Погибающий АвтоВАЗ решено поддержать деньгами. Есть шанс, что это поможет всей экономике
За день до начала войны с Грузией, 7 августа, Минэкономики обнародовало прогноз развития российского автопрома до 2020 года. Правительственные чиновники были тогда полны оптимизма: в худшем случае к 2020 году производство автомобилей вырастет в два раза, в лучшем — почти в пять. Прошло восемь месяцев, и министр промышленности Виктор Христенко признался: в этом году производство в автопроме может сократиться на 60%, и от гибели автомобильную отрасль может спасти только немедленное вмешательство государства.
Правительство давно уже отказалось давать деньги бизнесу — их слишком мало. Но для АвтоВАЗа сделали исключение, и помощь пришла. В прошлый понедельник премьер Владимир Путин приехал на АвтоВАЗ не с пустыми руками. Он привез 25 млрд рублей от правительства и еще 8 млрд рублей от госбанков. Примерно миллиард долларов. И это без учета мер, прописанных в антикризисной программе правительства: повышение пошлин на иномарки, льготные кредиты на покупку отечественных авто, масштабные госзакупки.
Источники в правительстве уверяют, что поддерживают автопром не из страха бунтов на конкретных автозаводах, а по чисто экономическим причинам. Вклад автопрома в общий промышленный спад в стране — примерно треть. Логика у министров такая: вытянем эту отрасль — за ней по производственной цепочке поднимутся и другие.
В АвтоВАЗе еще при бывшем легендарном директоре Владимире Каданникове сформулировали: 100 000 сотрудников АвтоВАЗа — это 2 млн рабочих мест на других предприятиях по всей стране. Во время прошлого кризиса в 1998 году этот довод сработал: Каданникову удалось добиться от правительства Евгения Примакова списания долгов по налогам, не заплаченным в 90-х. Теперь повторяется то же самое — АвтоВАЗ спасают, с той разницей, что говорят о подъеме промпроизводства, а не о борьбе с безработицей.
НУ ЧТО, БАНКРОТИМ?
Социальную проблему на АвтоВАЗе уже решили, говорят в Белом доме: деньги есть и, кому положено, все получат пособие по безработице — около 5000 рублей в месяц. Не так уж мало. Работающий на ВАЗе слесарь Дмитрий до кризиса получал около 10 000 в месяц, а теперь за ту же работу — 6500 рублей. Чтобы прокормить жену и ребенка, он целый день пропадает на двух работах. С утра на завод, вечером — грузчиком в магазин. Если жить на пособие, подрабатывать запрещено, но вряд ли за этим будут строго следить.
Вообще-то есть разные мнения, что делать с российским автопромом. Многие говорят — как можно скорее хоронить или хотя бы продать, потому что иначе у него нет будущего. «Я бы АвтоВАЗ продал за один доллар, — советует топ-менеджер крупной корпорации, — с условием, что там будут делать автомобили».
Правительство тоже дает понять, что не чурается жестких мер. Дело другого утопающего — принадлежащего Олегу Дерипаске Горьковского автозавода — слушалось на заседании антикризисной комиссии у первого вице-премьера Игоря Шувалова еще в начале февраля. ГАЗу отчетливо светил дефолт по облигациям. «Ну что, банкротим?» — якобы с этой фразы начал вице-премьер дискуссию. В итоге решили, что банкротить рано и ГАЗ еще можно спасти. Как спасать ГАЗ, обсуждают уже почти два месяца. Следующее заседание по ГАЗу — на этой неделе, и, по данным Newsweek, прямой помощи из бюджета завод все равно не получит, а получит от правительства на 4 млрд рублей гарантий. То есть сможет взять кредит, а если что, за него эту сумму вернет государство.
Зато чтобы помочь государственному АвтоВАЗу, антикризисную комиссию собирать не пришлось, и он быстро получил деньги прямо из рук премьера. По данным Newsweek, Путин просто удовлетворил заявку, которую директор АвтоВАЗа Борис Алешин согласовал с аппаратом правительства в рамках подготовки поездки Путина на автозавод. ГАЗу только для того, чтобы комиссия рассмотрела его вопрос, понадобилось писать серьезную антикризисную программу, утверждают источники в правительстве. АвтоВАЗ такую программу представил в Минэкономразвития 31 марта — через сутки после того, как премьер пообещал дать денег.
ПО ВСЕЙ ЦЕПОЧКЕ
На следующий день после того, как Путин улетел из Тольятти, решение о прямой финансовой поддержке АвтоВАЗа раскритиковала компания «ВТБ Капитал» — дочерняя фирма ВТБ, одного из госбанков, который, возможно, должен будет поучаствовать в поддержке автозавода. «ВТБ Капитал» пишет в одном из своих аналитических обзоров: столь щедрая помощь непродуктивна и может только «увеличить неэффективность предприятия… и понизить конкурентоспособность». В Америке автозаводам дают деньги под четкие программы реструктуризации, а тут непонятно на что, пояснил Newsweek источник в одном из госбанков: «Это значит, что они исчезнут неизвестно куда».
В АвтоВАЗе Newsweek сказали, что деньги пойдут «на погашение долгов поставщикам и кредиторам, а также на оперативную деятельность». Всего АвтоВАЗ должен около 44 млрд рублей. У компании около 800 поставщиков и так называемых смежников — то есть тех, кто всегда работает только по заказам от этой конкретной компании. АвтоВАЗ перестал платить, и все они попали в очень тяжелое положение.
И так дальше — по всей цепочке. Например, завод «Красный маяк» в Ярославле сотрудничает даже не с АвтоВАЗом, а производит пресс-формы для десяти шинных заводов. Те продают шины АвтоВАЗу. Объем заказов на «Маяке» упал на 40%. «Мне пришлось уволить 200 человек из 1000 работающих», — признается директор завода, член ярославского отделения «Деловой России» Константин Сонин.
Крупнейший поставщик — группа СОК — готовится уволить не 200, а целых 5000 человек. Из идущих на ВАЗ комплектующих СОК поставляет 30–35%. Как и со всеми остальными, завод расплачивается с ними векселями со сроком погашения через полгода. СОК попытался взять под эти бумаги кредит, но банки потребовали дисконта 20–30%, и СОК отказался. К тому же СОК собирает иномарки, и тут по нему ударила девальвация, рассказывает представитель завода Дмитрий Румянцев: «Стоимость машинокомплектов, которые мы закупаем у компании KIA Motors за валюту, с осени выросла на 40%, при этом цены на продукцию завода не поднимались».
СОК попробовал продать свое сборочное подразделение АвтоВАЗу. Переговоры об этом шли давно, но сделка сорвалась. «Мы сделали все, о чем нас просил потенциальный покупатель», — утверждает Румянцев. Предполагалось, что АвтоВАЗ привлечет к сделке Renault, владеющий блокирующим пакетом ВАЗа, чтобы Renault наладил на «Иж-Авто» — заводе СОКа — производство своих машин вместо KIA, которые там производят сегодня. Теперь продажи машин упали, и Renault незачем расширять производство. Тогда АвтоВАЗ предложил СОКу обменять его завод на крупное сервисное предприятие, но СОК нашел у него проблемы с активами и отказался. Теперь «Иж-Авто» вот-вот встанет.
НАДО СПАСАТЬ
ВАЗ не встанет, пообещал рабочим предприятия лично Владимир Путин. В Америке администрация Барака Обамы всерьез рассматривает вариант банкротства General Motors. Как утверждают источники агентства Bloomberg, этот вариант даже считается более предпочтительным. У Обамы есть мандат на проведение реформ и время, чтобы вывести американскую экономику из кризиса в максимально эффективном виде. Путин торопится. Его цель — как можно быстрее добиться роста ВВП, чтобы снова стали расти зарплаты. А автопром может потянуть за собой сразу несколько отраслей.
Формально производство автомобилей — это не более 1,5% ВВП. Но значение автопрома выше. Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа по просьбе Newsweek подсчитал: снижение продаж отечественных автомобилей на 1% приводит к сокращению промпроизводства на 0,14% — дело в той самой цепочке смежников и поставщиков. За первые два месяца этого года продажи в автопроме упали на 33,5%. Если верить Сальникову, это привело к падению промышленности на 4,7%. А всего промышленность упала на 16%. Это значит, что своими нынешними трудностями промышленность обязана автопрому примерно на одну треть. Выходит, надо его спасать.
Другое дело, как спасать. Глава комитета по промышленности Совета Федерации Валентин Завадников считает, что помогать надо людям, а не корпорациям. Правительство делает и это — готово оплачивать часть процентной ставки по кредиту на некоторые авто стоимостью до 350 000 рублей. Схема такая: вы берете кредит на машину в одном из госбанков, а государство платит за вас две трети ставки рефинансирования ЦБ — сейчас это 8,66% годовых. Это значит, что можно взять машину в кредит дешевле инфляции. Минимальный первый взнос — 30%, сэкономить можно около 42 000 рублей.
Это не самая щедрая, если сравнивать с европейскими, программа стимулирования спроса на автомобили. Но дилеры АвтоВАЗа едва ли не молятся на нее. Еще бы: до кризиса в кредит продавалось до 60% отечественных машин, сегодня — около 10%. Кредит подорожал — резко упал спрос. За два первых месяца года АвтоВАЗ продал всего 58 500 машин — это в два раза меньше, чем в прошлом году. По прогнозам аналитиков, программой льготного кредитования в этом году воспользуются от 100 000 до 150 000 покупателей.
К восстановлению кредита добавится эффект от повышения импортных пошлин. С 11 января правительство резко увеличило сборы за импорт подержанных иномарок. В итоге, по данным агентства «Автостат», в феврале он упал практически до нуля. Количество ввезенных новых машин снизится вдвое, прогнозирует аналитик «Тройки Диалог» Геннадий Суханов.
Есть польза и в девальвации. Производство на сборочных предприятиях с импортными комплектующими — это российские заводы Ford, Toyota и пр. — упадет, по разным оценкам, на 25–50%. Они будут вынуждены поднять цены, утверждают эксперты. Если цена на российское авто удержится в интервале 150 000–230 000 рублей, спрос на них сохранится, полагает Олег Дацкив из Auto-Dealer.Ru. Пока в этот интервал не вписывается только Lada Priora.

А ТЫ ВОЗЬМИ И КУПИ

Кризис заставил власти разных стран помогать автопрому

США

30 марта президент Обама призвал граждан США не отказываться от покупки автомобилей производства Chrysler и General Motors. Американцы опасаются, что в случае банкротства этих компаний машины не будут чинить по гарантии. Теперь эти обязательства правительство берет на себя. Кроме того, Обама пообещал увеличить госзакупки автомобилей и снизить кредитные ставки на приобретение новых машин. Ранее Конгресс одобрил закон о налоговых льготах для покупателей новых авто. А в марте был внесен проект, предусматривающий выплату субсидии в размере $3000–7500 тем, кто решит сменить свой автомобиль старше 8 лет на новую машину американского производства стоимостью не более $35 000.

Европа

В январе Германия приняла программу поддержки автомобильного рынка страны, и уже в феврале продажи выросли на 21,5%. Стимулирующие меры получили название «премия за утилизацию». Ее суть в том, что владелец автомобиля старше 9 лет при сдаче его и покупке нового, более экологичного, получает субсидию в размере €2500. Немецкое правительство затратило на программу €1,5 млрд. Успех этой программы побудил Францию (премия €1000), Италию (от €1500) и Словакию (€1000) принять аналогичные меры. Теперь о введении подобных стимулов думает и Великобритания.

Южная Корея

До конца 2009 года в Южной Корее будет действовать льготный режим уплаты налогов на покупку и регистрацию новых автомобилей взамен подержанных, купленных до 2000 года. Это примерно треть всех машин в стране. Налоговая скидка будет действовать с мая и составит 70%. Кроме того, правительство намерено поддержать розничных продавцов машин. Для всего этого государственный банк и другие институциональные инвесторы создадут фонд объемом в 1 трлн вон (около $745 млн).

Китай

В марте КНР приняла программу «Автомобили для деревни». Она обойдется стране в 5 млрд юаней ($732 млн) и призвана поразить сразу две цели – поддержать в кризис фермеров и стимулировать продажи отечественных автомобилей. С мая до декабря нынешнего года каждый крестьянин может купить новый автомобиль или грузовик со скидкой до 10%, а мотоцикл – до 2013 года – будет стоить на 13% дешевле. Каждая семья может приобрести не более двух транспортных средств без права перепродажи в течение 2 лет. В январе власти Китая уже снизили с 10 до 5% налог на покупку автомобилей с объемом двигателя менее 1,6 л. Новая ставка налога действует до конца года.

Узбекистан

Еще в декабре прошлого года узбекские власти открыли возобновляемую кредитную линию для дистрибуторов GM Uzbekistan в России, где реализуется 90% продукции. А в январе были приняты меры по поддержке внутреннего спроса на автомобили. Официальные дилеры концерна по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей освобождены от уплаты НДС на 5 лет. Кроме того, если раньше узбеки могли купить новый автомобиль лишь по предварительной записи, то теперь машины поступят в свободную продажу, но только за валютные банковские карты, на которых должна лежать необходимая сумма в долларах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *