Два российских управляющих американского инвестиционного фонда TPG Aurora заявили о возможности инвестировать $200 млн в два российских телеканала. В первую очередь финансистов интересует частота бывшего ТВ-6. Реалистичность этих громких намерений, впрочем, пока не доказана.

Два российских управляющих американского инвестиционного фонда TPG Aurora заявили о возможности инвестировать $200 млн в два российских телеканала. В первую очередь финансистов интересует частота бывшего ТВ-6. Реалистичность этих громких намерений, впрочем, пока не доказана.

 

У Бориса Карлова и Макса Щербакова весьма специфическая репутация. К примеру, некоторые финансисты, знающие Карлова со времен совместной учебы в МГИМО, до сих пор избегают встреч с ним. Другие однокашники вспоминают, как Карлов во время учебы брал у них небольшие суммы взаймы и не возвращал долги.  

В конце прошлого года двух менеджеров узнали не только в узком кругу финансистов. Карлов и Щербаков заявили о желании вложиться в телекомпанию, которая будет вещать на «шестой кнопке». Причем независимо от того, кто продолжит вещание. В декабре менеджеры вели переговоры с Борисом Березовским, в январе планировали вступить в контакт с командой Евгения Киселева (звучала сумма в $140 млн). Теперь 35-летний Карлов и 37-летний Щербаков ждут, когда объявится реальный претендент на «шестую кнопку», чтобы предложить ему сотрудничество. Параллельно они декларируют интерес и к телекомпании НТВ.

Инвестирование в телевизионный бизнес для руководителей TPG Aurora не в новинку. Именно они в 1998 году нашли деньги для MTV-Россия.

 

Финансовая канализация

Впервые Борис Карлов и Максим Щербаков встретились в Лондоне в 1993 году. Карлов тогда работал аналитиком в консалтинговой компании McKinsey, Щербаков занимал такую же должность в инвестиционном банке MorganStanley.

Выходцев из России, работающих в мировых финансовых институтах за рубежом, в те годы было крайне мало. Молодые финансовые аналитики быстро нашли общий язык.

Спустя год после знакомства они решили поучаствовать в приватизации, набирающей обороты в России. Реформа собственности по Чубайсу позволила Карлову и Щербакову заработать первоначальный капитал. Cтранно, что оба менеджера отказываются сообщать какие-либо подробности своей жизни тех лет. На каких сделках они заработали первые большие деньги и в каком статусе проворачивали эти сделки – нам доподлинно неизвестно. Недоброжелатели же рассказывают такие детали бизнеса Карлова и Щербакова, которые здесь без доказательств привести невозможно. 

Известно лишь, что в 1995 году два россиянина уже уволились из своих финансовых компаний, чтобы в дальнейшем зарабатывать деньги самостоятельно. Партнеры решили построить некую систему, «которая бы эффективно канализировала западные деньги в Россию». То есть вкладывать в российские компании средства «жадных инвесторов, желающих инвестировать в бурно развивающуюся экономику», как выражается Борис Карлов.

В конце 1995 года в Нью-Йорке компаньоны нашли группу таких инвесторов. Инвестиционный банк Pan Weber организовал фонд Russia Partners для проведения финансовых операций в России. Своим российским партнерам американцы доверили в управление $155 млн.

 

Цемент – так с музыкой

«Размеры рынка дляприложения наших усилий были настолько огромны, что толкаться плечами с конкурентами тогда, как и сейчас, не приходилось, – говорит Борис Карлов. – Так уж получилось, что я больше занимался проектами в медиа-бизнесе, а Макс производственными компаниями».

Одним из первых инвестиционных проектов в 1995 году была компания «Штерн-цемент». За $20 млн RussiaPartners приобрела 41% акций подмосковной компании. Затем Карлов и Щербаков привлекли к ее реорганизации консультантов из McKinsey. RussiaPartners до сих пор остается совладельцем «Штерн-цемента», а сама компания сейчас контролирует 30% цементного рынка европейской части России и около 70% поставок цемента в Москве, конкурируя с двумя другими крупными производителями цемента – компанией «Альфа-цемент» и швейцарской Holderbank Management.

Сеть аптек «36,6», принадлежащая компании «Время», стала еще одним крупным проектом Карлова и Щербакова. В качестве соинвестора по этому проекту партнеры, по их уверениям, привлекли структуры американского финансиста Джорджа Сороса. Первоначально компания «Время», которая находится под контролем правительства Москвы, пыталась заполучить западные инвестиции на производство лекарств, но в результате RussiaPartners вложила $15 млн только в аптечную сеть и получила за эти деньги пакет «меньше контрольного». Скажем сразу, что Карлов и Щербаков вышли из участия в этом проекте еще до открытия первой аптеки «36,6». Но об этом ниже.

В 1997 году Карлов и Щербаков вложили деньги RussiaPartners в создание телеканала MTV-Россия. Его руководитель Борис Зосимов сначала пытался построить отношения с владельцами брэнда MTV американской Viacom без третьих лиц. Но ему не хватило собственных средств.

Карлов и Щербаков предложили Зосимову решить денежный вопрос. Прорабатывались два варианта создания музыкального телеканала. Первый вариант предполагал российский продукт, второй – лицензионный брэнд. Победила вторая концепция. Контрольный пакет MTV-Россия обошелся RussiaPartners в сумму около $30 млн. И этот проект менеджеры оставили еще до начала вещания телеканала.

К концу 1997 года выделенные иностранцами средства были полностью инвестированы. На какие проекты были потрачены остальные $90 млн, Борис Карлов и Макс Щербаков не говорят. Известно только, что кроме инвестиций они не отказывались и от работы в качестве финансовых консультантов. В частности, проводили оценку активов телекомпании Ren-TV по заказу ее собственников.

В начале 1998 года они ушли из RussiaPartners, сохранив в компании определенную «долю интересов».

 

Деньги из Техаса

Покинув одну финансовую структуру, менеджеры тут же нашли нового партнера. Им стал Дэвид Бондерман, основатель американской группы инвестиционных фондов Texas Pacific Group (TPG), управляющей капиталом свыше $10 млрд. «Нам требовался финансовый институт мирового класса», – говорит о своих запросах того времени Борис Карлов.

В 1998 году TPG совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) создала инвестиционный фонд Aurora величиной $225 млн, и его возглавили бывшие управляющие RussiaPartners.

На новом месте их любовь к масс-медиа стала значительно острей. «TPG Aurora не является фондом, специализирующемся на инвестициях в медиа-бизнес, хотя мы хорошо понимаем эту отрасль», – говорит Максим Щербаков.

Как утверждают Карлов и Щербаков, они выходили с предложением о приобретении «Русской медиа-группы» (РМГ), которой принадлежат радиостанции «Русское радио», «Танго» и «Монте-Карло». Инвесторам, правда, не удалось договориться с акционерами, которые отдали предпочтение «ЛУКойлу».

И все же до прошлого года, когда TPG Aurora была приглашена Альфредом Кохом к оценке активов «Медиа-Моста» в период продажи их «Газпрому», за исключением узкого круга специалистов инвестиционного рынка о Карлове и Щербакове мало кто знал. «Мы не хотели бы быть широко известными даже сейчас», – кокетливо говорит Борис Карлов. Тем не менее интервью нашему журналу он давал по собственной инициативе.

Директора говорят, что выбор Коха компании TPG Aurora в качестве оценщика «Медиа-Моста» основывался отчасти на том, что к этому времени Карлов и Щербаков «засветились, и их хорошо знали большинство игроков рынка электронных СМИ».

В ноябре прошлого года TPG Aurora заявила об инвестиционном проекте в области телекоммуникаций. Совместно с ЕБРР фонд инвестировал $20 млн в компанию «Версател», которая в марте планирует запустить эфирно-кабельную сеть телевизионного вещания в Москве. Контрольный пакет акций компании поделили ЕБРР и TPG Aurora.

 

Игра на двух кнопках

Любовь руководителей фонда TPG Aurora к медиа-бизнесу достигла апогея в самом конце прошлого года. Тогда инвесторы сделали предложения основным акционерам ТВ-6 о приобретении их акций. «Это произошло в тот момент, когда мы поняли, что акционеры компании вошли в клинч и вряд ли договорятся между собой», – говорит Борис Карлов.

Однако ни Борис Березовский, контролировавший 75% компании, ни миноритарные акционеры, среди которых дочерняя компания «ЛУКойла» пенсионный фонд «ЛУКойл-Гарант», владевший 15% акций, ни «Московский комитет по науке и технологиям» с его 10%, не дали своего согласия на сделку.

В начале нынешнего года в некоторых СМИ появилась версия, что в качестве реального покупателя может выступать министр печати Михаил Лесин, а Карлов и Щербаков выступят в качестве посредников. Лесин опроверг это предположение. Директора TPG Aurora тоже называют эту версию «наивной». «Это было бы чревато для нас потерей репутации», – говорит Карлов.

Против политической версии говорит и то, что телебизнес в России, по мнению многих специалистов, действительно становится прибыльным.

В частности, Питер Герви, основатель американской компании StoryFirst Communications, владеющей 75% акций телеканала СТС на прошлой неделе, заявил нашему журналу, что время использования российского телевидения исключительно в политических целях заканчивается. По его словам, инвестиции в ТВ-6 могут быть вполне привлекательны. «Однако я сильно сомневаюсь, что российское правительство позволит иностранному инвестору выкупить значительный пакет акций какого-либо канала», – говорит он.

«Когда в России говорят, что телевизионный бизнес убыточный, это касается только официальной отчетности», – считает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Проспект» Александр Корчагин.

И все же в профессиональной среде финансистов остаются люди, скептически воспринявшие инициативу Карлова и Щербакова. Представитель одного из крупных инвестиционных фондов, пожелавший остаться неизвестным, говорит: «Планы TPG Aurora вложиться в ТВ-6 больше похожи на PR, нежели на бизнес».

«Нам все равно, кто будет на канале: Березовский, коллектив журналистов или кто-то еще. У нас есть деньги, мы предлагаем их взять», – говорит Борис Щербаков. По оценкам инвесторов, для того чтобы канал вошел в «первую тройку» отечественного телерынка, в него надо вложить до $100 млн.

Руководители TPG Aurora заявили также о своем интересе к телекомпании НТВ, которую, как ожидается, в ближайший месяц «Газпром» выставит на продажу. Для повышения эффективности бизнеса НТВ Борис Карлов и Макс Щербаков считают необходимым инвестировать в компанию $100 млн – $150 млн. Объем свободных денег в TPG Aurora сейчас составляет, по их словам, около $200 млн. Если это правда, денег может хватить на два канала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *