Cisco

Systems Inc. на днях объявила о своих финансовых результатах за 2010 год, после чего цена ее акций упала на 15%. Инвесторы были разочарованы снижением чистой прибыли на 18%. Чтобы сохранить своих клиентов на протяжении всего IV квартала, Cisco пришлось снижать цены на продукцию. В то время когда менеджмент центрального офиса Cisco Systems в США искал способы сохранения рентабельности бизнеса, в офисе компании в Москве разгорелся скандал: рядовые сотрудники публично обвинили московское руководство если не в коррупции, то, по крайней мере, в преднамеренном снижении доходов от продаж. Традиционно именно западные коммерческие структуры всегда являлись в России неким эталоном эффективного управления и заботливого отношения к сотрудникам, однако московская сага Cisco может основательно подпортить эту картину.

История

профсоюзной

борьбы в нашей стране не так уж насыщена яркими событиями, громкими судебными процессами, прежде всего потому, что профсоюзное движение до сих пор действует по лекалам двадцатилетней давности. Вот Западная Европа или США – другое дело. Там культура профсоюзного движения представляется эталонной. Лидеры профсоюзов входят в правление компаний, контролируют соблюдение прав работников акционерами и руководством больших корпораций. Казалось бы, с приходом крупного иностранного бизнеса в Россию придут и аналогичные практики – прозрачное корпоративное управление, эффективный менеджмент, контроль доходов, мотивация персонала, понятная отчетность и профсоюзы как универсальный инструмент защиты работников. Не случилось.

Как рассказал корреспонденту «Ко» сотрудник московского офиса Cisco Вячеслав Ревичев, в декабре 2009-го его руководитель Алексей Романов накануне заключения Ревичевым одной из сделок стал настаивать на предоставлении по контракту дополнительной скидки в 5%, что составляло $180 000.

«Понимаете, все оплаты идут через партнера, то есть деньги осядут у него, а это является коррупционной составляющей, – поясняет Ревичев. – Клиент не знал ничего. Алексей Романов навязал мне партнера, на которого он может влиять».

Зарплата менеджеров зависит от объема продаж, поэтому предоставление дополнительной скидки наносило ущерб не только компании, но и Вячеславу Ревичеву. Он отказался и настоял на заключении сделки на стандартных условиях. Как рассказывает Айдар Гарипов, коллега Ревичева по Cisco, весной 2010-го, когда Алексей Романов возглавил продажи операторам связи, на них началось давление. В мае они написали заявление об этом в службу безопасности компании, а вскоре организовали в Cisco профсоюз.

«Профсоюз – единственное средство, только объединившись, можно чего-то достичь, – рассказывает председатель профсоюза Андрей Хабаров. – Мы проработали в Cisco пять лет. Когда возникла эта ситуация, решили защитить себя». После создания профсоюза давление на активистов усилилось: у них отобрали компьютеры и обязали с 9 до 18 часов находиться в офисе, за любую мелочь стали объявлять выговоры.

Члены профсоюза Cisco неоднократно предпринимали безуспешные попытки связаться с руководителем московского офиса Павлом Бетсисом, но вскоре поняли, что он знает о давлении на профсоюзных активистов, однако публично не вмешивается в этот процесс.

«Все, что сейчас имеется в Cisco, есть благодаря старым сотрудникам, так как все переговоры и контракты идут год-два, пять лет. У нас прекратила существование кадровая политика, стали плодиться интриги, – возмущается Гарипов. – Что сделал Павел? Начался его культ личности в компании. Целый отдел работает над написанием статей для западного офиса о том, сколько он сделал». Заслуги за крупный контракт, заключенный Гариповым в Башкирии, были приписаны Бетсису. А фирма в Татарии, работавшая с Cisco 15 лет, по словам членов проф­союза, лишилась статуса партнера за отказ собирать компрометирующую информацию на Гарипова. «Многие партнеры называют Павла Бетсиса терминатором, который пришел все разрушить», – говорит Гарипов. С подачи Бетсиса на руководящих постах в московском офисе Cisco стали работать секретари. В профсоюзе убеждены, что основным критерием при приеме на работу сотрудников является не профессионализм, а их управляемость.

Не так давно в Бразилии за неуплату налогов компании были предъявлены претензии на $830 млн, а руководитель местного офиса сел в тюрьму. Наверное, поэтому событиями в московском офисе Cisco живо заинтересовалась Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), где, как говорят Хабаров, Гарипов и Ревичев, по обнародованным профсоюзом фактам было начато расследование. В конце декабря обыски в офисах Cisco провели сотрудники МВД. Известно, что доследственные мероприятия проводятся по признакам, содержащимся в статьях о мошенничестве и уходе от налогов.

Как говорят профсоюзные активисты, они выступают не против компании, а против отдельных руководителей, деятельность которых ведет к уничтожению позиций Cisco на российском рынке. Члены профсоюза намерены развивать свое движение. Они уверены, что практика мнимых скидок была распространена и в других регионах. Учитывая масштаб бизнеса Cisco в нашей стране и объемы скидок, можно предположить, что коррупционные доходы некоторых менеджеров составляли миллионы долларов. Происходящее в московском офисе очень напоминает бразильские события, связанные с Cisco Systems, и в какой-то мере объясняет слабые финансовые результаты компании в прошлом году. Вполне вероятно, что вопрос управляемости московского офиса решится. Главное, чтобы цивилизованно, а не «по бразильской системе». SEC ведь работает.


«По бразильской системе»

В 2007 году в бразильском офисе Cisco полиция арестовала 40 человек и затребовала у американских властей экстрадировать еще 5 работников компании из США. Правоохранительные органы Бразилии обвинили Cisco в использовании «серых» схем растаможки оборудования и незаконных схем для минимизации налогов. С учетом штрафов и пеней компания должна была бразильскому государству сумму $826,4 млн. По данным полиции, в преступную группу входило до 650 человек.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *