интернет

Не секрет, что у СЕОшников и манимейкеров очень часто нет времени на создание какого-то скрипта или вспомогательного инструмента, а часто – и соответствующих знаний. У многих, я думаю, есть друзья-программисты, которые за пиво могут написать нужный скрипт. Но что делать тем, у кого таких друзей нет? Заказать нужный скрипт у фрилансера! Благо для этого даже не нужно вставать из кресла ;)

Я довольно долго проработал фрилансером и знаю эту работу изнутри и снаружи. Позже я ушел в манимейкинг, а опытом работы хочу поделиться с Вами. Сразу скажу, что я был программистом-фрилансером, за другие профессии я не могу ручаться, может быть там есть какая-то специфика. Хотя дизайны и тексты заказывать мне приходилось. И еще: на протяжении всей статьи предполагается, что за выполненную работу Вы честно собираетесь заплатить наемному труженику (то есть Вы добросовестный заказчик).

Нам нужно не много: удостовериться, что человек может выполнить свою работу и что он не кинет Вас. Что я могу рекомендовать заказчику?

главное, чтобы такого не случилось ;)

Многие фрилансеры практикуют предоплату. И это правильно, т.к. это своеобразная гарантия, что заказчик не кинет. Но часто получается не совсем так. Во-первых, когда исполнитель получает предоплату, что это значит? Все, заказчик попался! Ведь вернуть предоплату может только исполнитель! Поэтому можно расслабиться… Тут-то и зарыта собака: если исполнитель «расслабится» раз, то может потом не восстановить боевой настрой, провалить сроки или вообще сорвать проект, не доделав его. К сожалению, это выясняется только по факту. Хотя для большинства профи – это просто гарантия, не больше.

Часто возникает немного другая ситуация: исполнитель заканчивает проект, но делает его не совсем так, как хочет заказчик. Или заказчик начинает менять свои требования и решения, будто ему в зад кто-то колет шилом. Происходит понятная ситуация: исполнитель потратил время и отдавать предоплату не хочет (больше того – хочет полной оплаты). Заказчик хочет вернуть предоплату как минимум (иногда еще и «за моральный ущерб»). Он же не получил то, что хотел (зачем ему другой скрипт, не такой, как он заказывал, даже если он сделан очень хорошо?).

Очень часто такие конфликты развиваются чуть ли не «до драки». А иногда и в прямом смысле слова – заказчик приезжает «разбираццо папанятиям» к исполнителю.

В моей практике были такие случаи. Два из них были совсем из ряда вон:

1) Один раз я получил минус на кошелек и в профиль на сайте фриланса от заказчика с комментарием «Кинул, не сделал проект и забрал деньги» еще ДО окончания сроков (за несколько дней). Как выяснилось, что-то не понравилось работодателю уже после начала работы. Что-то лично во мне, а не в результате моей работы.

Соответственно, я сидел себе, работал, все ок, все по плану… И тут такое. Ругались мы с ним несколько дней (около недели). В итоге пришли к тому, что он отзывы убирает, я возвращаю ему предоплату и мы друг друга больше не знаем. Были и угрозы с его стороны «приехать ко мне и сломать ноги» или что-то такое, я уже не помню. Неприятно, что могу сказать.

2) Был случай, когда я сделал скрипт на (внимание!) 5 минут позже срока (обещал сдать проект ровно в 12 часов, с сдал в 12.05). Причем я сделал все, все, что просили, до мелочей. А потом получил минусы (опять же) и не получил остаток денег.

Как думаете, нужна ли теперь исполнителю предоплата? Конечно он ее хочет, чтобы в случае «попадалова» на такого заказчика, хотя бы компенсировать потраченное время. Но я считаю, что сила – это безопасные сделки. Безопасная сделка, это когда деньги и Техническое Задание отправляется администрации сайта (например free-lance.ru), а они уже принимают готовую работу. Тут все честно – если исполнитель сделал все по ТЗ и не сорвал сроки, ему отдают деньги. Если заказчик отдал ТЗ, в котором что-то забыл, то это его проблема (исключается возможность «хотелок» после завершения работы). А если у одной из сторон есть претензии к другой, деньги уходят обратно заказчику и все расходятся. Отличный способ, я считаю, обезопасить обе стороны. Почему-то его почти не практикуют.

Иногда бывает так, что безопасную сделку не заключить или нет денег оплатить услуги третьей стороны. Тогда приходится все же работать через предоплату. Вот какие признаки недобросовестного исполнителя я бы выделил:

1) Постоянно торопит заказчика перевести предоплату. Даже если у него нет намерения кинуть, то зачем вам такой торопыга-исполнитель?

2) Все время ссылается на какие-то мифические «крутейшие» работы (которых, впрочем, «нет сейчас в портфолио, т.к. бла-бла-бла») и других заказчиков (мол, раз у него заказали другие, то и Вы должны).

3) Пропадает или не регулярно выходит на связь. Я одному такому заплатил. Он стал выходить все реже, а потом пропал вообще. Когда появлялся на связи, все время говорил «Да-да, работа ведется, все хорошо».

4) Имеет отрицательные отзывы на сайтах о фрилансе или маленький BL вебмани-кошелька. Про отзывы нужно оговориться – иногда неадекватные, но мстительные заказчики, пишут минусы просто из злости, на 90% оклеветав исполнителя. Если минус один, и много плюсов – это не значит, что исполнитель плохой, скорее всего просто с тем заказчиком не срослось. Если минусов несколько – не отдавайте деньги! Про Бизнес-Левел кошелька тоже все ясно. Ему написали минус на кошелек и он его сменил.

Если все эти пункты «перевернуть наоборот», то получатся советы по определению хорошего фрилансера ;)

Очень полезно связываться со старыми заказчиками фрилансера и поговорить с ними.

По поводу предоплаты еще: можно перевести всю сумму с протекцией. Тоже хороший способ. Хотя, если подумать, исполнителю он ничего не дает – когда время протекции истечет, то деньги вернутся и исполнитель ничего не получит. Это просто показать, что деньги есть и Вы готовы их отдать за работу.

Еще очень выдает непрофессионала его стиль общения. То есть, если пишет с маленькой буквы, не дай бог – без пунктуации (про орфографию я молчу), если сразу начал общаться на «ты» – все это дурной признак. От греха, в общем.

У меня ни разу за 2 года не было, чтобы если интуиция говорит мне «что-то пойдет не так», а я все равно брался за заказ – все заканчивалось хорошо. Так случилось и с последним проектом, который я закончил, но принимать у меня его не стали (хотя все шло хорошо), да еще и наорали (соответственно денег не получил).

Если исполнитель дает ссылку на свой профиль на фриланс-сайте, где про него почти ничего не написано, скорее всего – кинет. Я бы сказал, что даже отсутствие аватарки – признак ;) Все профи «обустраивают» свой профиль максимально. Я знаю людей, которые над каждой запятой думают в своем портфолио. ;)

Вывод из всего: лучше всего работать через безопасную сделку, обращайте внимание на отзывы об исполнителе, обращайте внимание на его портфолио, говорите с его прошлыми заказчиками, обращайте внимание на то, как он общается, какое обращение («на Вы» – признак профессионала). Доверяйте интуиции!

______________________________________________________

Что делать, если Вас все же кинули?

Если Вы не продали квартиру, чтобы сделать проект, то фрилансер в любом случае в худшем положении – его репутация может пострадать даже от одного только слуха о нем ;)

Какие средства давления на фрилансера есть?

Ну для начала, перед совершением резких движений, попробуйте поговорить с фрилансером. Знаете, как бывает? Бывает, что фрилансер просто нихрена не успевает, ему стыдно в этом признаться (или он слишком долго «кормил завтраками») и ему морально проще просто скрыться. Поэтому попробуйте сначала написать ему, мол, «давай поговорим – я тоже мужик нормальный, всякое бывает, я тебя прекрасно понимаю; мы дадим тебе еще время или возможность вернуть предоплату не сразу, только не пропадай». Худой мир лучше, поверьте! А если начать орать: «Сука, а ну верни предоплату, а то выебу!», то не надейтесь увидеть этого человека еще раз. И уж совсем плохое дело – сначала написать «давай поговорим», дождаться, пока он появится, а потом «сука, верни предоплату…».

Часто бывает, что с фрилансером что-то случается (попадает в больницу, ломается, как ни странно, интернет и т.п.) и он из-за этого не появляется. Имейте терпение. Для начала. ;)

Но если он не выходит на связь довольно долго, проект не готов? Можно:

1) Написать ему отрицательные отзывы (только не врите, пишите как есть!) на сайте фриланса и ему на кошелек. Особенно это классно, когда на кошельке персональный аттестат ;) Новый персональный аттестат ему уже не выдадут, а минус убрать он не может. ;)

Минусы – это вообще могила. У меня сейчас 14 положительных отзывов и 1 отрицательный. Соответственно, отзывы я собирал долго – около пары лет (очень редкий заказчик готов ставить отзыв – одни не знают, как это делается, другим просто лень и т.п.). Так вот после получения этого одного минуса у меня перестали заказывать вообще (я сейчас и не работаю фрилансером, но просто по факту – заказы прекратились).

Кстати, Яндекс.Деньги блокируют кошелек при первой же жалобе на его владельца, насколько я знаю. Вебмани тоже блокируют, если аттестат того, кто написал жалобу, выше того, на кого написали. Или по требованию в арбитраж. Блокируйте! Возможно, он еще не успел перевести деньги.

2) Напишите администрации сайта на фрилансе и в арбитраж вебмани с требованием выдать более подробную информацию о фрилансере. С этой информацией можно идти в суд. Да, бывает, что дела выигрывают ;)

3) Поищите информацию о нем в сети, возможно кто-то уже «нарывался» на него. Или найдете его другие контакты, где сможете его отловить. Часто так можно установить многое, чуть ли не до адреса проживания.

4) Если у него есть сайт, обратитесь к хостеру с требованием заблокировать сайт. Иногда срабатывает.

В любом случае, лучше всего как-то выйти на него (или оставить сообщение там, где он его прочитает) и пригрозить судом.

А вообще – не доводите до такого. Думайте, с кем будете работать. Часто кидалы специально делают так, чтобы информации о них нигде не оставалось. Часто они дурят головы разумным людям. Не попадайтесь, будьте осторожны!

______________________________________________________

Как быть хорошим заказчиком?

Я серьезно. Часто заказчики сами хороши и не видят, что творят. Им кажется, что «так и надо». Вот, что мне особенно не нравится в заказчиках:

1) Во время или в конце работы заказчик вдруг начинает менять что-то в задании, «придумывать» новое, не повышая цену и сроки. И цену и сроки нужно увеличивать в таких случаях! Не понимает, что на создание работы было потрачено время. Особенно это касается дизайна – часто, если первый вариант не принимают, то второго и не будет. Заказчик может посчитать, что его кинули (т.к. за деньги сделали то, что ему не понравилось).

2) Считает исполнителя говном, обращается к ему «на ты», требует чего-то, сучит ножками. Уважайте работника! А то он Вас кинет! :twisted:

3) Не платит вовремя деньги. Бывает и так – сделаешь, а потом ждешь месяц оплаты. Дай бог – дождешься.

4) Не появляется на связи, когда договорились.

5) Откровенно придирается к мелочам при приеме работы. Иногда до такой степени, что ясно видно – просто платить не хочет.

Часто бывает, что работник пропадает только из-за того, что заказчик вечно к чему-то цепляется. Принимая логотип, неделями может требовать «сдвинуть это чуть правее, а это чуть левее», а потом обратно и так далее. Это надоедает и исполнитель может уйти. А заказчик решить, что его кинули. (Хотя я за исполнителя в данном случае).

Удачной работы! :)

Кстати, по теме статьи хорошо бы почитать еще вот это:

Сделка без риска – что это и как пользоваться.

И вот это:

10 способов получить заказ начинающему фрилансеру.

Эти статьи немного дополнят сказанное выше.

_________________________________________

По поводу переводов и способов оплаты.

Первый вариант, это, конечно – WebMoney. Лучшая система во всех отношениях – быстрый и удобный вывод, вводы, переводы, протекция, примечания, безопасность… В общем, все на высоте.

Второй вариант – Яндекс.Деньги. Мне не нравятся, платежи теряются, пароль восстановить сложно и т.п.

Дальше идут различные «оффлайновые» переводы. Например, система Фастер, «Быстрая почта», «Мигом» (у меня под окнами отделение есть), «Лидер», «ЮниСтрим».

Не знаю, почему все зациклились на Контакте и ВестернЮнион. Я получал деньги через Контакт с ЯндексДенег. По мне, так идут слишком долго. С ВестернЮнион не знаком, не переводил ни разу, но по слухам – очень быстро переводят. Ссылки, которые я дал все подробно объясняют.

Кстати, обидно, что знак рубля так и не ввели :( Лебедев предложил в свое время неплохой вариант. Обидно, что его не принимают. Он даже сразу выдал код, как сделать его на CSS ;)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *