встал на ноги. «Весь путь до момента, когда мы смогли себе позволить выйти на рынок слияний и поглощений, купив второй банк, занял у нас десять лет. Все это время занимались формированием команды, набирались опыта и увеличивали капитал кредитной организации», — рассказывает Александр Железняк.

В 2003 г. на базе Пробизнесбанка была создана финансовая группа «Лайф», сейчас объединяющая несколько самостоятельных коммерческих банков и компаний. Но начиналось все с покупки в том же году 94,5% акций екатеринбургского ВУЗ-банка. В 2004 г. в группу вошло ЗАО «АКБ «Экспресс-Волга», в 2006 г. — Ивановский областной банк (в группе — Национальный банк сбережений). «Впоследствии, уже в период кризиса 2008 г., нам удалось приобрести в рамках санации калужский Газэнергобанк и екатеринбургский «Банк24.ру», находившиеся на грани банкротства, — вспоминает Александр Железняк. — Государство выделило нам на санацию 7,5 млрд руб., их мы должны были вернуть через восемь лет, но вернули уже через год. Банки вышли на устойчивую прибыль». Уже после кризиса в группу вошел Инвестиционный городской банк (впоследствии — КБ «Пойдем!»).

Идеологическая обработка

«Организации, в капитал которых мы входили, обязательно имели сильную управленческую команду и хорошую репутацию на рынке, — поясняет Александр Железняк. — Постепенно приходило понимание того, что в работе банка, как и в адвокатуре, ставку можно и нужно делать на человека — сотрудника, клиента. Тогда это звучало весьма революционно, а сейчас во многих компаниях стало нормой жизни».

Помимо импорта технологий, по словам Железняка, вновь приобретенный банк подвергался «идеологической» обработке: адаптации главного «нематериального актива» к системе ценностей, основанной на честности, открытости, больших правах, большой ответственности и непрерывном обучении чему-то новому. Удивительно от банкира, который должен ориентироваться только на цифры и ссылаться на соотношение рисков и прибыли, слышать о «человечности» и честности. «Это странно только тогда, когда мы живем по принципу «бизнес — ничего личного», — доказывает Александр Железняк. — У нас как раз много личного — и в работе сотрудников, и в отношениях с клиентами. При этом группа «Лайф» — серьезное прибыльное предприятие, дающее рабочие места более чем 13 000 сотрудникам по всей стране». И после выразительной, практически адвокатской паузы заключает: «Главная идея в том, что к работе с людьми мы подходим системно: принимаем на работу только тех, кто подходит нам по духу и образу мыслей, в общении между собой стараемся соблюдать установленную систему ценностей, а к каждому клиенту относимся не как представитель банка, а скорее как финансовый консультант, партнер и друг. Вкупе с передовыми банковскими технологиями этот подход позволяет нам успешно развивать бизнес в «человеческом русле».

Практически с момента образования группы «Пробизнесбанк» его «дочки» стали отказываться от кредитных комитетов. Во-первых, из-за
желания ускорить процесс выдачи средств, во-вторых, потому, что если решение принимается голосованием, то в конечном итоге не совсем понятно, с кого спрашивать. После внедрения системы делегирования полномочий вся тяжесть ответственности за принятие кредитного решения ложилась на плечи специально обученных менеджеров, наделенных лимитом выдачи на определенную сумму.

Ощущение счастья

«Моя первая самостоятельная сделка была невероятно волнующей, несмотря на то, что банк давал в мое распоряжение массу инструментов по оценке рисков, — рассказывает Наталия Макарова, управляющая одним из отделений Пробизнесбанка. — Немного отлегло только после десятого погашенного моим клиентом кредита».

На вопрос: «Действительно ли у вас работают только уникальные, кристально честные люди, которые не совершают ошибок?», Железняк, улыбаясь, отвечает: «Да нет, просто мы сотрудничаем с теми, кому для ощущения счастья необходим предпринимательский дух, то есть большие права, взамен они вкладывают в работу максимум внимания и настроены на безупречное применение процедур работы с заемщиком — от качественной оценки рисков до искреннего приветливого отношения. Ошибки, конечно, возможны, но, во-первых, они застрахованы, во-вторых, для каждого менеджера цена ошибки довольно высока, и они стремятся избегать опрометчивых решений».

Постепенно «необычные» сотрудники формировали нестандартные отношения с клиентами. «Звучит вразрез со сложившимися стереотипами, но в сложный период кризиса 2008 г. мы ощущали не то что давление, а, напротив, поддержку со стороны банка, — говорит генеральный директор компании «Авилон» Андрей Павлович, один из давних клиентов Пробизнесбанка. — Я видел, как работает Пробизнесбанк не только со мной, но и с другими клиентами. Такое отношение было ко всем».

Обратная сторона медали — серьезные сложности с поиском подходящих людей. «Нам приходится уделять колоссальное внимание поиску, адаптации и постоянному развитию персонала, — поясняет Железняк. — Особенно обидно за небольшие города: часто там просто нет людей, готовых без дополнительного тренинга работать с нами. Приходится сначала вкладываться в личностный рост, зато потом эти менеджеры зачастую становятся максимально лояльны к компании, и соответственно у них самые лояльные клиенты».

Банкинг по-аглицки

Сотрудники группы «Лайф» живут в компании с «прозападным» стилем управления и корпоративной культурой. «Практически все наши искания происходили с подачи Сергея (Леонтьева. — Прим. «Ко»), — рассказывает Александр Железняк. — Он постоянно что-то изучает, анализирует и смотрит только вперед».

Еще в 2008 г. группа стала одной из первых российских компаний, вошедших в Зал славы всемирно известной Сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard Hall of Fame) за успешное внедрение BSC как инструмента донесения стратегии до каждого сотрудника компании.

Сегодня в «Лайф» реализуют еще один «зарубежный» проект — управление лояльностью совместно с американской компанией Satmetrix. В рамках проекта ежемесячно опрашивается совершенно независимая выборка клиентов, на базе их ответов выявляется уровень лояльности (NetPromoterScore, NPS) — процент тех, кто готов или не готов рекомендовать банк своим друзьям. «Управление лояльностью — мой самый любимый внутригрупповой проект, — отмечает Александр Железняк. — Благодаря ему постоянно ощущаешь себя в тонусе. Особенно ценно анализировать комментарии, обратную связь от клиентов, без их оценки неправильно было бы называть наш бизнес клиентоориентированным. Плюс мы все понимаем, что выстроенные отношения с лояльным клиентом — это долгосрочная, стратегическая прибыль».

Эти идеи основатели финансовой группы «Лайф» решили нести в массы. В сентябре вышла книга «Искренняя лояльность. Ключ к завоеванию клиентов на всю жизнь», авторы — Фред Райхельд, известный американский исследователь маркетинга лояльности, и Роб Марки, создатель материалов на тему лояльности в Гарварде. Предисловие написал Сергей Леонтьев, а научным редактором перевода выступила Ирина Чичмели, начальник управления маркетинга Пробизнесбанка. «Я думаю, нам удается перейти к системному видению работы с лояльностью, — говорит Железняк. — Об этом подробно можно почитать в книге. Мне особенно нравится акцент на взаимосвязи лояльности сотрудников и лояльности клиентов».

Бизнес как жизнь

Рассказывая о группе, в которой он работает с самого основания, Александр Железняк отмечает, что для него это уже не бизнес, а стиль жизни. Он не мыслит себя вне группы, хотя очень жалеет о том, что оставил адвокатскую карьеру. На вопрос о том, не хотел бы он параллельно открыть адвокатскую контору, Железняк говорит, что неоднократно задумывался об этом, но работа в финансовой сфере занимает все свободное время. «Нельзя разорваться, нужно отдать все силы тому делу, которым занимаешься, иначе результата не будет», — полагает предприниматель.

Александр Железняк подчеркивает, что благодаря упорной работе ФГ «Лайф» стала одной из крупнейших финансовых организаций страны. «Уже давно бизнес для меня — это явно не способ заработать, это моя жизнь. А в жизни так: были бы отношения, и деньги подтянутся. Уверен, что подобную позицию разделяют все наши партнеры», — говорит бизнесмен. Задаем этот вопрос Андрею Павловичу из «Авилона», на что тот отвечает: «Александр Дмитриевич — это человек, который живет своим бизнесом, живет своей работой, своим коллективом, своими сотрудниками. Он 24 часа на связи, в онлайне, в советах директоров, на встречах с клиентами. Очень важный фактор, когда на уровне быстрого взаимодействия с руководителем группы можно достигнуть оперативной договоренности». Действительно, беседу с главой Пробизнесбанка то и дело прерывали звонки клиентов. «Ну и что? Если клиенту удобно считать меня своим персональным менеджером, я готов ответить на его запрос. Для нашей внутренней культуры в этом нет ничего необычного. Мы живем жизненными интересами своих сотрудников и клиентов в организации с соответствующим названием. И мне кажется, что эта идея наполняет смыслом каждый прожитый день», — резюмирует Александр Железняк.

Александр Железняк, Председатель правления ОАО «АКБ «Пробизнесбанк»:

«Я со своим другом и партнером, президентом группы «Лайф» Сергеем Леонтьевым, вместе уже сорок лет, мы десять лет сидели в школе за одной партой. Говорят, что друзьям сложно работать в бизнесе совместно. Но за двадцать лет существования Пробизнесбанка мы ни разу даже не поссорились. Да, были разногласия, но все они решались в рабочем порядке. У меня рано умерли родители, а его родители постоянно жили за рубежом. Живя одни, мы стали фактически как братья. Но после школы судьба нас развела: я потомственный адвокат и всегда мечтал заниматься адвокатской практикой. Для меня другой работы в жизни тогда не существовало, я видел себя только в качестве адвоката. Мне нравилось защищать людей. Сергей Леонтьев — он из семьи дипломатов и пошел учиться в МГИМО. Но работа дипломата оказалась ему не по душе, не хотел уезжать из тогда еще Советского Союза и жаловался, что работа в посольстве для него скучна. В 1989 г. Сергей решил попробовать себя на предпринимательской стезе, организовав внешнеэкономический центр «Пробизнес». Он занимался консультированием внешнеторговых компаний».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *