Этот стартап своим рождением обязан голодному йоркширскому терьеру Тито. Хозяин песика Марк Капчиц, долгие годы живший и работавший в Израиле и Европе, а три года назад переехавший в Москву, по привычке заказал для Тито корм с доставкой на дом. «Вкусняшки» не приехали ни через день, ни через два. Это был не первый опыт контактов со столичными службами доставки, и предыдущее общение тоже оставило негативное впечатление. Тогда у Марка и появилась идея создать необычный курьерский сервис, который работал бы по модели популярного на Западе краудсорсинга. «В Москве, городе дорогом, но неоднородном по уровню жизни, найти и потребителей услуг, и активных исполнителей, должно быть, несложно», — решил Марк Капчиц. Тогда же родился и слоган «Свобода с доставкой».

Высокотехнологичная идея переломила даже отсутствие опыта. Про себя бывший арт-директор рекламных агентств, 50-летний основатель компании Bringo говорит: «Я, конечно, нетипичный стартаповец, но у этого есть не только минусы. Плюс в том, что можно зрело подойти к идее, проанализировать все, прежде чем прыгать в воду».

«Прыжок» готовили долго: от идеи до первой доставки прошло почти девять месяцев. Весной 2013 г. в Bringo начали разрабатывать бизнес-модель и техзадания для программистов. К началу лета собрали основное ядро разработчиков, в ноябре стали тестировать сервис на нескольких лояльных клиентах. Перед Новым годом компания разместила первое объявление на «Яндексе» и через два часа вынуждена была его убрать, потому как пошел колоссальный наплыв заказов, а в тестовом режиме работали всего десять курьеров.

Полноценная работа сервиса стартовала в январе, первоначально с привлечением только штатных курьеров, а через полгода реализовали то, что лежало в основе концепции — стали привлекать краудсорсеров.

Курьер? Свободен!

Для внештатной работы Bringo привлекает студентов или молодых специалистов, у которых имеется желание подзаработать и смартфон с мобильным приложением Bringo. «Социальные случаи», которые готовы курьерствовать за меньшие деньги, не рассматриваются, у каждого из внештатников есть рейтинг, влияющий на заработок. Гонорар курьера составляет 80% стоимости доставки. Стоимость стандартной доставки — 390 руб.

Принцип такой: клиент размещает заказ на сайте или в мобильном приложении. Система выбирает ближайшего курьера, он прибывает к заказчику и принимает посылку. На всех этапах заказчик может видеть, где находится курьер: трекинг в реальном времени подключен в том же приложении. Когда курьер прибывает к клиенту, тот вводит полученный посредством SMS-сообщения код, и доставка завершается. Клиент получает свою посылку, а курьер — гонорар.

«Скорость доставок сильно сокращается: курьер сразу выезжает к заказчику, поэтому мы объявляем, что сможем осуществить доставку по Москве за 90 минут. После того как мы вышли с таким предложением на рынок, многие стали копировать слоган, но по факту мало кто может действительно осуществлять доставку с такой скоростью», — говорит Марк Капчиц.

За первый месяц работы по модели краудсорсинга число внештатных курьеров выросло до 150. При этом Марк Капчиц отмечает, что приходится тормозить процесс привлечения свободных курьеров, соблюдая баланс между количеством заказов и числом заинтересованных «посыльных».

К концу года в компании смело рассчитывают привлечь две тысячи свободных курьеров, на следующий год дойти до десяти тысяч, и это только по Москве. Через пару лет Bringo собирается экспансивно шагать в города-миллионники и в дальнее зарубежье.

Инвестиции в скорость

В стартап уже вложено около 50 млн руб. Они пошли на разработку программ, маркетинг и работу логистического отдела. В роли «ангелов» выступила группа частных инвесторов. «Мы выходим на следующий уровень инвестиций, планируем привлекать венчурные фонды, некоторые из них сами к нам обратились, заинтересовавшись нашей моделью и областью, в которой мы работаем», — отмечает Марк Капчиц.

По его словам, на точку безубыточности компания выйдет в следующем году. Сейчас количество доставок растет на 160% в месяц, а месячная выручка составляет 1,5-2 млн руб.

Сервис ориентирован на клиентов с доходом «средний +», для которых время дороже денег.

Это классический корпоративный клиент (сегмент b2b), интернет-магазины, а равно и любая дистанционная торговля (b2c), частные лица (c2c). На данный момент все три сегмента существуют в равных долях.

Для электронной торговли услуга привлекательна. Согласно западным исследованиям, с увеличением скорости доставки растет лояльность клиентов, а вместе с ней средний чек и конверсии.

«Развитие интернет-магазинов уже достигло уровня, когда доставка должна осуществляться в день заказа максимум, — рассуждает Игорь Семенов, владелец интернет-магазина eventus-market.com. — Bringo была первой компанией, позволившей доставлять настолько оперативно, хотя и у них редко, но бывают технические сбои и опоздания. Вероятно, это связано с тем, что новый сервис еще недостаточно отлажен, ну и от проблем московского трафика никуда не денешься. Цены рыночные. Ровно такие, какие должны быть за оказываемую курьером услугу. Если меньше, то вряд ли сервис был бы рентабельным».

«Главным образом стоит выделить оперативность осуществления всего цикла доставки — от приема сотрудниками заявки до забора груза курьером и его последующей транспортировки, которая осуществляется в весьма небольшой интервал ожидания. Также надо отметить то, что данная услуга предоставляется в режиме 24/7, что позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов», — добавляет Дмитрий Ищенко из компании Vkostume.ru.

По мнению партнеров, Bringo еще надо поработать над логистикой, упрощением взаиморасчетов и сделать интерфейс мобильных приложений более интуитивно понятным.

Сейчас Bringo учится работать с интернет-торговлей в законном поле, прозрачно и по-белому.

В поиске лазеек

В нашей стране есть несколько служб на базе краудсорсинга. Все они сталкиваются с локальной российской проблемой. «В соответствии с законодательством Россия пока не готова к такой модели работ, — рассуждает Марк Капчиц. — Постоянно нужно искать пути, как элегантно обойти устаревшее законодательство. Это проблема не только нашего бизнеса, с похожими трудностями сталкиваются те, кто занимается, например, франчайзингом».

Но это не единственные проблемы. Технический «мозг» Bringo — российский. «Мы приняли решение, что все разработки должны происходить in-house, ни в коем случае не хотели давать это на аутсорсинг, хотя были предложения с Украины, из Белоруссии. Мы искали разработчиков именно в Москве, — поясняет Марк. — И столкнулись с капризным нравом столичных программистов».

Поиски команды позволили сделать вывод, что кадровый рынок программных разработок очень тяжелый.

Марк говорит о том, что, приглашая кого-то на собеседование, прежде чем рассказать о деталях будущей работы, они просили кандидата подписать соглашение о неразглашении, и это становилось препятствием со стороны потенциального сотрудника. Программисты требовали и немалое вознаграждение: вилка запросов от 100 000 до 200 000 руб.

Тише едешь — вряд ли будешь

Конкурентов много. Марк Капчиц подчеркивает: «Любая консервативная курьерская служба — наш конкурент, рынок очень насыщенный, поэтому нам было важно разработать уникальное торговое предложение: скорость, качество, ответственность, клиентоориентированность». Команду Bringo выбрала в партнеры MBE Russia, отметив три преимущества перед другими курьерскими службами: turbo — доставка за 90 минут; «страховка» для клиента (каждый курьер Bringo имеет банковскую карту, и на время доставки на его счету замораживается сумма, аналогичная оценочной стоимости доставляемой вещи или документа); доступность трекинга в реальном времени. «В Москве доставить посылку за 90 минут — задача не из простых, — поясняет PR-директор Mail Boxes Etc. (MBE) Елена Шалдина. — На сегодняшний день все 23 московских центра MBE принимают посылки для экспресс-доставки по городу. После оформления заказа курьер Bringo забирает из центра отправление и в течение 1,5 часа вручает адресату. Это очень удобно».

Слоган Bringo — «Свобода с доставкой», что подразумевает свободу клиента, которому не приходится подстраивать свой день под ритм доставки, со стороны курьеров свобода заключается в том, что можно легко подработать, когда удобно и необходимо.

«Мы делаем все с нуля: инновативной службы доставки в Москве нет, — резюмирует Марк Капчиц. — Постоянно надо принимать решения, иногда они могут быть правильными и попадают в точку с первого раза, а иногда нужно адаптироваться к рынку, к требованиям клиентов. Это и сложно, и интересно. Уверен, это — бизнес, который будет приносить прибыль. Но существует сильный социальный элемент, и он не менее важен, чем зарабатывание денег: мы меняем в положительную сторону жизнь очень многих участников проекта».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *