Отечественный автопром вочередной раз будут спасать за счет государственных средств. Погрязший в убытках «АвтоВАЗ», как следовало ожидать, не может вернуть многомиллиардный заем госкорпорации «Ростех» – 75 млрд руб. предприятие получило еще в 2008–2009 гг.
Почти столько же, 74 млрд руб., составил по итогам 2015 г. убыток предприятия по МФСО. В I квартале этого года убыток достиг 8,6 млрд руб – спад продаж продолжается.
Предприятие, конечно же, закрывать никто не собирается. Часть долга (21 млрд руб.) «АвтоВАЗу» попросту простят, а на остальную сумму «Ростех» готов проводить докапитализацию (сейчас она, кстати, недотягивает до 20 млрд руб.).
«Списание долга в 21 млрд руб. выглядит обычной дотацией государства, продолжением его сложившейся политики в отношении предприятия», – считает старший партнер московской коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Роман Щербинин.
Закон подобной щедрости не запрещает: любой кредитор имеет право простить долг должнику, даже не будучи его акционером. Так, корпорация, кстати, уже однажды поступала – около 24 млрд руб. долга было частично погашено, в том числе за счет конвертации в акции. В правительстве, естественно, эти планы поддержали. Согласия второго собственника предприятия, альянса Renault-Nissan, пока нет, переговоры будут идти до сентября, но идею, скорее всего, поддержат и здесь.
«Еще в феврале было заявление президента Renault-Nissan Карлоса Гона, что альянс предоставит «АвтоВАЗу» дополнительное финансирование», – напоминает аналитик компании Dominion Fx Юрий Винтер.
Спасет ли предприятие очередная денежная инъекция? Только если владельцы и руководство кардинально пересмотрят текущую бизнес-модель, уверены эксперты.
«Необходимо срочно повышать локализацию, учиться у китайцев низкому ценообразованию – в России вырос спрос на китайские автомобили», – напоминает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
«Нужно производить более качественную продукцию, увеличивать долю экспорта», – полагает доверительный управляющий компании Conomy Александр Янсон.
Впрочем, эти задачи стоят перед российским предприятием уже не первый год, однако справиться сними ему пока не удается.