Модное кафе «Уголек» в центре Москвы: за столиками много иностранцев, и звучит не только английская речь. Часть его посетителей, очевидно, живет в столице и работает поблизости, заглядывая перекусить в обеденный перерыв. Но есть и такие, кто приехал погостить на пару недель.

Россия переживает бум въездного туризма: по итогам 2015 г. турпоток из-за рубежа вырос на 13%, свидетельствует Ростуризм. Это неудивительно, ведь стоимость турпакетов для иностранцев не только не выросла, но даже скорректировалась в меньшую сторону.

Впрочем, зарубежные гости приезжают не только посмотреть на Красную площадь или пройтись по столичным бутикам. Все чаще в Россию едут не для развлечений, а для лечения– отечественные клиники привлекают низким (конечно же, в долларах и евро) ценником. В итоге российская частная медицина, чьи услуги зачастую недоступны отечественным пациентам, может неплохо заработать на клиентах из-за рубежа.

Импортный пациент

Вряд ли медицинских туристов можно встретить в том самом «Угольке» – их число по-прежнему достаточно невелико. По оценкам Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), Россию в 2015 г. с медицинскими целями посетили примерно 8500 человек.

«По сравнению с Таиландом и Сингапуром, куда ежегодно едут на лечение миллионы пациентов со всего мира, в нашей стране медицинских туристов очень немного», – говорит президент АОММТ Константин Онищенко. По разным данным, мировой рынок медтуризма оценивается в $30–60 млрд.

Другое дело, что число приезжающих в Россию лечиться растет. Посравнению с 2014 г. медицинских туристов стало больше на 16%, подсчитали в АОММТ, в 2016 г. этот показатель продолжит расти. Пока главным образом это пациенты из стран бывшего СССР, советские эмигранты, представители диаспор, но к ним все чаще присоединяются и обычные иностранцы, прежде никак не связанные с нашей страной.

Из других стран лечиться в Россию едут главным образом по той же причине, что и путешествовать, – из-за низкой цены. К тому же такой подход на Западе давно опробован – желающие сэкономить на лечении в Великобритании отправляются в Польшу, из Китая – на Филиппины, из США– вИндию. Все дело в ценнике: процедуры, которые стоят в США $50 000, вВенгрии обойдутся в $7000. Теперь ксписку стран, где можно сэкономить на лечении, прибавилась и Россия. Среди медицинских услуг, за которыми едут к нам из-за рубежа, лидируют стоматология и ЭКО. Также пользуются спросом услуги пластических хирургов, косметологов и офтальмологов.

«Комплексное обследование организма в России стоит $380–1200, взависимости от количества исследований. ВГермании его стоимость начинается от 1500 евро и может доходить до 15000 евро», – поясняет генеральный директор сети центров «Рэмси диагностика» Семен Савченко.

«Стоматологическое лечение в России дешевле и зачастую качественней», – соглашается главврач Центра приватной стоматологии «Доктор Левин» Дмитрий Левин.

Впрочем, есть и иные, помимо финансовых, причины приехать лечиться в Россию. Это законодательные или возрастные ограничения за рубежом на определенные процедуры, к примеру, на ЭКО. Данная процедура – одна из самых популярных среди приезжающих к нам медтуристов.

«С целью провести ЭКО в Россию ежегодно приезжают около 4500–5000иностранок. Чаще всего это итальянки (55%), поскольку до недавнего времени в Италии действовал запрет на процедуру», – говорит Константин Онищенко.

Для пациентов из бывшего СССР решающим оказывается уровень отечественной медицины – жители Туркмении, Казахстана, Молдавии едут лечиться в Россию из-за низкого качества своего здравоохранения.

В подавляющем большинстве иностранцы предпочитают приезжать в Москву и Санкт-Петербург, однако, например, норвежцы ездят лечить зубы в Мурманск, немцы делают пластические операции в Калининграде, у желающих похудеть или пройти программы детоксикации популярна Карелия. Пациенты из бывших союзных республик, которых, кстати, среди иностранцев в российских клиниках пока большинство, особенно активны в приграничном туризме – например, жители Казахстана регулярно лечатся в Омске.

Uber, Booking, Medigo

Для поиска гостиницы в России можно воспользоваться Booking.com, на случай заказа такси есть Uber, с бронированием столика в ресторане справится Gett. Почти так же, как такси или гостиницу, отыскать клинику и отправиться в нее на обследование или лечение можно при помощи зарегистрированного в Берлине интернет-сервиса Medigo.

Сервис, кстати, может поймать и волну въездного медицинского туризма в Россию – в прошлом году заработала его русскоязычная версия, а к проекту присоединились отечественные клиники («Европейский медицинский центр», клиника «Медицина», центры «Медскан»), услугами которых теперь могут пользоваться клиенты Medigo из-за рубежа. Пока клиенты из России, скорее, ищут через него клиники за границей, но кто знает, как дело повернется в будущем.

Сама идея маркет-плейса для медицинских клиник появилась, как это часто бывает, по воле случая – родители CEO Medigo Павла Цебула работали врачами в Польше. Периодически к ним приезжали лечиться (и экономить) пациенты из соседних стран. То же самое сегодня делают пользователи Medigo, только при помощи интернет-сервиса.

Изначально сервис был ориентирован на пациентов из Великобритании, США, Канады и Австралии, которые хотели сэкономить на лечении, не входившем в страховку.

«Вы отправляетесь к зубному врачу, а он предлагает потратить на лечение около 50 000 евро. И встает вопрос, где можно сделать то же самое, но дешевле и без потери качества», – объясняет региональный директор Medigo по России и странам СНГ Дмитрий Ладыженский.

Уже сегодня пользователям сервиса доступно 500 клиник в разных странах, включая не только Европу и США, но также Южную Корею, ЮАР, Таиланд, ОАЭ, Мексику, Коста-Рику и Индию. Клиенту предлагают более 900 медицинских процедур по 35 направлениям. За пару кликов можно узнать, менять ли коленный сустав в Испании или ОАЭ (кстати, в Испании дешевле), отправляться на пластическую операцию в Таиланд или Венгрию, и где дешевле аортокоронарное шунтирование (как оказалось, в Индии).

Medigo стартовал в Берлине, его основатели, коллеги Павла Цебула,– Ева Собликайте и Угур Самут– до этого развивали стартап Wimdu (аналог Airbnb). На текущий момент Medigo прошел три раунда инвестиций, стартовав с 2 млн евро, полученных от частного инвестора в Берлине (им стал Кристоф Мэр, вложившийся к тому моменту, к примеру, в проект SoundCloud). В декабре 2014г. на $6,2млн проект проинвестировали Accel Partners и LVMH, а в январе 2016г. в составе инвесторов появился фонд CL Ventures с $3,5 млн.

С целью сэкономить на медуслугах сервисом пользуются не только частные лица, но и страховые компании. Пока среди клиентов Medigo страховщиков около 10%, однако их доля в выручке больше (за счет более высокой стоимости лечения).

С начала 2015 г. сервисом воспользовались более 20 000 пациентов, а средний чек составил 2000–2500 евро. ВРоссии этот показатель выше – от 6000 евро. Всего в России воспользовались сервисом 700 человек и принесли проекту нескольким более 260 000 евро.

Каждый пациент платит сервису фиксированную сумму – 199 или 499евро (больший гонорар берут, если лечение обходится дороже 5000 евро). За эти деньги пользователь сервиса получает подбор клиники, смету на лечение, перевод выписки и других необходимых документов, визовую поддержку и т.д. Пакет может быть расширен: например, медицинский переводчик в поездке оплачивается отдельно (50 евро в час).

Платят сервису и клиники, с которыми он сотрудничает, – речь идет о процентах там, где это разрешает законодательство.

Пока сервисом пользуются российские пациенты, которые хотят уехать на лечение за рубеж, а также иностранцы, живущие в России, но попросту не знающие о существовании в стране клиник, отвечающих их запросам. Впрочем, клиники – партнеры сервиса, специализирующиеся на диагностике, например, сеть «Медскан», вполне могут рассчитывать на приезд пациентов из-за рубежа.

В глушь, в Саратов

В российские клиники приезжают, чтобы сэкономить, не только иностранцы. Снижение курса рубля и общая стагнация экономики меняют вектор медицинского туризма.

«Если раньше мы наблюдали стабильный поток пациентов, отправляющихся в Германию, Израиль, Сингапур и Южную Корею, то сегодня все чаще люди делают выбор в пользу отечественных медицинских центров. Мы ожидаем, что в ближайшие два года произойдет рост внутреннего медицинского туризма», – говорит специалист по медицинским проектам в IPT Group Алексей Судаков.

Впрочем, к российским клиникам присматриваются не только соотечественники, отказавшие себе в поездках за границу.

«В крупных городах наблюдается более высокий уровень цен, в связи с чем есть тренд на выезд в малые города для получения медицинских услуг», – говорит управляющий партнер, директор Top Hotel Experts Наталия Розенблюм.

Цены на многие виды услуг в региональных клиниках и правда значительно ниже (до 35%), в том числе, за счет более низких арендных ставок и зарплат. А значит, можно попробовать сэкономить. Причем зачастую сэкономленные средства с лихвой покрывают транспортные расходы и проживание в гостинице в чужом городе.

«В Москве средняя стоимость коррекции век – 40 000 руб., увеличение груди стоит 200 000–250 000 руб., липосакция – 15 000–30 000 руб. за зону. В Ярославле, Туле, Твери коррекция век и липосакция дешевле в два раза, увеличение груди – в полтора раза и т.д.», – говорит ведущий пластический хирург клиники Premium Aesthetics Игорь Ганьшин.

По оценке Российской ассоциации медицинского туризма, поездки на лечение внутри страны ежегодно совершают около 4% россиян, или примерно 8 млн человек. В минувшем году они потратили на лечение в России 255млрд руб. На пике спроса стоматология– на нее приходится 32% обращений. Интересуют туристов также гинекология и урология (23%), косметология (12%), лечение заболеваний глаз (8%) и сердца (5%).

Если говорить о жителях Москвы и Санкт-Петербурга, то они чаще всего едут в клиники Ярославля, Нижнего Новгорода, Владимира, Тулы, Твери и Рязани. Сюда можно быстро добраться на поезде, например, экспресс до Рязани идет всего 2,5 часа. Ездят из Москвы и в Санкт-Петербург: 4,5 часа, и вы на месте.

В Рязань многие едут лечить зубы– здесь много профильных вузов, а следовательно, и специалистов. Забьюти-услугами ездят в Калининградскую область, где быстро появляются новинки европейского рынка. На пластические операции ездят в Курган, правда, в основном туристы из Тюмени, Ханты-Мансийска, Салехарда.Другое дело, что о достижениях отечественных медиков потенциальные медтуристы из России знают мало, не говоря уже о зарубежных клиентах.

Ездить не перестанут

В выездном медицинском туризме наблюдается падение рынка, но мало кто может назвать точную цифру. «Объем выездного медицинского туризма сократился всреднем на 16–17%», – говорит Константин Онищенко. Данные Medigo значительно выше – здесь ожидают падения трафика чуть ли не вдвое.

По мнению основателя портала попоиску зарубежных клиник изаписи на лечение в них DocLand.ru

Дмитрия Домарева, в медицинском туризме если и есть падение, то в пределах 15%, и оно произошло за счет отказа от поездок клиентов разнообразных спа-комплексов. Если же говорить о серьезных болезнях, требующих лечения за границей, спад минимальный, ведь для пациентов зачастую это единственный шанс. Но меняется география поездок. Если раньше лидерами для россиян были Германия и Израиль, то теперь пациенты рассматривают для поездки, например, Южную Корею, где цена будет ниже.

Подобрать оптимальную клинику за рубежом как раз можно на DocLand.ru,

который заработал в России осенью прошлого года. Также здесь можно сориентироваться по стоимости лечения и организовать само посещение.

«Есть страны, где лечение многих заболеваний, которые в России выглядят безнадежными, достаточно рутинно для врачей местных клиник и щадяще для пациента, и мы хотим познакомить с ними россиян», – говорит Дмитрий Домарев.

Сегодня на портале зарегистрировано 143 клиники из Германии, Израиля, Южной Кореи, Индии и т.д.

Среди клиник, кстати, есть и российские, например, в случае перелома сервис посоветует пользователю из России обратиться именно туда.

DocLand.ru чем-то напоминает сервисы по бронированию отелей, однако до полной автоматизации пока дело не дошло, и детали поездки за границу клиенту нужно обсуждать со специалистом проекта.

Основное отличие сервиса от многочисленных конкурентов – посреднических компаний, помогающих организовать лечение за рубежом,– это отсутствие платы за услуги для пациентов. Сервису платят клиники, с которыми он сотрудничает (в среднем речь идет о 10% от стоимости лечения, это общепринятый размер маржи в отрасли, поясняют в DocLand.ru). Пациент же рассчитывается с клиникой напрямую и не несет допрасходов.

Изначально проект развивался на личные средства основателей, а в марте 2016 г. привлек инвестиции в размере $0,5 млн от GNB Fund Rus. В перспективе сервис рассчитывает выйти за пределы рынка в России и начать работать в азиатских странах.

Потенциально российские клиники могут занять значительное место на рынке медицинского туризма. Однако уже сегодня для этого есть целый ряд ограничений.

«Чтобы стать полноценным поставщиком на рынке медтуризма, необходимо иметь международную сертификацию, соответствующие стандарты качества, например, немецкие или британские. Пока такие клиники в России можно пересчитать по пальцам», – отмечает директор по развитию MedAboutMe Андрей Нгуен.

К этому стоить прибавить и такие довольно банальные на первый взгляд ограничения, как отсутствие у многих российских клиник валютного счета.

Тем не менее сейчас продвижением своего бренда на рынке медицинского туризма озаботилась Новосибирская область. Привлекать медицинских туристов, в том числе из-за границы, намерены Татарстан, Самарская и Омская области. Другой вопрос – получится ли. Пока проще съездить в Индию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *