Правительство пытается вернуться к докризисной повестке дня и приступает к модернизации сверху

Похоже, выходить из кризиса России поможет Казахстан. Уже в этом году Россия начнет массово заимствовать действующие в соседней республике технические регламенты — они должны заменить давно устаревшие советские ГОСТы, описывавшие, каким должно быть промышленное изделие или технология. Дело в том, что Казахстан уже приспособил к своим реалиям — очень похожим на российские — технические стандарты Евросоюза. И вот правительство решило позаимствовать эти стандарты и таким образом заставить наконец компании переходить на новые технологии. Это лишь один из тезисов опубликованной на прошлой неделе антикризисной программы правительства на 2010 год.
На предновогоднем заседании правительства министр экономического развития Эльвира Набиуллина выступила с проектом антикризисных мер на 2010 год. Дискуссии не получилось: уже 4 января Белый дом опубликовал доклад министра как официальную программу правительства. Понятно, почему не было споров: программа состоит в основном из уже принятых или объявленных решений. Но в отличие от прошлогодней антикризисной программы речь идет уже не только о пожарных мерах, но и о попытке вернуться к долгосрочным задачам.
Итак, оглянувшись по сторонам, правительственные эксперты увидели нерадостную картину. Экономика, конечно, восстанавливается, но такая же примитивно сырьевая, как до кризиса, да к тому же потерявшая несколько лет для развития. Так что главную цель правительства теперь можно сформулировать как «назад, в 2008 год!». Пока официальный прогноз таков: Россия наверстает упущенное за три года. В 2010 году ВВП должен вырасти 3,1%, в 2011 году — на 3,4%, в 2012 году — на 4,2%. Но в Белом доме верят, что можно расти быстрее. Поэтому все пункты антикризисной программы делятся на два типа: рутина и идеи на будущее.
Без раздачи денег, конечно, не обойтись. 233 млрд рублей будут потрачены на выполнение обещаний, данных в прошлом году: здесь и бюджетные кредиты регионам, и госгарантии для стратегических предприятий. Еще 195 млрд рублей составляют антикризисный фонд этого года. На две трети он уже распределен: поддержка предприятий, в основном оборонки и машиностроения, помощь моногородам и переобучение безработных. Строителей поддержат госзаказом. На переселение из ветхого жилья будет потрачено 15 млрд рублей.
Будет продолжена помощь автопрому, причем от вливаний денег в АвтоВАЗ правительство перейдет к более тонким методам — стимулированию внутреннего спроса. Россию ждет аналог американской программы «Деньги за драндулет» и похожих программ в европейских странах. В США и в Германии, например, эти стимулы оказались довольно эффективны — несмотря на кризис, продажи новых автомобилей росли. В России в прошлом году авторынок рухнул вдвое, но с этого года, сдав автомобиль старше десяти лет, владелец получит на новую машину субсидию до 50 000 рублей. Правительство рассчитывает на успех: в бюджете на субсидии заложено 11 млрд рублей — это как минимум 220 000 потенциальных покупателей. Хотя неясно, удастся ли с помощью этой программы привлечь новых клиентов — тех, кто иначе бы автомобиль покупать не стал.
Но даже если эти меры будут успешны, модернизации экономики, о которой так много говорят в Кремле и в Белом доме, не произойдет — просто будет восстановлен потребительский спрос. Это ни для кого не секрет, и правительство пытается стимулировать инновации.
До сих пор это получалось плохо. Самый лучший способ — предоставление грантов за счет бюджета компаниям, которые занимаются научными разработками, считает сотрудник Минэкономразвития. Примерно этим и займется президентская комиссия по модернизации, которая распределит в этом году 10 млрд рублей между перспективными проектами в избранных секторах. Это энергоэффективность, ядерные технологии, космос, медицина, стратегические информационные технологии. Считается, что именно здесь у российских разработок есть будущее.
Планируются и системные меры. К примеру, предоставить IT-компаниям льготы по налогам на фонд оплаты труда, по налогу на прибыль и по налогу на имущество. Правда, что это будут за льготы, пока не ясно. И одобрит ли их Минфин, который до этого «рубил» все налоговые поблажки для инновационных компаний. «Конкретных мер мы пока не можем указать. Просто потому, что не знаем, что у нас есть, а чего у нас нет в инновационной сфере», — говорит сотрудник Минэкономразвития.
Но правительство, похоже, скорее рассчитывает на другой путь: платить за модернизацию придется не бюджету, а бизнесу. Крупных предпринимателей просто заставят модернизировать производство за счет введения новых техрегламентов, повышающих требования к качеству. А для производства более качественных изделий придется менять технологии. В тех отраслях, где новых стандартов окажется недостаточно, может быть введен прямой запрет на использование старого оборудования.
Разговоры о введении техрегламентов ведутся почти десять лет, однако подавляющее большинство «новых ГОСТов» так и не приняты. Отчасти из-за сложности процедуры: каждый регламент надо было принимать отдельным законом. Отчасти из-за противодействия отраслевых лоббистов: все они хотели приспособить регламент к своим нуждам. Правительство мало интересовалось этой темой, но все изменилось, как только регламенты стали восприниматься как инструмент модернизации.
В декабре президентские поправки в закон о техническом регулировании пролетели все инстанции за две недели. Они позволят резко ускорить процесс. Теперь принять новый регламент сможет не только Дума, но и правительство, а также специальный государственный орган. Пока не ясно, будет ли это Ростехрегулирования или новая специально созданная структура, говорит помощник президента Аркадий Дворкович.
Кроме того, Россия начнет признавать технические регламенты других стран. Тут и пригодится опыт Казахстана. По оценке Дворковича, Россия может признать от 40 до 50 казахских технических регламентов.
Еще один способ подтолкнуть инновации — энергоэффективность. Речь идет не только о лампочках нового типа. Новый закон об энергосбережении предусматривает энергетический аудит строящихся зданий. Пока это процедура добровольная, но от идеи сделать ее обязательной в Кремле не отказались. При этом планируется создать специальный контролирующий орган: энергетическую полицию. Вместе с кнутом власти готовы дать бизнесу и пряник: субсидирование за счет бюджета ставок по кредитам, взятым на возведение энергоэффективных объектов. Кроме того, рассматривается возможность введения для таких строений режима ускоренной амортизации, что позволит экономить на налоге на прибыль.
Настойчивость правительства понятна: оно боится упустить время и не верит, что частный бизнес сам будет заниматься модернизацией. Даже госкомпании ничего не делают для этого. Президентская комиссия по модернизации перед новым годом специально изучила этот вопрос. Оказалось, что у крупнейших госкомпаний общий объем инвестиционной программы достигает 2 трлн рублей в год, но только 2% этой суммы тратили на НИОКР, да и то речь, как правило, шла об усовершенствовании уже существующих технологий. «К сожалению, у бизнеса нет спроса на инновации. Поэтому вся надежда опять на бюджет», — говорит сотрудник МЭР. Правительство сделало ставку на модернизацию сверху.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *