Десятилетний Игорь Сумароков вспоминает учебу в школе как кошмарный сон. На уроках от волнения он заикался и плакал. После окончания 1-го класса мальчик категорически сказал отцу: «В школу больше не пойду, придумай что-нибудь». И вот уже два года Игорь учится дома. «Мальчик совсем другой стал, спокойный, уверенный, и все успевает: учится хорошо, занимается в изостудии и двух спортивных секциях», — не нарадуется отец.


Семейный учитель Игоря — Альбина Артемьева любит рассказывать историю, как однажды целый класс одной из московских школ решил перейти на семейное образование. «У восьмиклассников был конфликт с классным руководителем, и они с помощью родителей решили его просто — стали учиться дома. Всем классом, ага», — смеется Артемьева. Эта история, конечно, напоминает анекдот, но в последние годы все больше родителей предпочитают, чтобы их дети учились вне школьных стен. Семейное обучение в России практикуется с 1992 г.: тогда был принят закон «Об образовании» и родители получили право выбора — отправлять ребенка в школу или самостоятельно обучать в семье. Сейчас больше 20 000 москвичей учатся дома, за последние 10 лет их число увеличилось вдвое и продолжает расти на несколько тысяч в год; сколько таких учеников в регионах, никто не считал. В апреле начинаются традиционные вступительные собеседования для первоклассников, и отряд «внешкольников» пополнится очередными новобранцами.



«Я вам таких школьных “страшилок” могу столько рассказать, что даже поверить сложно, — говорит учительница Альбина. — Бывают дети, которые от одного вида школы падают в обморок». Но такой психологический стресс — совсем не обязательное условие. Домашнее образование специалисты рекомендуют детям с гипертрофированной активностью, которые физически не могут высидеть 40–45 минут за партой, и тем, кто немного отстает в развитии или, наоборот, слишком забегает вперед в учебнике: все это чревато конфликтами — и с учителями, и с одноклассниками, — а значит, и психологическими травмами. «В общем, к нам приходят те, кто не подходит под школьный стандарт, — уточняет Артемьева. — Потому что, к сожалению, в наших средних учебных заведениях до сих пор ребенок для школы, а не школа для ребенка».


Родители меняют опытных школьных учителей на гувернанток, выписанных из Лондона, студенток педвузов, собственных подружек, бабушек или даже сами берутся за учебники и вспоминают, что такое тычинка и пестик или как перемножаются дроби.



По данным Российской академии медицинских наук, втечение 10 лет число школьников с нарушениями пищеварения выросло в два раза, а с болезнями нервной системы — в четыре. В середине 90-х проблемы со зрением были у 10–15% учеников, в 2007-м — более чем у 40%. По мнению медиков, причина действительно прежде всего в неправильном питании и хронической перегрузке детей, которые учатся по 6–7 часов в день, а потом приблизительно столько же времени проводят перед компьютером.


По словам Артемьевой, именно желание избавить детей от излишней нагрузки побуждает родителей переводить их на домашнее обучение. «Есть куча совершенно ненужных знаний, которые преподают в школе просто по привычке, а дома ты эти вещи обходишь стороной или объясняешь в двух словах», — говорит Елена Карпова, доктор филологических наук, 43-летняя мать двоих мальчиков. Старшего, Колю, она забрала из 4-го класса, после того как он две недели кряду изучал «Бронзовую птицу» и «Кортик» Рыбакова. «Ну, вообще-то это не лучшие подростковые произведения мировой литературы, — иронизирует Елена. — Это, конечно, не главная причина — просто последняя капля. Окончательно убедилась, что современная школьная программа совершенно неэффективна, бессмысленна и, главное, неинтересна».


Перевести ребенка на домашнее обучение, в общем-то, несложно: нужно подать заявление в школу и дождаться, пока его подпишет директор. А дальше — аттестация каждые полгода или год, в зависимости от договоренностей с педсоветом. Если не сдал — будь любезен на пересдачу, а то и на второй год можно остаться. Коля Карпов успешно прошел все проверки за три года: получил все пятерки, и даже учительница сказала, что «видит такой уровень впервые в жизни» (согласно исследованию Мэрилендского университета 1998 г., результаты тестов по базовым предметам существенно лучше именно у «домашних детей» — обычные американские школьники совершили на 15% ошибок больше; по оценкам Министерства образования США, в Америке около миллиона детей перешли на семейное образование).


На вопрос, какие предметы любит, Коля бодро отвечает — «все»; на вопрос, что все же нравится больше всего, говорит — биология, потому что «училка», приходящая по субботам, показывает «красивые фильмы про кузнечиков и львов». Младший брат Коли Петя прошлой осенью пошел в первый класс — он же станет для него и последним: отдать ребенка в школу на год Елена решила для того, чтобы «почувствовал разницу».


«Разницу» ощущают и родители — например, мама одиннадцатилетней Кристины Мария до сих пор не верит в собственное счастье: и рано с утра вставать не надо, чтоб на первый урок успеть, и забирать ребенка посреди рабочего дня не нужно. «Прежде всего меня поразило, что те же самые знания можно получить, потратив куда меньше времени, — говорит Мария. — Ведь никто и ничто не отвлекает, и можно работать в своем, удобном тебе темпе!» У Кристины остается уйма времени для всяких дополнительных занятий: например, ежедневно по три часа играет на скрипке. Да и возможность пойти в театр или на концерт в будний день вечером Марию очень радует. «Можно даже куда-нибудь уехать в не каникулярное время, — восторженно говорит она. — Но поспать — это, конечно, главное!».


Любит поспать и 10-летний Игорь Сумароков — он даже считает, что многие проблемы в школе были связаны именно с ранними вставаниями: «На первом уроке я спал, потому что раньше девяти утра проснуться не могу». Теперь Игорь встает в полдесятого, спокойно завтракает, занимается математикой и историей с папой, чтением и письмом с бабушкой, вечером едет в бассейн или в художественную школу. По выходным Игорь с родственниками и друзьями ходит в музеи и театры. «Он тратит на занятия в день два часа — столько же, сколько раньше на приготовление уроков», — говорит папа.


Раз в неделю Игорь приезжает на занятие в школу семейного обучения «Автодидакт» на консультацию к семейному учителю Альбине Артемьевой. Семейная школа расположена в помещении детского клуба. Игорь-отец и Игорь-сын сидят вместе за одной партой. Учительнице периодически приходится одергивать отца: «Уважаемый, не подсказывайте, пожалуйста!»


«Почему ты не прочитал эту книгу?» — спрашивает у Игоря Альбина. «Не понравилась, плохо написана», — смело отвечает мальчик. Альбина улыбается и предлагает ему на выбор несколько других книжек.


«Плюс семейного образования в том, что мы ориентируем учебный процесс на конкретного ребенка, учитываем его мнение, прислушиваемся к нему, — объясняет педагог. — В результате дети становятся более самостоятельными, организованными, развивается индивидуальность».


Семейный учитель Марина Байкова тоже уверена, что семейное образование хорошо сказывается на характере ребенка: «Такие дети за толпой не пойдут, у них свой взгляд на вещи, и они не агрессивны». Байкова уже 10 лет консультирует отважных родителей, хотя вообще-то она профессиональный этнолог и долгое время жила в Индии и Америке. «Когда в начале 90-х я вернулась в Россию, то поняла, что мои дети в русской школе учиться не будут. Ни за что, — вспоминает она. — В первую очередь потому, что воспитание и образование в современной школе не формируют качества, которые необходимы для успешной жизни: способность к самообразованию, умение мыслить творчески и ставить цели». Все трое ее детей учились дома — «потренировавшись» на своих, Марина взялась и за чужих и теперь помогает «начинающим» учителям-родителям с планами занятий и контролем. Ее собственные отпрыски — уже студенты престижных московских вузов и вполне вписались в жизнь «вне семьи».


Есть, впрочем, и противники семейного образования. Их главный аргумент — без школы ребенок растет в тепличных условиях. «Школа — это микромодель нашего социума, — уверена частный детский психолог Елена Окулова. — Там дети учатся взаимодействовать с самыми разными людьми: и с ребятами из благополучных семей, и с хулиганами, и с теми, кто их любит, и с теми, кому они неприятны». По словам психолога, очень важно, что школьник с первого класса учится тому, что ему придется постоянно делать во взрослой жизни: разрешать конфликты, проявлять характер, бороться за место под солнцем, конкурировать и идти на компромиссы. «Понимаю, что нередко родители, выбирая для своего ребенка домашнее образование, пытаются создать для него наиболее комфортные, в том числе с психологической точки зрения, условия, — уточняет Окулова. — Но важно понимать, что ребенок рано или поздно столкнется с реальным миром, и он доложен быть к этому готов».


Как сами «самостоятельно выращенные дети» относятся к выбору своих родителей, станет понятно очень скоро: вот-вот к обучению приступят дети тех, на ком опробовали домашнее образование 16 лет назад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *