нефтяная вышка shell

Чтобы заполучить прекрасную героиню Мэрилин Монро в картине «В джазе только девушки», герой Тони Кёртиса прикинулся богатеньким наследником компании Shell. Девушка не устояла, и ее можно понять: уже тогда предприятие считалось богатейшей нефтяной империей, а сегодня это пятая по величине компания в мире

бочки с маслом shell

Моллюски и другие сувениры
Основой гигантской нефтяной империи стала антикварная лавка купца Маркуса Сэмюэля. В 1833 году он на волне моды к восточной экзотике начал импортировать морские раковины с Дальнего Востока, которые широко использовались в интерьере. Так родилось название Shell – «раковина». После смерти Маркуса-старшего бизнес унаследовали его сыновья Маркус и Сэм. Торговля раковинами показалась им недостаточно масштабной, и они занялись поставками британских машин и оборудования в переживавшую промышленный бум Японию, а на родину везли шелк, фарфор и другие колониальные товары. Во время одной из своих поездок в Японию Маркус-младший заинтересовался нефтяным бизнесом, который как раз набирал обороты.
Если до этого нефть имела ограниченное использование, то теперь, когда был изобретен двигатель внутреннего сгорания, она была востребована как никогда, причем в самых разных областях. И рисковые братья решили войти в нефтяной бизнес. Однако уже на заре своего развития он был жестко поделен между такими гигантами, как Рокфеллеры, Ротшильды и Нобели. Конкурировать с ними было трудно, поэтому Маркус Сэмюэль-младший решил сотрудничать с Альфонсом Ротшильдом, а точнее, его компанией «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество», с которой заключил договор о поставках керосина.

нефтяная вышка shell

В те времена транспортировка нефти и нефтепродуктов была делом трудным и хлопотным. Добыча «черного золота» была сосредоточена в Баку, откуда ее надо было вывезти сначала в Черное море, а затем в Средиземное. Чтобы доставить нефть в Азию, требовалось обогнуть Африку, потому что Суэцкий канал был закрыт для взрывоопасных грузов. Ведь керосин тогда перевозили в бочках, что было не только опасно, но и очень неэффективно. Маркус Сэмюэль совершил настоящую революцию, построив вместительный и надежный танкер, который получил разрешение проходить через Суэцкий канал. В 1892 году первое в своем классе судно «Мурекс», названное так в честь брюхоногого моллюска с красивой раковиной, доставило четыре тонны бакинской нефти из Батуми через Сингапур в Бангкок. Ротшильд был в восторге, а Сэмюэлям перепало немного славы и денег.

Успех вдохновил азартного Маркуса, и он задумался о собственной нефтедобыче. Так в 1897 году была зарегистрирована новая компания – в память о бизнесе отца она получила название Shell Transport & Trading Company и черно-белый логотип в виде ракушки, тогда еще мидии. Привычный всем морской гребешок сменил мидию в 1904 году, став одним из самых известных корпоративных символов в мире.

завод shell

Жестокий век
Маркус Сэмюэль принялся скупать мелкие нефтяные промыслы по всему миру, причем начал с России. Так в распоряжении Shell оказались нефтедобывающие активы в Баку и Грозном. Добыча велась также в Румынии, Египте и Венесуэле. А в начале ХХ века бизнес Маркуса добрался до Индонезии, где активно работала голландская фирма Royal Dutch Petroleum Company. Сначала они были конкурентами, но потом сообразили, что лучше объединить силы, чтобы успешнее противостоять Рокфеллерам с их Standard Oil. В 1907 году было объявлено о слиянии Shell и Royal Dutch. С тех пор компания называется Royal Dutch Shell. В ее уставном капитале 60% акций до сих пор принадлежит голландской составляющей, да и штаб-квартира находится в Гааге.
Компания успешно развивалась. Правда, из-за первой русской революции 1905 года ей пришлось временно отказаться от каспийской нефти, но вскоре она вернулась в Баку, успев изрядно заработать в Грозном. Royal Dutch Shell росла с каждым годом и вскоре вытеснила с Каспия Ротшильдов, перекупив у них «Каспийско-Черноморское общество» и фирму «Мазут».
Первая мировая война еще больше обогатила Shell. Оно и понятно, ведь на мазуте Маркуса Сэмюэля держался весь британский военно-морской флот. А в 1919 году первый беспосадочный перелет английских летчиков Алкока и Брауна через Атлантику стал хорошей рекламой компании – самолет был заправлен топливом Shell. Росту доходов способствовал и автомобильный бум в США.
В 20–30-е годы компания открыла филиалы на Ближнем Востоке, в Малайзии и Африке, а на Великую депрессию ответила созданием нефтехимического производства – теперь из черного золота делали не только топливо, но и пластмассу.
В 1937 году, когда Маркус Сэмюэль скончался, Royal Dutch Shell добывала уже 10% всей мировой нефти.

нефтяная вышка shell

Нефть и солнце
Royal Dutch Shell развивалась не только вширь, но и вглубь: в 1947 году она пробурила нефтяную скважину на шельфе Мексиканского залива. Это была далеко не первая в мировой истории попытка достать нефть «из-под воды», но только Shell в этом преуспела. Поэтому в следующие восемь лет число скважин на дне залива возросло до трехсот. Попутно развернулись поисково-разведочные работы на суше – в Алжире, Тринидаде, Колумбии, Ираке, Канаде. Компания построила крупные нефтеперерабатывающие заводы в Руане (Франция), Пернисе (Голландия), Кардоне (Венесуэла), Бомбее (Индия) и Джелонге (Австралия). А ее флот пополнили гигантские танкеры, способные вместить до двухсот тонн нефти.
Чуть позже гигант взялся за разработку месторождений природного газа, первое из которых находилось неподалеку от головного офиса – в голландском Гронингене. Уже к началу 70-х годов там добывалась половина всего потребляемого в Западной Европе газа. Еще несколько объектов газодобычи располагалось в Северном море. И тут, совсем как и в случае с нефтью, проблема перевозки стала катализатором очередного технологического прорыва: если Маркус Сэмюэль придумал танкер для транспортировки керосина, то его преемники первыми научились сжижать газ.
Royal Dutch Shell решает и такие масштабные задачи, как создание возобновляемых источников энергии. Сейчас она является одним из крупнейших производителей солнечных батарей и параллельно исследует новые способы получения электроэнергии при помощи ветра. Одним из соображений тут, конечно же, является модная нынче забота об охране окружающей среды. Но сказывается и привычка прятать туз в рукаве.

Как и сто лет назад, Shell активно инвестирует в Россию. Совместно с «Газпромом» компания участвует в разработке Сахалинского шельфа и месторождений Салымской группы в Ханты-Мансийском автономном округе. Кроме того, по статистике, каждая пятая емкость с импортными моторными и индустриальными маслами на прилавках наших магазинов имеет логотип Shell. По сравнению с отечественными аналогами стоят они, конечно же, дороже. В крупных городах и их окрестностях можно встретить автозаправочные станции с красно-желтой ракушкой, и топливо там тоже довольно дорогое. Поэтому, завидев АЗС с привычным логотипом и непривычно низкими ценами, внимательно прочти название на вывеске. В Подмосковье встречаются заправки Snell, причем у них на логотипе, представь себе, раковина тех же цветов.

нефтяная вышка shell

Нигерийская трагедия
Нефтехимические гиганты неизбежно наносят ущерб окружающей среде, а иногда и здоровью людей. Не стала исключением и компания Royal Dutch Shell. Так, в 40-е на основе отходов производства она выпускала пестициды алдрин и диэлдрин. В 70-е годы, когда выяснилось, что эти вещества вызывают рак, в Америке их запретили, но в других странах продолжали закупать вплоть до конца ХХ века. Несмотря на их губительное воздействие на природу и человеческий организм, компания не спешила снимать их с производства, коль скоро они приносят доход. Заводы Royal Dutch Shell выпускали и другой пестицид – ДБХП, который использовался для обработки бананов, пока не обнаружилось, что большая часть работников предприятия, где производился химикат, стали бесплодны.
Африканская экспансия Shell закончилась не менее трагично. Компания добывала нефть в нигерийской провинции Огониленд, на землях народа огони. Хищническая эксплуатация месторождений наносила большой вред окружающей среде и местному населению. За земляков вступился знаменитый нигерийский писатель Кен Саро-Вива. Он создал «Движение за выживание народа огони», которое боролось за справедливое распределение доходов от добычи нефти и принятие мер по восстановлению природы. Жители провинции активно поддерживало организацию Саро-Вивы, устраивая демонстрации и марши протеста, в одном из которых приняло участие более 300 тысяч человек. Защищая интересы транснациональной корпорации, нигерийское правительство ввело в мятежную провинцию войска, а Кен Саро-Вива и еще восемь активистов движения были приговорены к повешению. В ноябре 1995 года приговор был приведен в исполнение. Родственники писателя долго судились с Shell по поводу его гибели, и в 2009 году компания согласилась выплатить им $15,5 млн. компенсации, хотя и не признала своей вины.

нефтяная вышка shell

Shell обвиняют также в загрязнении дельты реки Нигер: как считается, компания не уделяет должного внимания эксплуатации своих нефтепроводов, что много раз приводило к разливу нефти, а вследствие этого деградации почвы и гибели рыбы. Компания вяло отмахивается от обвинений, потихоньку латая проржавевшие нефтепроводы и вкладываясь в местные социальные проекты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *