Сейчас мы настолько привыкли к смартфонам, что остаться даже на несколько дней без него – настоящее испытание. Но в прошлом телекоммуникационных технологий есть одна интересная и очень длинная глава: пейджеры.

Для начала стоит понять, что скрывается под определением “пейджер” и почему современный смартфон, который легко получает SMS-сообщение, – ему не родня.

Пейджер – это радиочастотный приемник, который может принимать сообщения, транслируемые на определенной частоте по специальной сети базовых радиостанций.
Сообщения отправляются из центра пейджинговой связи – обычно человеку нужно позвонить и назвать номер получателя оператору. Позже появилась возможность использовать электронную почту.

Как появились пейджеры

Сначала система, отдаленно напоминающая будущие пейджеры, появилась в полиции Детройта в 1921 году. Тогда машины правоохранителей оборудовали примитивными радиоприемниками.
Однако день рождения пейджера пришелся на 1949 год, когда соответствующее изобретение запатентовал изобретатель Альфред Гросс (этот же человек приложил руку к разработке переносных раций). Тогда название “пейджер” еще не использовалось, а устройства предназначались для медицинских работников.
При этом Федеральная комиссия по связи одобрила использование таких приемников только в 1958 году: это поворотная дата в их истории.

Уже в 1956 году компания Motorola присвоила таким гаджетам имя “пейджер”, а заодно закрепила за собой лидерские позиции в этой продуктовой категории – на четыре десятилетия вперед.

Однако первый коммерчески успешный пейджер на потребительском рынке появился лишь в 1974 году и назывался Pageboy I. У него не было дисплея, а также внутренней памяти для хранения сообщений, однако он работал – оповещая пользователей звуковыми сигналами.
За эту особенность за устройствами закрепилось альтернативное название – біпери. Такой скромной функциональности было достаточно для того времени. Услышав нужный сигнал, полицейские возвращались в отделение, а медики контактировали с операторами для получения информации.


Вот так выглядел Pageboy 1

В 1970-х пейджеры научились принимать сообщения разного тона и даже голосовые месседжи. Но технология, как и ранее, развивалась неторопливо. К 1980 году в мире насчитывалось около 3,2 млн пейджеров.
Причиной относительно небольшой популярности была ограниченность зоны, в которой могли работать приемники – она не превышала 40 километров. Пейджеры использовались локальными спасательными, медицинскими или полицейскими отделениями.

Совершенствование пейджеров

На 1980-й приходится и первый пик использования пейджеров СССР. Тогда в Москве проходили XXII летние Олимпийские игры, а выдали пейджеры узком кругу служебных работников. Впрочем, главные события развивались за океаном.
Пейджеры начали усложняться в плане функциональности. Появились модели с крошечными экранчиками – сначала была доступна только передача чисел, потом можно было отправлять короткие сообщения, вроде современных SMS.
В начале 80-х создатели наконец преодолели географические ограничения пейджеров – они начали работать в масштабах городов, штатов и даже стран. Кроме того, отправитель мог заказать отправка сообщения в определенное время или повторные вызовы– чтобы абонент точно получил сообщение, даже если временно находился за пределами охвата пейджинговой сети.
Во главе прогресса и дальше стояла компания Motorola, которая в 1986 выпустила самую популярную в мире модель пейджеров – Bravo.

Bravo

В 1988 году компания SkyTel официально ввела в эксплуатацию на территории США общенациональную пейджинговая сеть с поддержкой текстовых сообщений, что спровоцировало ажиотаж среди потребителей. К 1990 году в мире было около 22 млн активных пейджеров, До 1994 эта количество уже достигло 61 млн!
Пейджер стал статусным устройством – помимо функциональной пользы, он приносил своему владельцу значимость в глазах окружающих. Последними серьезными технологическими новшествами в мире пейджеров стали “твейджер” – пейджеры с двусторонней связью.
Они отдаленно напоминали кнопочные коммуникаторы и имели откидные QWERTY-клавиатуры, с помощью которой можно было набирать соответствующие сообщения.

Вот так выглядел популярный твейджер SkyTel

Первый твейджер Tango в 1996 году и выпустила Motorola, однако на то время было понятно – мобильная связь и мобильные телефоны пейджеры вытеснят обратно, в профессиональную среду.
До 2001 года интерес к рынку потеряли два ведущих производители – Motorola и Glenayre.

Samsung тоже выпускала пейджеры

Телефоны победили.

Пейджеры мертвые? Нет

В США пейджеры продолжают использоваться медиками, полицейскими, спасателями, а лидером рынка, который в 2009 году принес 361 млн долларов прибыли, стала компания Spok.
Кстати, если вы смотрите “Доктора Хауса” или “Клинику”, то точно заметили – все врачи в шоу носят пейджеры. Такая связь имеет несколько преимуществ:

  • высокая надежность, несравнимая с уязвимыми телекоммуникационными сетями
  • дешевизна устройств
  • возможность легко записать все присланные сообщения для дальнейшего использования в протоколах
  • при средней частоте использования пейджеры живут до 30 дней на одной AAA-батарейке

Что касается отечественных реалий, то золотым веком для пейджеров стал период с 1993 по 1998 год. Они были популярной возможностью оставаться на связи, не тратя более 1000 на мобильник.

Пейджер Моторола

Пейджеры обычно пристегивали на ремень – некоторые буквально кутался в пояс из маленьких черных біперів.

Пейджерами можно пользоваться и сегодня

Сейчас большинство пейджинговых операторов закрылись или изменили курс: кроме предоставления пейджинг-услуг для частных охранных или курьерских компаний, они организуют call-центры. Однако купить пейджер можно и на OLX или других площадках.

Купить пейджер можно на олх

Другое дело, что смысла в этом практически не осталось. После кризиса 1998 года пейджинговая сеть быстро упала под навалом абонентов, которые открыли для себя резко доступен мобильная связь.

Ну а теперь, с приходом мобильных сетей третьего и четвертого поколения, главным козырем стал интернет. А пейджерам осталось только ютиться в своей скромной профессиональной нише. Но мы их не забудем, правда?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *