Гонка «вооружений» между автовладельцами и автоугонщиками не знает перерывов. На сегодня существуют два разных подхода к защите своего автомобиля: максимально затруднить сам процесс угона (в этом случае ставка делается на комбинацию противоугонных систем), или – менее распространенный – усложнить дальнейшую перепродажу автомобиля или его запчастей.

 

Современные инструменты позволяют угонять самые, казалось бы, защищенные автомобили. Некоторые автолюбители от безысходности предпочитают снижать ликвидность своего автомобиля, ухудшая его внешний вид (небольшая вмятина на капоте способна сделать авто неинтересным для злоумышленника). Тем временем, существует более гуманный способ превращения любимого аппарата в объект, непривлекательный для угонщиков.

Осенью 2004 года специальным приказом МВД России обязало свои подразделения использовать противоугонную маркировку «ДатаДот» для выявления и идентификации похищенных автотранспортных средств. Данная система, делающая угон автомобилей экономически невыгодным, уже получила признание в десятках стран мира. Особой популярностью, как показывает статистика продаж, она пользуется среди владельцев транспортных компаний и фирм с собственным корпоративным автопарком.

В 2000 году австралийские ученые на основе изобретений, применяемых спецслужбами для засекречивания информации, разработали систему дополнительной противоугонной маркировки автомобилей – «ДатаДот». Идея не нова, тем не менее разработчики «ДатаДот» придали  своему продукту уникальные качества. На различные детали автомобиля наносится огромное количество микроскопических «дисков», содержащих информацию о персональном идентификационном номере машины. Применение полимерных материалов позволило добиться устойчивости маркировки к воздействию внешних условий: система «ДатаДот» жизнеспособна по истечении двадцати лет с момента нанесения на автомобиль.

Удаление секретной маркировки становится невозможным благодаря огромному число точек «ДатаДот» (от 5000 до 10 000) и их микроскопическому размеру (диаметр около 1 мм и толщина 0,1 мм). Сама маркировка видна лишь в ультрафиолетовых лучах и только под увеличителем, что затрудняет поиск точек «ДатаДот» для злоумышленников. Зато потенциальных преступников наверняка отпугнут предупредительные наклейки на автомобиле, подчеркивающие, что угонять данный автомобиль опасно и экономически невыгодно. Уничтожение многих тысяч точек «ДатаДот» – слишком трудоемкая работа, чтобы угонщики могли заинтересоваться промаркированным автомобилем или какой-либо из его запчастей. В этом и заключается смысл новой противоугонной системы: она не мешает физическому угону автомобиля, зато резко снижает мотивацию угонщиков, для которых извлечь выгоду от похищенного автомобиля становится сложно.

«Сотрудники ГИБДД по всей стране обязаны применять на практике спецприборы по обнаружению промаркированных автомобилей», – заявил начальник отдела розыска Главного управления МВД РФ Александр Солдатов. Практически на всех постах ГИБДД в России уже установлены портативные приборы, позволяющие обнаруживать точки «ДатаДот» и считывать с них микрошрифт. Информация о наносимой на автомобиль маркировке включается в базу данных, совмещенную с информационной базой ГИБДД, так что установить истинного владельца транспортного средства с помощью технологии «ДатаДот» можно в течение нескольких минут. 

Маркировка точками «ДатаДот» автомобилей базовой стоимостью более $20 000 обойдется в $650 (наносится 10 000 точек), если авто стоит менее $20 000, за $360 на него нанесут 5 000 микроточек. Противоугонная маркировка мотоциклов, скутеров и яхт обойдется в сумму от $300 за 2000 микроточек «ДатаДот».

 

Умные системы

 

Наиболее дорогие и продвинутые противоугонные системы, позволяющие заниматься поиском подвижных объектов, основаны на спутниковой технологии GPS-навигации. Установленное в автомобиле специальное оборудование принимает сигналы от нескольких навигационных спутников по GPS-каналу и на основании этой информации определяет координаты авто с точностью до нескольких метров.   Благодаря таким возможностям спутниковых систем слежения многие страховые компании настаивают на их установке в страхуемые автомобили стоимостью более $30 000 – 40 000. Конечно, удобство требует довольно большой платы. Стоимость систем с GPS-навигатором (Автоконнекс, Автолокатор Сателлит, Навигатор, Цезарь Сателлит) колеблется от $1500 до $3000 Ежемесячная абонентская плата за обслуживание GPS-систем составляет от $40 до $85.

Существуют и более «бюджетные» системы радиослежения и поиска угнанных автомобилей – так называемые GSM-устройства. Их работу обеспечивают телефонные станции сотовых систем связи. Если похищенный автомобиль находится в зоне приема сотовой сети, координаты автомобиля можно определить с точностью до 100 – 200 метров. Одновременно такие системы предоставляют владельцу автомобиля возможность дистанционно управлять транспортным средством, например, глушить двигатель или выключать другие устройства. В случае использования автономных систем, поиском и возвратом машин владельцам придется заниматься самостоятельно. Централизованные же системы обслуживаются специальными службами, которые занимаются приемом сигналов и поиском автомобилей. Соответственно различается их стоимость: от $350 до $1300. Наиболее известные поисковые системы – Автолокатор, АвтоМобил, LoJack. Абонентская плата в среднем составляет до $30 – 40 в месяц.

 

Самые же распространенные «противоугонки» – электронные устройства, затрудняющие сам процесс кражи (Alligator, Black Bug, Clifford, Code Alarm, Defa, Dragon, Excalibur, Mongoose, Mul-T-Lock, Red Scorpio и другие). Принцип их действия которых основан на разрыве электрических цепей автомобиля в случае несанкционированного доступа (например, иммобилайзеры). Наиболее продвинутые из электронных систем снабжены опцией информирования владельца сведениями о том, что происходит с автомобилем, – с помощью настроенного на определенный радиоканал пейджера. В зависимости от дальности действия, количества охраняемых зон и наличия контроля канала связи стоимость этих систем может достигать $150 – $200. Минимальная планка для простейших электронных устройств составляет около $100, наиболее функциональные электронные охранные системы обойдутся в $500, а в редких случаях – до $1000.

Наконец, к самым простым и наиболее распространенным противоугонным системам относятся механические или электронно-механические приспособления, затрудняющие либо проникновение в автомобиль (замки капота, блокираторы дверей и багажника), либо движение машины в случае угона (замки КПП, блокираторы руля, тормозной и топливной систем, колес и выхлопных газов). Ценовой коридор средств защиты из этой категории – от $100 за простые замки руля или КПП до $1300 за системы, одновременно блокирующие гидравлические и пневматические системы тормозов и сцепления автомобиля. Наиболее известные на российском рынке марки – Defen Time, Dragon, Hood-Lock, Mul-T-Lock, Tecnoblock. Обычно специалисты советуют оборудовать автомобиль сразу несколькими «противоугонками». При расчете общей стоимости всех противоугонных систем целесообразно придерживаться показателя в 5% от стоимости автомобиля, который нужно защитить.

 

Самые угоняемые марки автомобилей в Москве

Марка                                    Количество угонов на 28.06.04

ВАЗ                                        2300

Volkswagen                            626

Audi                                        577

Mercedes-Benz                       314

Toyota                                    290

BMW                                      263

Москвич                                103

Lexus                                      88

Honda                         78

Nissan                         61

Источник: РБК

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *