Российская компания «Яндекс» подала заявление в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой провести проверку в отношении Google. Американский интернет-гигант, являющийся разработчиком операционной системы Android, в 2014 г. запретил нескольким производителям телефонов устанавливать на выпускаемые ими аппараты программы сторонних производителей, в том числе «Яндекса».

Причина таких действий Google очевидна: компания стремится увеличить свою долю на рынке мобильных приложений, что ей успешно удается делать. В январе она нарастила долю в РФ до исторического максимума – 33,6%. Google все еще серьезно проигрывает «Яндексу» на нашем рынке (58%), но весь прирост Google – 2% – он «откусил» именно у «Яндекса», что последнему, естественно, не нравится, так как доля на рынке поисковых систем – это деньги, которые поисковик получает за рекламу.

Тем не менее решение нажаловаться на Google в ФАС эксперты называют бесперспективным. «Такое заявление «Яндекса» выглядит как попытка добить раненого зверя», – считает исполнительный директор консалтинговой компании Heads Никита Куликов. Дело в том, что сейчас в Еврокомиссии уже идет разбирательство относительно доминирующего положения Google на европейском рынке. Более того, «Яндекс» выступает там в качестве свидетеля.

«Доказать факт доминирования компании на одном рынке и навязывания ею своих услуг будет сложно. Ведь то, что доля Android высока на рынке планшетов или мобильных устройств, совершенно в данном случае не означает, что она является монополистом», – говорит генеральный директор консалтинговой компании bSimple Рамин Алиев.

Если ФАС все-таки решит принять сторону «Яндекса», в таком случае Google может грозить оборотный штраф в размере до 15%. С учетом оборота компании в России в 14,7 млрд руб., по данным за 2013 г. (данных за 2014 г. пока нет), компания может заплатить до 2,2 млрд руб. «Однако я расцениваю вероятность такого решения как достаточно низкую», – резюмирует Рамин Алиев.