Молдавская компартия проиграла выборы и придумала хитрую комбинацию: отдать власть без боя, чтобы потом сплясать на костях противника

Еще четыре года назад Кремль прилагал максимум усилий, чтобы свергнуть молдавских коммунистов во главе с Владимиром Ворониным. В России уничтожали бутылки с молдавским вином, а в Кишиневе жгли портреты Владимира Путина и требовали вывести российских миротворцев из Приднестровья. Дошло до того, что власти обеих стран серьезно думали над введением визового режима.
Теперь же компартия Молдавии надеется, что Кремль поможет ей удержаться у власти. На этой неделе новый парламент Молдавии соберется на первое заседание. Впервые за восемь лет большинство в нем будет принадлежать не коммунистам, а коалиции оппозиционных партий. Смена власти в Молдавии может обернуться колоссальным переделом собственности — и первым под удар попадет Олег Воронин, сын президента-коммуниста, один из самых богатых людей в стране. Перед неизбежным уходом Воронину-старшему нужно как минимум получить гарантии неприкосновенности. А в идеале создать условия для будущего возвращения во власть.
Еще неделю назад ни у кого не было уверенности, сможет ли антикоммунистическая оппозиция сформировать в Молдавии новое правительство. После парламентских выборов, которые прошли 29 июля, четыре партии, объединившиеся в «Альянс за европейскую интеграцию» (АЕИ), получили большинство — 53 мандата из 101. Но чтобы самостоятельно избрать президента, им все равно не хватает восьми голосов. Остальные места в парламенте получили коммунисты.
Три месяца назад была противоположная ситуация: коммунистам не хватало всего одного голоса, чтобы избрать президентом ставленницу Воронина Зинаиду Гречаную. Оппозиционеры не пошли им навстречу, и после двух безуспешных голосований в парламенте были назначены повторные выборы. Коммунисты были уверены, что их ждет триумф: после апрельских погромов в Кишиневе избиратели отвернутся от запятнавшей себя оппозиции. Но расчет не оправдался.
Теперь партия Воронина решила, что не будет наступать на те же грабли и блокировать выборы президента. «Да, мы готовы сотрудничать [с альянсом]. В том числе при голосовании за кандидатуру президента», — заявил Newsweek один из лидеров коммунистов Владимир Цуркан.
Кишиневский политолог Виталий Андриевский говорит, что у коммунистов нет выбора. Новая правящая коалиция и без их помощи сможет выбрать спикера парламента, переназначить генпрокурора, руководителей спецслужб, Счетной палаты и гостелевидения. «Административный и силовой ресурсы перейдут к оппозиции, что чревато заведением на коммунистов уголовных дел, — говорит Андриевский. — А так у коммунистов есть возможность поторговаться в обмен на какие-то гарантии, чем они сейчас и занимаются».
«Если коммунисты не проголосуют за демократического президента, в январе страну ждет экономический коллапс. Не представляю, как они это разрулят, — горячится экономист Вячеслав Ионицэ, депутат от либерально-демократической партии. — Уже сейчас ситуация в стране катастрофическая. В три раза хуже, чем в 1998 году». По его словам, к новым выборам задержки по зарплатам и пенсиям могут составить три-четыре месяца.
«А коммунистическое правительство будет, как и сейчас, носить приставку и. о., без каких-либо прав, в том числе на переговоры по иностранным кредитам, — объясняет Ионицэ. — Если страна обанкротится, они понесут ответственность». По мнению главы центра «Политическая аналитика» Михаила Тульского, в случае повторных выборов в январе коммунисты наберут максимум 35% голосов.
При этом многие уверены, что партия Воронина идет на сделку с демократами не от безысходности, а по трезвому расчету. Смысл комбинации состоит в том, чтобы намеренно отдать власть новому альянсу, а самим перейти в «жесткую оппозицию», как говорит правая рука Воронина Марк Ткачук. Либерал-демократы не справятся с кризисом, и к тому же их альянс окажется непрочным. Тогда коммунисты выступят в качестве «спасителей» и вернут власть.
«Это рискованная, но не лишенная логики авантюра», — говорит Михаил Тульский. По данным статистического комитета Молдавии, за первые полгода спад в промышленности составил 25%, инвестиции сократились на 38%, грузооборот упал на 56%. Доходы населения при этом пострадали не так сильно. «По-настоящему молдаване почувствуют кризис осенью и зимой, — утверждает политолог. — На кого они свалят вину? На новую власть».
При этом, по словам политолога, не ясно, что будет с кредитом в $500 млн, который Дмитрий Медведев и Владимир Путин пообещали Воронину в июне. «Первый транш может поступить уже через 1,5–2 месяца», — сказал тогда Путин. Пока Молдавия ничего не получила.
В прошлую пятницу Воронин приехал к Медведеву в Сочи — в последний раз в качестве президента Молдавии. По словам Медведева, обсуждали торгово-экономические отношения и пути выхода из кризиса. Маловероятно, что Воронин хлопотал о судьбе будущего правительства, которое придет на смену коммунистам.
Оппозиционеры надеются, что Москва не оставит их без денег. «Я имел встречу с послом России [в Молдавии]. Он сказал — это кредит республике, а не Воронину. В России есть умные люди, — уверен Михай Гимпу, лидер вошедшей в альянс Либеральной партии. — Не захочет Россия — есть мировой фонд, мировой банк, европейский банк». Гимпу говорит, что российских денег «в любом случае было бы недостаточно», и не сомневается, что Запад поддержит новую власть: «Мы сформируем органы власти и начнем реформы. Покажем им, что тратим деньги не на банкеты».
Простые молдаване надеются не только на помощь из России и Запада. За неделю до выборов СМИ сообщали, что кредит в размере $1 млрд на суперльготных условиях Молдавии даст коммунистический Китай. Сообщалось, что китайскую делегацию лично принимал Воронин.
Теперь представители альянса готовят общественность к тому, что на эти деньги рассчитывать не стоит. «Это была шутка, пиар», — говорит либерал-демократ Вячеслав Ионицэ, удивляясь тому, как пресса попала в ловушку: «В Financial Times об этом написал Льюис О’Нил, бывший представитель ОБСЕ в Молдавии. Но он пианист по образованию». Статья называлась «Китай завоевывает себе плацдарм под боком у России». «Уверен, китайцы об этом даже не подозревают», — говорит Ионицэ. Коммунисты же утверждают, что договоренности о китайском кредите существуют и что переговоры продолжатся, как только будут сформированы новые органы власти. Об этом Newsweek заявил советник Воронина по экономическим вопросам Олег Рейдман.
Не ясно, хотят ли коммунисты сами принимать участие в этих переговорах и в управлении страной. Ранее Марк Ткачук говорил, что на полумеры коммунисты не пойдут. Но в минувший четверг его однопартиец Владимир Цуркан сказал, что, исходя из результатов выборов, партия имеет моральное и политическое право занять высшие посты в государстве. «Как минимум один, — подчеркнул политик. — Не исключаю, что это будет пост спикера».
Представители демократического альянса дали понять, что в принципе готовы отдать пост спикера, если им не будет Воронин. На вопрос Newsweek, готовы ли коммунисты сдать своего бессменного лидера, Владимир Цуркан ответил уклончиво: «Это все должно быть аргументировано и будет обсуждаться во время переговоров».
У коммунистов тоже есть персона нон грата, человек, за которого они свои восемь голосов отдадут только в самом крайнем случае: их бывший соратник, экс-председатель парламента Мариан Лупу, в июне покинувший партию и перешедший в стан демократов. «Если Лупу станет президентом, за ним потянутся рядовые члены компартии и избиратели, — говорит политолог Виталий Андриевский. — Коммунисты рискуют потерять партию». При этом, по его словам, вероятность того, что альянс выдвинет на пост президента именно Лупу, очень велика.
По словам источника, близкого к компартии, еще до того как образовался «Альянс за европейскую интеграцию», Кремль советовал ей заключить коалицию с Марианом Лупу и Серафимом Урекяну из «Нашей Молдовы». «Ответ коммунистов Кремлю был таков: не хотим дарить предателю-перебежчику половину своего электората и оживлять политический труп Урекяну», — утверждает собеседник. Но если демократы станут шантажировать коммунистов перспективами дел о коррупции — в частности, в отношении Воронина-младшего, — коммунисты согласятся и на Лупу, и на Урекяну и любых других либералов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *