Впервые с 2009 г. цена нефти Brent опустилась в прошлый понедельник ниже $44 за баррель, а WTI – ниже $39.Рубль следует за нефтью. И курс ему предначертан почти линейной зависимостью– 3100/Brent, где 3100 – среднестатистическая цена барреля в рублевом эквиваленте, а Brent – цена барреля нефти Brent, выраженная в долларах. Естественно, даже такое резкое пикирование мировых цен на нефть не повод поддаваться отчаянию.

Бывали случаи, когда нефть опускалась к отметке $36 за баррель, но ничего, потом «отрастала» в течение следующих двух лет. Три года – 2011-й, 2012-й, 2013-й – и половина 2014-го были у нас относительно стабильными. Теперь же кризисный период наступил надолго.

Причины кризисов принципиально разные. Нефтяной кризис 2008–2009 гг. был спровоцирован ипотечным кризисом в США. Его довольно быстро залили деньгами, так называемой программой количественного смягчения (QE).

Нынешний же кризис имеет более глубокие корни – нарушен баланс между производством и потреблением. Баланс нарушили производители сланцевой нефти. Я полагаю, что сланцевая нефть для администрации США уже стала национальной идеей– идеей освобождения от импортной зависимости, идеей экспансии на внешние рынки. Сейчас администрация США, я думаю, поддерживает сланцевых производителей прямыми и косвенными методами, освобождением от налогов, субсидиями, дотациями в эти проекты. Об этом свидетельствует то, что количество буровых установок по добыче сланцевой нефти уменьшилось вдвое за прошедший год, а объемы производства не только не сократились, но и наращиваются. В этих условиях традиционные поставщики – и в первую очередь Саудовская Аравия – вступили в своеобразную нефтяную войну за свои уже освоенные рынки сбыта.

Чем бы ни закончились нефтяные войны, но сланцевая нефть будет висеть дамокловым мечом над общемировыми индексами нефтяных цен. Если себестоимость добычи сланцевой нефти будет равняться $40, значит, мир будет жить при $40 за баррель. Снизят технологи и ученые добычу себестоимости до $20 – будем жить при $20.

Смогут удержаться только на $70, значит, повезло опять-таки, и будем на $70.Вторым важным фактором падения стало снижение китайских индексов деловойактивности. 24 августа они упали на 8%, 25-го обвалились еще на 6%, потянув за собой индексы всех стран Юго-Восточной Азии.Упали индексы на все сырьевые товары: металл, золото – минус 0,5%.

Казалось бы, на спаде цен на сырье все уходят в тихую гавань, называемую золотом. Но золото тоже проседает. Короче говоря, «караул, спасайте меня, люди добрые». Но! Появился первый, еще слабенький, добрый сигнал. Фундаментальные показатели нефтяного рынка не слишком сильны, но текущее падение невозможно объяснить одной лишь физической стороной вопроса, считают эксперты банка Morgan Stanley. «Ситуация на физическом рынке не объясняет обвала цен»,– написал в обзоре экономист банка Адам Лонгсон. Вероятно, вигру вступили финансовые и спекулятивные факторы, отмечает The Wall Street Journal. ПословамЛонгсона, несмотря на слабыемакроэкономические показатели Китая,основные индикаторы спроса на нефтьвКитае были относительно устойчивыми виюле.

Таким образом, лидеры рынка, формирующие информационную оболочку,– Morgan Stanley, Lehman Brothers, владельцы биржи, владельцы информационных ресурсов– дают первый сигнал на этом затянутом негативом небосклоне. Тем не менее пока я допускаю дальнейшее падение цен на нефть до $30, и соответственно рубль ослабнет до 100 рублей за доллар. Это возможно, если ведущие игроки нефтяного рынка продолжат игру на понижение.

Автор — ведущий аналитик компании "Алгоритм. Топливный интегратор"

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *